этиология пародонтита
понимания определения сопровождение программ
рогоподібна речовина

Криволинейные пазы

Криволинейные пазы

В дизайне уникальных ювелирных изделий весьма уместны различные окружности, дуги и другие криволинейные элементы. Закрепка бриллиантов соответственно этим контурам несколько сложнее, чем в прямые пазы. Одинаково применимы многие приемы, хотя использование некоторых ограничено. Одно непременное условие состоит в том, что всегда подрезается только внешняя сторона криволинейнбго паза. Это делается потому, что более практично поджимать металл для фиксации бриллиантов с внутренней стенки по направлению к стенке большей протяженности. Золото обязательно будет растягиваться, но из-за его массивности ужать его не так легко. Это обстоятельство наряду с чисто геометрическими соображениями, вытекающими из дизайна, заставит дугу сопротивляться попыткам сместить ее к центру. Даже если паз не подрезается, основные усилия для смещения металла для фиксации камней концентрируются на внутренней стенке. Другие отличия в процедуре включают более сложные фазы разметки и финишной обработки. Ниже описано, как крепить бриллианты в криволинейный паз. Эта процедура без особых изменений может быть применена к более или менее затейливым контурам пазов.
ШАГ 1. Осмотрите оправу. Постарайтесь предусмотреть проблемы, которые могут возникнуть из-за дизайна, качества и прочности оправы. Обратите внимание на раковины и другие возможные дефекты литья. Проверьте, обеспечивают ли галерея и шинка кольца необходимую опору при работе. Эти детали должцы быть достаточно прочными для того, чтобы выдержать напряжение, возникающее при некоторых техниках закрепки.
Криволинейные пазы, вроде приведенного на рисунке, обычно имеют части, выходящие за контур шинки, которая бы иначе их поддерживала. Далее, по ходу процедуры, в их отношении должны приниматься особые меры для поддержки.
ШАГ 2. Осмотрите бриллианты. Ищите включения и повреждения. Многие дефекты можно скрыть, расположив их в менее бросающихся в глаза участках паза или прикрыв металлом, момещая их соответствующим образом в посадочном месте. В рассматриваемом примере такие бриллианты можно разместить в нижнем конце паза. Бриллиант с повреждениями не следует крепить вовсе, за исключением тех случаев, когда тот человек, для которого это делается, поставлен в известность. Проверьте характеристики устанавливаемых камней. Обратите внимание на такие особенности, как утолщенный или чрезмерно тонкий рундист; они могут в дальнейшем потребовать особого внимания.
ШАГ 3. Сопоставьте размер камней и размер паза. Ширина паза должна составлять около 3/4 диаметра бриллиантов. Если стенки паза потребуют небольшой подгонки, работайте щипцами с одной полукруглой, а другой плоской губкой для обработки скругленных участков паза и плоскогубцами - для прямолинейных участков. Высоты металла должно быть достаточно, чтобы камни не вдавались в палец. Обратите внимание и на длину паза; необходимо, чтобы все камни в нем разместились должным образом. Паз, аналогичный рассматриваемому, можно удлинить на его нижнем конце цилиндрической фрезой, а затем доработать шпитц- и флахштихелем.
ШАГ 4. Подготовьте оправу к разметке. Осмотрите стенки. Они должны быть одинаковой высоты и ширины, если дизайн не требует иного. Некоторые криволинейные пазы уже задуманы с некоторым наклоном. Опилите одновременно верх стенок паза, чтобы обеспечить их параллельность. Опиливайте длинными закругленными движениями, повторяющими контур паза. После этого обработайте металл наждачной бумагой, чтобы устранить следы опиливания. Работайте плоским или баретным игольчатым надфилем с тонкой насечкой и наждачной бумагой №2.
ШАГ 5. Выложите бриллианты. Разложите их все площадками вниз поверх паза для разметки. Возможно, придется нанести на металл пчелиный воск, чтобы камни не соскальзывали. Разложите бриллианты так, чтобы между ними оставались равные промежутки, если они вообще остаются, и так, чтобы они были отцентрированы относительно оси паза.
Рис. 4.2. Использование шпитцштихеля для нанесения разметки положения бриллиантов.
.
ШАГ 6. Отметьте положение камней штрихами. Работайте чертилкой или заостренным шпитцштихелем для определения границ (См. Рис. 4.2). Должно хватать одной отметки между камнями на внутренней стенке паза. Металла на другой стенке будет больше. Возможно, на внешней стенке паза придется делать два штриха - по одному для каждого бриллианта.
ШАГ 7. Снимите бриллианты с оправы. По мере их удаления помещайте каждый на свое место в лоток. Не меняйте их расположение в лотке на протяжении всей процедуры пазовой закрепки. Рекомендуется выкладывать их на лоток по кривой линии, напоминающей форму паза (См. Рис. 4.3). Это поможет не менять их расположение в течение всей процедуры, когда их придется неоднократно переносить с лотка в паз и обратно.
