.
ШАГ 1. Осмотрите оправу. Сначала убедитесь, что паз не слишком широк. Врезанный паз можно расширить, но делать его уже может оказаться нецелесообразным. Любые доработки, которые кажутся осуществимыми, можно выполнить позже. А сейчас, прежде чем продвинуться дальше, поместите один из бриллиантов поверх паза, чтобы убедиться в том, что процедуру закрепки можно продолжить.
Другие факторы, которые следует принять во внимание -прочность оправы и дефекты металла, которые могут помешать в полной мере проявить свое мастерство. Дефекты оправы не всегда настолько существенны, чтобы прекратить работу, но они, по меньшей мере, требуют мысленной заметки о том, что такая проблема действительно существует.
ШАГ 2. Осмотрите камни. С помощью лупы поищите сколы, дефекты и другие пороки. Все бриллианты должны быть одинакового качества и в данном примере одного размера. Вы испытаете разочарование, выполнив по-настоящему мастерскую работу лишь для того, чтобы ее забраковали по причине исходного состояния бриллиантов. Постарайтесь разобраться с этими проблемами, прежде чем приступите к закрепке. Если есть какое-то сомнение относительно бриллиантов, поставьте в известность работодателя.
ШАГ 3. Сопоставьте паз и бриллианты. Проанализируйте ширину, глубину и длину паза. Идеальная ширина для большинства пазов - примерно 3/4 диаметра бриллиантов. Для врезанного паза ширина должна быть несколько больше с тем, чтобы поверхность металла как можно меньше повреждалась при выборке посадочных мест. Металл в случае с врезанными пазами не столь легко подвергается манипуляциям, как в пазах с узкими стенками. Все же бриллианты должны укладываться поверх паза, не проваливаясь внутрь. Глубина паза - это расстояние от поверхности паза до его дна или в нашем случае до внутреннего контура кольца. В конечном итоге площадки бриллиантов должны размещаться чуть ниже поверхности металла, а шипы не должны выходить за внутренний контур кольца. Сравните глубину паза с высотой камней, приложив один бриллиант к стороне паза. Для проверки длины паза уложите бриллианты вплотную рундистами поверх паза.
ШАГ 4. Подготовьте паз. Обычно врезанный паз требует определенной подгонки, поскольку он предназначается для камней разного размера. Если размер вас почти устраивает, доработку можно выполнить при помощи мессер- и флахштихеля. В противном случае можно использовать сначала набор фрез, например, цилиндрическую и дисковую. Для доработки паза обработайте углы мессер- или шпитцштихелем, а затем выровняйте стороны при помощи флахштихеля вплоть до углов. Также выполните перекрестное опиливание верхушки оправы. Важно, чтобы выполнение процедуры началось при наличии плоской поверхности без вмятин и бугорков. Сначала опиливайте в одном направлении плоским напильником со средней насечкой пор, пока вся поверхность не будет покрываться рисками от напильника за один проход. Затем опилите под углом 45°-90° к направлению предыдущего опиливания аналогичным образом.
ШАГ 5. Устраните следы опиливания. Это делается для того, чтобы не перепутать разметочные штрихи со следами опиливания. Обработайте поверхность наждачной бумагой №2 на рейке. Не сошлифовывайте больше металла, чем необходимо для удаления следов опиливания. Позже металл снова будет опиливаться и зачищаться наждачной бумагой. Как уже говорилось выше, это делается лишь для того, чтобы начинать выполнение процедуры на плоской поверхности, и чтобы разметочные штрихи были отчетливыми.
ШАГ 6. Выложите бриллианты. Разложите их площадками вниз, чтобы они удерживались на стенках паза. Можно нанести на металл воск, если это необходимо для предотвращения соскальзывания бриллиантов. Разместите бриллианты точно так же, как они будут располагаться в готовом изделии.
ШАГ 7. Отметьте положение бриллиантов. Процарапайте металл между камнями и у концов паза чертилкой или шпитцштихелем, чтобы обозначить границы (См. Рис. 7.2). Сделайте любые заметки, которые сочтете необходимыми, относящиеся к тому, где будет располагаться каждый бриллиант. Разграничительные штрихи будут служить ориентиром при вырезании посадочных мест. Допуски здесь чрезвычайно малы. Особенно, если бриллианты будут ставиться рундист к рундисту.
