На территории Латвии первые ювелирные изделия изготавливались около 1,5 тысяч лет тому назад. Сначала, вероятно, это были простые ожерелья из янтаря, затем викинги познакомили местных жителей с серебром и золотом. Эти привозные изделия время от времени ломались, гнулись, их приходилось ремонтировать местным умельцам. Так начало зарождаться ювелирное ремесло.
Гильдия ювелиров образовалась в 1630 году, 25 января (этот день в настоящее время можно считать профессиональным праздником ювелиров Латвии), по край ней мере она была зарегистрирована в Рижском магистрате. Но до этого в каждом замке селились, приглашались ремесленники, в первую очередь оружей ники и, конечно, ювелиры или золотых дел мастера, ведь оружие нужно было украшать.
В средние века и начиная примерно с XIII и до XX века, в Латвии практически в каждом местечке или небольшом городке жил и работал мастер со своими учениками и подмастерьями. Особенно много таких мастерских находилось в городах и замках по течению Даугавы. Даже в Латгалии, в маленьком городке Краслава при графе Хендрике Платере в 1730 г., помимо семи заводов: печных изразцов, игральных карт, мельницы, льнопрядильни и большой каретной мастерской существовала и большая ювелирная мастерская. Как знать, может и король Польши Август кое-что приобрел здесь из ювелирных изделий . Король любил все прекрасное и ценное. А после получения Магдебур-гского права на беспошлинную торговлю ювелирное мастерство в Краславе стало еще более развиваться. Статус города Краслава обрела в 1923 г. Первым мэром стал торговец и ювелир Моисей Рабинович, который самолично придумал герб города: ладья, в которой дружно и слаженно гребут пять гребцов: латыш, поляк, еврей, русский и белорус. Такие тогда были межнациональные связи.
В 1936 г. в Риге существовали и эффективно работали 52 ювелирные мастерские с численностью работающих не менее 10 человек, не считая тех, где работало по 2-3 человека. Владелец каждой мастерской должен был получить в магистрате лицензию, заплатить за которую 300 латов он мог в течение года.
Полицейский пристав мог проверить наличие лицензии для того, чтобы убедиться, не истек ли срок оплаты и не работает ли владелец с просроченной лицензией . Причем, плата за лицензию была дифференцированной . При выдаче лицензии у будущего предпринимателя спрашивали, сколько у него будет работающих мастеров и учеников, потому что каждому проверяющему налоговому инспектору (на всю Ригу их было десять) было отлично известно все о нормах выработки и прибыли, которую получал владелец от каждого работающего. Тогда в правительстве отлично понимали, что все попытки поднять уровень сбора налогов дают лишь кратковременный эффект, неизбежно оборачиваясь затем новым, еще более глубоким спадом. Тем самим нарушалась бы формула общественного согласия - "суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения", или, как говорил Вяземский , - "...против дурных законов, издаваемых правительством, есть одно средство - дурное их исполнение".
Но наступили времена "Атмоды", известные политические и экономические преобразования, и в Латвии жизнь мастера-ювелира существенно изменилась. Разумеется, сейчас, когда пишется эта книга, все позволено, проявляй только инициативу и предприимчивость. Однако, все осталось, если не по-прежнему, то намного хуже. К примеру, если ювелир решит основать свое индивидуальное предприятие, собираясь работать только сам, сам платить аренду за отопление, газ, электричество, то по букве закона он будет... крупным предпринимателем и налоги он будет платить точно такие как "Парекс банк" или частное ювелирное предприятие "Инза". Причем, налоги он обязан платить по несколько раз за одно и то же. Мастеру необходимо закупить материал, например, 40 г золота 585 пробы. Купить он может только в ломбарде, причем ломбард, скупая золото у населения по цене 3,203,50 лата за грамм, продает его мастеру уже по цене 4,10-4,20 лата за грамм, включив в цену и налог на добавленную стоимость (НДС). Далее мастер изготовит из этого золота свое изделие, затратив массу времени, проставит пробу в Пробирной палате (она возьмет за вес в граммах, и за штуку 18% НДС) плюс банковский процент. Если изделие у мастера заказчик не берет, необходимо сдать его в реализацию в магазин. Продавец заинтересован в прибыли и он никогда, кстати, не платит мастеру до реализации и данный процесс продажи в связи с насыщенностью рынка низкокачественными изделиями с Запада затягивается на 6-8 месяцев. Вот и получается, что мастер фактически субсидирует не только свое производство (мастерскую), но и местного торговца, который , имея в своем магазине изделия на солидную сумму, может без труда получить кредит в любом банке. Банк, давая кредит под высоко ликвидный товар, ничем не рискует, а мастеру-ювелиру на организацию своей мастерской никто такой кредит не даст. В результате получается, что цены реализации превышают стоимость самого изделия на 60-70%. Продавец в стоимость ювелирного изделия закладывает свою прибыль, которую он, если его изделия приобретают на Западе, может и не получить. Прибыль же, заложенную в изделие местного производства, он получит всегда.