ШАГ 8. Вырежьте посадочные места. В большинстве криволинейных пазов, во всяком случае, в приведенном здесь, посадочные места выполняются с подрезкой в более длинной стенке паза. Более короткая стенка используется для наваливания на бриллианты, тем самым, фиксируя их. Это также вынудит камни зафиксироваться в подрезанной стенке. Более рационально и эффективно поджимать бриллианты от центра, чем снаружи внутрь кривой. Когда металл вминают внутрь дуги, у него появляется тенденция искривляться или отпружинивать назад подобно тому, как это под давлением делает резиновый мяч.
Рис. 4.3. Бриллианты, расположенные по кривой линии на лотке так, что посадочные места можно вырезать под каждый конкретный камень и при этом их не перепутать.
.
Для того чтобы начать подрезку посадочных мест, сделайте пробный рез. Посадочные места следует резать, начиная с верхнего конца паза, как показано на Рис. 4.4, в том случае, если вдруг придется удлинять паз для вмещения последнего камня. У паза, вроде показанного здесь, в конце имеется излишек металла, который можно задействовать для этой цели. Введите в паз подрезную фрезу под наклоном так, чтобы кромка фрезы оказалась на уровне посадочного места. Прижмите ее к стенке, которую предстоит подрезать, расположив ее между разметочными штрихами, разграничивающими положение бриллиантов. Глубина посадочного места должна в 1,5 раза превышать высоту коронки бриллианта. При этом выше площадки после постановки камней остается достаточно металла для закрепки и последующей финишной обработки. После того как предварительный рез будет частично выполнен, выньте фрезу из паза и осмотрите работу. Подрезка должна быть горизонтальной, располагаться на должной глубине и находиться посередине между разметочными штрихами. Если это не так, отрегулируйте положение фрезы.
Продолжайте подрезать посадочное место вглубь стенки паза. Попробуйте фрезы нескольких размеров по возрастающей, чтобы с уверенностью не получить в результате слишком большое посадочное место. В процессе подрезки одной стенки постепенно приводите хвостовик фрезы в перпендикулярное к пазу положение, выполняя, таким образом, вертикальный рез на противоположной стенке до уровня посадочного места. Оба реза должны выполняться одновременно и на одинаковую глубину в каждую стенку. Остановите движение хвостовика к вертикали в тот момент, когда он встанет практически перпендикулярно поверхности (См. Рис. 4.4). Это делается из предосторожности, чтобы не вырезать слишком много. По мере окончания работы над каждым посадочным местом проверьте, насколько оно подходит к данному конкретному камню; бриллиант возвращайте в лоток на место. Не вырезайте много посадочных мест за один проход, не убедившись, что камни не мешают друг другу, сидят на должной и одинаковой глубине, и что отсутствуют другие возможные проблемы.
Рис. 4.4. Метод подрезки посадочных мест в криволинейном пазу с использованием подрезной фрезы. Подрезайте внешнюю стенку криволинейного паза.
.
ШАГ 9. Очистите паз и бриллианты. Прометите паз, чтобы удалить опилки и прочий мусор из посадочных мест. Осмотрите паз сверху, чтобы убедиться, что нигде нет мешающих частиц металла. Бриллианты очищайте, потерев их между большим и указательным пальцами или о ткань, прижимая их кончиком пальца.
ШАГ 10. Установите бриллианты. Бриллианты устанавливайте в предназначенные им места, перенося их в соответствии с их размещением на лотке. Работайте заостренным конусом пчелиного воска, бриллианты цепляйте за площадку. Каждый камень вводите в подрезанный край посадочного места под наклоном, а противоположный край рундиста вдавливайте в паз кончиком ногтя или мягким материалом вроде деревянной палочки.
ШАГ 11. Осмотрите бриллианты в оправе. Они должны сидеть ровно, между ними должны быть одинаковые промежутки, одинаковой должна быть и глубина посадки. Проверьте это, осмотрев паз с торцов и сбоку. Если понадобится внести исправления, которые требуют заново прорезать посадочное место, удалите соседние камни, чтобы не повредить ни бриллианты, ни фрезу.
ШАГ 12. Зафиксируйте бриллианты. Используйте модифицированные плоскогубцы с одной скругленной губкой для фиксирования бриллиантов в пазу, аналогичном рассматриваемому здесь. Если для размещения губок щипцов нет места, как в некоторых концентрических пазах, камни приходится поджимать с внутренней стороны паза чеканкой (См. Прочеканка/проковка, стр. 65). Для работы плоскогубцами обоприте плоскую губку о внешнюю стенку паза, а полукруглую поместите на кромку внутренней стенки (См. Рис. 4.5). Расположите изделие так, чтобы было видно, как металл при сжимании плоскогубцев наваливается на камни.