Рис. 7.2. Бриллианты, выложенные площадками вниз на врезанный паз для разметки их положения.
.
ШАГ 8. Снимите камни. Поместите бриллианты на лоток в том порядке, в котором они будут устанавливаться в оправу. Сделайте пометку на одном краю оправы и лотка, чтобы в дальнейшем не было сомнений, с какого края начинать установку. Смысл этого в том, что величина посадочных мест для некоторых бриллиантов может различаться. Непременное условие данной конкретной процедуры заключается в том, чтобы бриллианты сидели плотно.
ШАГ 9. Вырежьте посадочные места. Посадочные места подрезаются в одной стенке и режутся вертикально в другой. Работайте подрезной фрезой, чуть меньшей диаметра бриллианта. Лучше вырезать посадочное место заведомо меньшего размера, а затем выполнить подгонку, чем изготовить его слишком большим. Не включая оборотов, подведите фрезу с наклоном к той стенке паза, которая будет подрезаться, и отцентруйте ее, руководствуясь разметочными штрихами. Поместите режущую кромку фрезы либо на уровне предполагаемого посадочного места, либо чуть ниже (См. Рис. 7.3). Это приблизительно в 1,5 раза превышает высоту коронки бриллианта. При такой глубине посадочного места бриллиант будет установлен площадкой чуть ниже уровня стенок паза после того, как посадочное место будет вырезано полностью. На противоположной стенке паза та *гасть фрезы, что находится непосредственно над режущей кромкой, должна разместиться рядом с краем стенки паза.
Рис. 7.3. Размещение режущей кромки подрезной фрезы на уровне предполагаемого посадочного места во врезанном пазу перед началом подрезки.
Удерживайте оправу в таком положении, чтобы было отчетливо видно режущий край подрезной фрезы в пазу. Хвостовик фрезы должен располагаться перпендикулярно краю оправы, хотя он и введен в паз с наклоном. Если допустить отклонение хвостовика фрезы от этого положения, посадочное место будет вырезано с наклоном. Посмотрите на паз с торца, удерживая оправу и фрезу неподвижно. Глубина положения режущей кромки фрезы и ее размещение на краю противоположной стенки паза должны быть отчетливо видны. Вернитесь к первоначальному углу обзора и вновь проверьте положение хвостовика фрезы, прежде чем начать резку. .
Постепенно увеличивайте обороты для того, чтобы сделать пробный рез. В начале выполнения подрезки фрезу удерживать на выбранном месте непросто до тех пор, пока она не начнет врезаться в металл. Когда будет снято небольшое количество металла, и вы почувствуете, что фреза режет легко, выньте фрезу из паза и осмотрите рез. Металл должен быть выбран точно посередине между разметочными линиями, на должной глубине, и рез должен быть горизонтальным.
Если не требуется вносить никаких изменений, продолжайте вырезать посадочное место. Однако время от времени останавливайтесь и проверяйте ход работы. Так как стенки врезанных пазов находятся друг от друга дальше, чем у большинства остальных типов пазов, посадочное место не врезается настолько же глубоко в стенку, поэтому вырезание посадочного места требует приложения меньших усилий. В конце концов, посадочное место должно быть вырезано на одинаковую глубину в каждой стенке паза, хотя режется каждая из них по-разному. Подрежьте стенку паза на небольшую глубину, а затем начните приводить фрезу в вертикальное положение, чтобы выполнить вертикальную выборку на противоположной стенке паза. Начинать следует примерно тогда, когда металл начнет резаться без излишнего давления на фрезу. Слегка углубите подрезку, одновременно приводя хвостовик фрезы в почти перпендикулярное положение по отношению к пазу (См. Рис. 7.4). Если в последующем окажется, что посадочное место в неподрезанной стенке расположено слишком высоко, вставьте фрезу на место и отклоните хвостовик фрезы чуть ближе к вертикали. Лучше сначала примерить бриллиант к посадочному месту, поскольку подрезанное посадочное место может оказаться расположенным выше, чем это кажется.
Рис. 7.4. Положение подрезной фрезы во врезанном пазу после подрезки одной стенки и вертикальной выборки металла на противоположной.