Мастеру-художнику необходима и информация о состоянии местного и зарубежного рынка, в первую очередь россий ского. В России по прежнему большим спросом пользуются изделия традиционно-отечественного производства. Доля импорта в общих продажах не превышает 25%. Россий ский потребитель быстрее латвий ского разобрался в низком и весьма среднем качестве импортных ювелирных изделий. В 1995 г. в России продано ювелирных изделий более чем на 5 млрд. долларов. И это, если учесть, что, начиная с 1986 г., уровень продажи в России уменьшился в 3-4 раза. В начале 1980-х годов ювелирная промышленность СССР перерабатывала более 60 тонн золота исключительно через ювелирную отрасль для внутренних продаж. Фактически спад продаж стабилизировался в 1994 г. и с этого периода.
начался подъем потребления ювелирных изделий , примерно, в объеме 18-20% за год. Б 1996 г. ожидается 30% объема продаж. Это, вероятно, вызвано нестабильностью политических и экономических процессов в России. Население там убеждается, что лучшее хранение накоплений - размещение их в золотых ювелирных изделиях. Б июне 1996 г. цена золотого лома пробы 585 составляла в Москве 66700 рублей за грамм. Сейчас, в марте 1997 г. цена одного грамма в изделии составляет от 100 до 150 тысяч рублей (без стоимости камня).
Потребители в России по-прежнему в изделиях предпочитает советский дизай н и "красное" золото. Импорт же пока ввиду высокой стоимости товара нестабилен, просто идет "разведка" и определение спроса западными "поставщиками", наблюдаются резкие изменения конъюнктуры. Когда-то Рижский ювелирный завод поставлял в центральные области России ежегодно 4,5-5 тонн ювелирных изделий только в золоте. И это без учета прежних поставок "Дай льраде".
Но самое важное, в России проявляется явный интерес покупателя к изделиям с бриллиантами, если учесть, что первое изделие отечественного производства с бриллиантом было продано в СССР в 1971 г. Продажа изделий с бриллиантами в группе ювелирных изделий в.
1995 г. уже составляла 28%. Б стоимостном выражении бриллианты вышли на первое место в продажах разных групп товаров. Б основном пользуются спросом золотые кольца с мелкими бриллиантами (стоят 200-300 долларов) весом 0,03-0,05 карата. Для импортера выгодно покупать за границей изделия 1,5 карата из-за повышенных акцизов и налогов в России. Крупные и уникальные бриллианты в России как и во всем мире также мало покупают только очень богатые люди.
Главные производители в России изделий с бриллиантами - завод "Русские самоцветы" в Санкт-Петербурге, Московский экспериментальный ювелирный завод и заводы на Урале загружены на полную мощность. Общегодовое потребление составляет, примерно, 50 тыс. каратов в 1995 г. По оценкам экспертов к 2000 году ожидается удвоение спроса на бриллианты в России. Если сравнить по соотношениям цены на "бескаменку" ювелирных изделий , то выяснится, что в России (в калщом регионе по-разному) цена за грамм в изделии потребители в^1ну?аден^1 платить за грамм 35-45 долларов, в Западной Европе -15-20 долларов, в Турции, Иране, Саудовской Аравии - 8-10 долларов, в Латвии - 25-30 долларов. Но так как Латвия сей час уже гораздо ближе к Запад, чем к Востоку, то и происходит насыщение местного рынка ювелирными изделиями с Запада ог-нюдь не лучшего качества.
Ввиду несогласованности таможенных барьеров и дискредитации налоговой политики как в России, так и в Латвии, восточный рынок.
для нас практически остался невостребованным. Отсюда и падение спроса на изделия местного производства у нас и падение самого уровня производства.