После того как одно посадочное место будет вырезано, примерьте в него бриллиант. Если он между разметочными штрихами располагается горизонтально и на нужной глубине, продолжайте вырезать другие посадочные места. Всю подрезку выполняйте на одной и той же стенке (См. Рис. 7.5). Проверяйте установку бриллиантов для каждого посадочного места, которое только что вырезано, чтобы исключить перекрывание бриллиантов. Не оставляйте бриллианты в пазу во время резки других посадочных мест. Для увеличения посадочного места используйте подрезную фрезу большего размера. Если фреза в точности необходимого диаметра отсутствует, используйте ту же фрезу, которой работали раньше. Фрезой, меньшего, чем бриллиант, диаметра, можно увеличить посадочное место, манипулируя ею так, чтобы она глубже врезалась в подрезку.
ШАГ 10. Очистите паз и бриллианты. Прочистите паз щеткой, чтобы убрать металлические опилки и прочий мусор. Только что вырезанные посадочные места блестят, если они чистые. Бриллианты можно очистить, покатав их по одному между пальцами или по ткани, натянутой на финагеле.
Рис. 7.5. (А)Подрезанные в одной стенке паза посадочные места.
Рис. 7.5. (В) Вертикальная выборка посадочных мест, выполненная в стенке паза во время подрезки противоположной.
.
ШАГ 11. Установите бриллианты. Поместите бриллианты каждый на свое место уже окончательно (См. Рис. 7.6). Их нужно критически осмотреть на предмет равномерного расположения, если только они не установлены рундистами вплотную друг к другу, и убедиться в том, что площадки лежат в одной плоскости. Здесь вам дается последний шанс внести исправления в посадочные места, не внося изменений в дизайн изделия. Поэтому удостоверьтесь в том, что общая картина вас вполне удовлетворяет.
ШАГ 12. Зафиксируйте бриллианты. Обе стороны паза будут прочеканиваться чеканом и чеканочным молотком для того, чтобы закрепить бриллианты. В этом случае кончик чекана должен быть около 1,5 мм в .диаметре. Это больше, чем для чеканов, используемых в большинстве других разновидностей пазовой закрепки. Но это необходимо для того, чтобы вмятины на металле были как можно менее глубокими. Та сторона паза, которая не подрезалась, прочеканивается в первую очередь, поэтому укрепите кольцо на ригеле или в другом фиксирующем приспособлении в таком положении, чтобы было отчетливо видно, как металл сдвигается по направлению к камням при прочеканке.
Рис. 7.6. (А) Бриллианты, установленные в подрезанную стенку врезанного паза.
Рис. 7.6. (В) Бриллианты, установленные в вертикальных выборках посадочных мест, сделанных на противоположной стенке врезанного паза.
Если вы работаете на ригеле, убедитесь в том, что бриллианты не выступают за внутренний контур кольца, и поместите кольцо так, чтобы подрезанная сторона располагалась ближе к расширенному концу ригеля. Это обеспечит вам хороший обзор, что вы сможете видеть смещение металла при прочеканке, и поможет надежно удерживать кольцо на ригеле.
Начните работу, удерживая чекан перпендикулярно поверхности металла настолько близко к краю паза, насколько это возможно (См. Рис. 7.7). Это поможет сохранить поверхность оправы плоской и сведет к минимуму уклон металла в сторону от бриллиантов. Здесь металл обычно стремится сдвигаться скорее в сторону камней, нежели в направлении основной массы металла. То, насколько сильно смещается металл, в основном зависит от его твердости. Если металл не удается сместить, попробуйте взять чекан с более тонким кончиком.
Рис. 7.7. Прочеканивание металла в непосредственной близости от края паза для закрепки бриллиантов.
.
Вначале прочеканьте металл вдоль неподрезанной стенки паза. При этом металл должен поджаться к рундистам камней по обеим сторонам паза. Ни в коем случае не наносите ударов с силой. Бейте молотком ритмично, непрерывно продвигая вдоль паза прижатый рабочей плоскостью к поверхности металла чекан в непосредственной близости от него. В зависимости от твердости металла может понадобиться несколько сотен ударов. Однако при установившемся ритме работы потребуется не так много времени, чтобы плотно зафиксировать бриллианты, конечно, если изначально они плотно сидели в своих местах. Более того, если бриллианты плотноподогнаны к гнездам, металл не приходится сильно наваливать на коронки для фиксации камней.
Переверните кольцо на ригеле или в другом зажимном приспособлении, чтобы прочеканить подрезанную стенку паза. Она не нуждается в столь же сильной прочеканке, если только бриллианты не сидят в посадочных местах свободно. Если приходится выполнять эту прочеканку, сила ударов должна быть значительно меньше, так как в этом месте жесткость металла ослаблена подрезкой. За исключением уменьшенной силы ударов, техника прочеканки остается той же. Если нужно обеспечить дополнительные гарантии, что бриллианты не расшатаются, слегка прочеканьте металл так, чтобы кончик чекана слегка заходил за границу стенок паза. Лучше этого избегать, за исключением того, что другие меры, включая обработку гладилкой, не дали результата, поскольку при этом на металле образуется уклон в сторону паза. Металл в непосредственной близости от бриллиантов в результате конечной обработки должен иметь минимально возможный уклон в сторону паза.
ШАГ 13. Проанализируйте всю проделанную до сих пор работу. Оцените положение и плотность поджатия бриллиантов и состояние оправы. Осмотрите оправу и бриллианты со всех сторон и решите, есть ли необходимость выполнить какую-либо доработку перед финишной отделкой металла. Глядя прямо сверху, убедитесь, что по каждой стороне паза металл перекрывает часть рундистов.
Плотность посадки можно проверить при помощи пчелиного воска или узкого инструмента вроде шпитцштихеля или чертилки. Опробование с помощью пчелиного воска,-наиболее безопасный метод, он позволяет определить, шатается ли бриллиант в оправе или сидит плотно; для этого нужно просто прижать воск к площадке и постараться пошевелить бриллиант. Будьте осторожны при использовании металлического инструмента. Поместите острие на коронку бриллианта и соскользните им вниз к рундисту и далее. Если бриллиант сидит свободно, он сместится вниз. Если шевеления бриллианта заметить не удалось, слегка поводите чертилкой вверх из-под рундиста. Если смещения камня опять-таки не видно, бриллиант, скорее всего, закреплен плотно. Выполняйте проверку с осторожностью, сколоть бриллиант не составит большого труда.
ШАГ 14. Удалите вмятины с металла. При использовании ударных техник обязательно возникают искажения формы. Сначала работайте напильником со средней насечкой, как в ШАГЕ 2, для перекрестного опиливания металла по верху паза. Убедитесь сначала, что бриллианты не выступают над поверхностью. Спилите столько металла, сколько необходимо, чтобы устранить вмятины; не снимайте металл до уровня площадок бриллиантов. Затем опилите стороны оправы, чтобы восстановить исходный дизайн.
ШАГ 15. Зашлифуйте металл, чтобы устранить следы опиливания. Работайте наждачной бумагой №2 на наждачной рейке. Наждачная рейка нужна за тем, чтобы сохранить поверхность металла плоской. Зачищайте не более чем необходимо для удаления следов от напильника. Излишняя обработка скруглит края оправы.
Рис. 7.8. Пять круглых бриллиантов, установленных во врезанный паз.
.
ШАГ 16. Подрежьте металл в пазу. Работайте флахштихелем №40 с полированным кончиком. Старайтесь, чтобы уклон металла был, по возможности, минимальным, но края должны стать ровными • и гладкими. Металл должен быть подрезан, начиная от коронок бриллиантов; при этом нельзя приносить в жертву надежность закрепки. Кроме этого, и это столь же важно, металл по обе стороны паза над бриллиантами должен быть симметричен. Обычно это требует съема большого количества металла с подрезанной стенки паза, чтобы она соответствовала противоположной.
ШАГ 17. Выгладьте металл. Используйте полировальную бумагу №4/0 на наждачной рейке. Удалите все царапины с оправы, включая участки, обработанные ранее наждачной бумагой. Металл должен быть выровнен и выглажен в максимально возможной степени перед полировкой. Мастер - закрепщик только выиграет, если оправа потребует лишь легкой обработки полировальным кругом.