Б семидесятых годах на Рижском ювелирном заводе работало свыше 800 человек. Сей час 40 вместе с управляющими, на "Бонусе" - 20, на "Низе" - 35 человек, в мелких мастерских по всей Риге еще около 100 человек. Бот и вся занятость ювелиров-мастеров. По подсчетам только высококвалифицированных ювелиров в Риге более 400 человек. А всего в Патвии имеется 5000 специалистов или лиц, умеющих и знающих обработку различных ювелирных материалов. И этот высокий потенциал профессионалов экстракласса практически является невостребованным. Следует учесть, что подготовить мастера-ювелира достаточно сложно, на это уходит как минимум десять лет, подготовка в западных странах такого специалиста стоит очень дорого. Потому и уезжают многие мастера работать на Запад и остаются там навсегда. Уровень заработной платы подобных специалистов не сравним с оплатой в странах Прибалтики или в России, хотя профессиональный уровень наших специалистов гораздо выше, чем у западных мастеров. Особенно он высок у нас в Патвии, если сравнивать квалификацию мастеров-ювелиров из трех Прибалтий ских республик. Потому что исторически сложилось так, что Рижский ювелирный завод в 60-80 годах успешно и продуктивно занимался производственным обучением. Правда, тогда специалисты не посылались за границу, а готовились в России. Оценщиков, сортировщиков бриллиантов довольно сложно подготовить здесь, на месте, не имея возможности даже практически показать обучающимся хотя бы небольшое количество камней и рассказать как практически производится сортировка.
Сей час Патвия наводнена большим количеством изделий западного производства с различными вставками, сапфирами, изумрудами, опалами, рубинами. Камни эти в большинстве своем искусственные. Хотя на Западе мода на ювелирные изделия диктует камни натуральные, природные, но даже на эти изделия с искусственной "каменкой" цена для потребителя завышена в 2-2,5 раза. Вероятно, это одно из условий латвийского рынка - потребитель вынужден переплачивать не только за телефонные переговоры и кассовые аппараты, но и за ювелирные изделия западного производства. Отсюда вытекает следующий вывод: Патвии необходима геммологическая лаборатория, причем специалисты данной лаборатории в своих экспертных оценках должны хорошо ориентироваться как в российской системе классификации алмазов, бриллиантов и других камней, так и давать экспертную оценку по системам "SCAM" и "SITY", которые применяются на Западе. В свое время.
специалисты из компании "Алмазы Якутия-Саха" предлагали нашему правительству создать в Риге подобную лабораторию и на первый период обучения командировать своих специалистов. Вероятно по недомыслию предложение компании было отвергнуто. Сей час Якутия имеет свое представительство в Эстонии. Она стремится рас ширить рамки своей торговли алмазами на мировом рынке и Рига с развитой банковской сетью представляла д ля них значительный интерес. Потому что на алмазном рынке "Де Бирс" в Антверпене существует "лобби" торговцев алмазами и бриллиантами, а Якутии тяжело туда прорваться.
Цена на ювелирные изделия в Латвии подвержена непомерному налогообложению (см. таблицу 3.1). Рассмотрим, из чего состоит и как складывается цена реализации и почему этот латвий ский товар является неконкурентоспособным.
Составляющие цены ювелирного | Составляющие цены ювелирного |
изделия за грамм веса в лигатуре в | изделия за грамм веса в лигатуре, |
Латвии, 585 пробы, в латах | Италии, пр. 585, в долларах США |
10,8-1 l,5Ls цена реализации изделия | 70-60% чистая прибыль |
мастера в магазине | 19,63- цена реализации |
30% акциз | 20,9$ изделия |
18% налог на добавленную | 8-10$ цена реализации |
стоимость (НДС) | металла |
5,8-6$ цена металла | |
1% стоимость пробирной | |
палаты плюс банковский | |
процент | |
25% прибыль торговца | |
10% оплата труда мастеру | |
(аренда, свет, социальный налог) | |
18% процент инфляционный + потерь | |
16% цена реализации мастеру | |
4,15-4,3 Ls металла ломбардом | |
3,2-3,5 Ls цена закупки ломбардом | |
лома пробы 585 у населения |
Здесь еще не учтена таможенная пошлина - | на ввоз и 2% на вывоз.
Данные таблицы "красноречивее" любых слов. Но из этого положения есть выход. Во-первых, отменить (или максимально уменьшить) акциз и налог НДС. Этим государство создаст благоприятные условия к накоплению благородного металла. Банки получат возможность широко применять схему кредитования по золоту и драгоценным камням. Известно, что ликвидность золота 100%, если не в Патвии, то за рубежом. Открыв таким образом определенный протекционизм, Латвия дей ствительно зай мет устой чивые позиции в сфере предоставления услуг и товара (золота) своим партнерам по Европей скому Союзу. Моральные и политические дивиденды подобного шага неоспоримы, здесь не требуется широкой дискуссии в парламенте - "продавать или не продавать землю". И хотя бы одна отрасль экономики, пусть маленькая, небольшая ее составляющая, будет спасена от гибели. Традициями латвий ских ювелиров дей стви-тельно можно гордиться, у нас для этого сохранилась пока еще прекрасная база для обучения: это и Латвий ская Академия художеств, Лиепай ское училище прикладного искусства, художественные школы в Вентспилсе, Елгаве, Краславе, Резекне и др. Можно организовать обучение и на базе Рижского индустриального техникума (проект находится в Министерстве образования). Обучение должно быть платным, но недорогим. Сколько бы трудоустроили молодежи и каждый из них получил бы стоящую, интересную профессию мастера-ювелира!.
Авторы данной книги обратились в Рижскую Думу с проектом изготовления Кубка города Риги весом в 340 кг из серебра пробы 875 или 925 в честь 800-летия нашей столицы, которое будет отмечаться в 2001 году. Согласно книге рекордов Гиннеса, самым большим в мире изделием из серебра являются два кувшина для воды весом 242,7 кг, изготовленные в 1902 г. для Джайпурского магараджи. Высота каждого из них 2,48 м. Сей час они находится в городском дворце г. Джайпура (Индия).
Если бы в Латвии изготовили подобный кубок! Технически это вполне осуществимо. Есть подробный расчет и описание процесса, чем более, что на одном из больших рижских заводов переплавили и прокатили в лист 4,5 тонны серебра для одного из банков. В "ВЭФ-Банке" хранится более 1 тонны серебра, а что с ним делать - никто толком не знает. Пустить бы его в дело, чтобы и мы, и наши потомки порадовались умельцами. Б изготовлении этого кубка могли бы принять участие на конкурсной основе многие ювелиры Латвии, что было бы престижно. На кубке можно отчеканить панораму Риги и выгравировать фамилии и имена депутатов Рижской Думы дей ству-ющего и последующих созывов. Делать это следовало бы по типу Кубка Стэнли, с той лишь разницей, что поднять кубок Риги будет нелегко! Если разработать форму и дизай н орнамента и гравировки, привлечь, лучших художников, получилось бы настоящее произведение искусства, которым Латвия могла бы гордиться, экспонировать его на различных выставках и презентациях за рубежом. Латвия и Рига удостоятся записи в книге рекордов Гиннеса. Возрастет международный престиж Риги. Известность о латвийских ма-стерах-ювелирах будет способствовать и покупательскиму спросу на ювелирные изделия в Латвии. Полное экономическое обоснование и финансовый расчет сделаны и находятся в Рижской Думе. Средства на воплощение данной идеи требуются небольшие.
Для решения вопросов, связанных с покупкой металла, камней , приобретения по льготным ценам инструмента и оборудования, хотя бы даже для сбора информации мастера-ювелиры должны создать ассоциацию по типу Королевского общества ювелиров Великобритании, почетным членом которого является королева и основной "истеблишмент" Англии. Каждый ювелир, уплатив небольшой взнос, мог бы быть уверенным в том, что отстаивать его интересы будут такие же профессионалы, как он сам. С каждым днем наше правительство "подкидывает" нам столько проблем, что в одиночку их просто не решить. При этом в среде высших чиновников государства очень мало людей , понимающих, что такое золото и как оно влияет на жизнь каждого из нас и государства в целом. Данная ассоциация могла бы взять на себя функцию пропаганды и рекламы латвий ского ювелирного искусства как внутри страны, так и за рубежом, организовывать выставки наших изделий за рубежом. Средства для этого нужны минимальные. Одной , двум небольшим фирмам пока это не под силу. Членами ассоциации могли бы быть Президент страны, депутаты Сэй ма, банкиры, уважаемые в Латвии люди. Как знать, может со временем члены ассоциации носили бы свой золотой значок с не меньшей гордостью, чем теперь некоторые носят "Орден Трех Звезд". Бесспорно одно, если мы хотим жить и работать как профессионалы высокого класса, мы должны собраться вместе и путем дискуссии и полемики наметить идеалы и цели, к которым следует стремиться на благо нашей небольшой , но красивой Родины - Латвии!