Сначала слегка подогните металл напротив каждого бриллианта вдоль всего паза, чтобы предварительно поджать камни. При выполнении каждой операции наблюдайте за тем, какой эффект она оказывает на оправу и на бриллианты. После этого вновь подтяните металл у каждого камня и также между ними. Продвигайте щипцы вдоль паза, останавливаясь на каждом участке для подгибания металла. В итоге, весь верх стенки паза должен быть равномерно навален на бриллианты, фиксируя их. После этого проверьте надежность подрезанной стенки, повторив те же операции и по отношению к ней. Не пытайтесь в этот раз сгибать металл. Он не будет сдвигаться, разве что под ним в этом месте окажется свободно сидящий камень.
Рис. 4.5. Использование модифицированных плоскогубцев с одной полукруглой и одной плоской губками для фиксирования бриллиантов в подрезанный криволинейный паз.
.
Если стенка с внутренней стороны паза прогибается плохо, металл можно обработать выглаживанием. Одна хитрость, как это сделать при помощи плоскогубцев, показана на Рис. 4.6. Держите плоскогубцы под небольшим углом к бриллиантам. Обоприте одну губку о подрезанную стенку, но существенно сдвинув ее вдоль паза. Поместите ребро другой губки плоскогубцев на край противоположной стенки паза. Плотно сожмите плоскогубцы так, чтобы та губка, которая не опирается на внешнюю стенку, скользила вдоль паза. Повторите несколько раз, чтобы «нагладить» металл на бриллианты. Будьте осторожны, чтобы не расплющить металл, и не позволяйте плоскогубцам сорваться.
Рис. 4.6. Положение плоскогубцев для заглаживания внутренней стенки криволинейного паза на бриллианты.
ШАГ 13. Сомкните просвет между верхом стенок паза и бриллиантами. Бриллианты уже должны быть надежно закреплены у рундистов, когда использовались плоскогубцы. Однако эта техника ограничена тем, насколько сильно можно гнуть металл. Маневрирование плоскогубцами с целью нагнуть металл ближе к граням коронки может потребовать жертвы, которая заключается в том, что не удается опереть одну губку щипцов плоскостью о стенку паза. В результате, вероятнее всего, металл будет покрываться глубокими вмятинами, и/или паз может смяться. Хуже того, можно сколоть бриллианты. Все же этот просвет, с которым, так или иначе, придется иметь дело, существует, он портит внешний вид и внушает опасения относительно надежности закрепки. Этот просвет рекомендуется закрывать прочеканиванием.
Обычно сначала прочеканивается та стенка, которая не подрезалась. В случае криволинейного паза это - внутренняя стенка, ее прочеканивают в первую очередь. Если подрезка выполнена некачественно, либо бриллианты качаются, тогда можно сделать исключение и изменить порядок прочеканки.
Основная мысль заключается в том, что при прочеканивании металла с целью прижать его к бриллианту он не сдвинется с полочки в подрезанной стенке. Разместите ту сторону паза, которую вы прочеканиваете, в зажимном приспособлении (ригель, BenchMate, тиски на подушке и т.п.) так, чтобы было видно смещение металла, когда он сдвигается по направлению к граням коронки. Если шипы бриллиантов вдаются во внутренний контур пальца, выбирайте зажимное приспособление, которое не контактирует с бриллиантами. Кроме этого, поскольку данный паз выдается на одну сторону- кольца, убедитесь в том, что эта выступающая часть имеет адекватную опору. При необходимости заполните оправу пастой китт так, чтобы сила ударов поглощалась фиксирующим приспособлением.
Для прочеканивания металла используйте чеканочный молоток и чекан, кончик которого сходится на конус в плоский кружок около миллиметра в диаметре. Установите чекан так, чтобы металл наваливался на грани коронки, а не сдвигался от них (См. Рис. 4.7). Твердо и отрывисто наносите удары молотком по чекану. Прочеканивайте металл понемногу за один раз, проходясь несколько раз вдоль паза. Металл можно серьезно замять, если несколько раз ударить по чекану, удерживая его на одном месте, или если ударить слишком сильно. Вовсе нет нужды, да и не рекомендуется вплотную прижимать металл к граням коронки. Значительная часть образовавшегося козырька будет все равно срезаться позже во время процедуры финишной обработки.
Рис. 4.7. Работа чеканом для наваливания металла к бриллиантам.
ШАГ 14. Проверьте надежность крепления бриллиантов. Надежность закрепки можно проверить, прижимая их с противоположных сторон камня заостренным стержнем или прикасаясь к ним пчелиным воском. Применяйте любой из этих способов с осторожностью, поскольку бриллиант можно расшатать или сколоть. Свободно сидящие бриллианты обычно получаются таковыми вследствие того, что посадочное место вырезано слишком просторно. Если возникла необходимость поджать бриллиант, повторите ШАГ 12 по отношению к свободно сидящему камню или сильнее прочеканьте металл, как описано в предыдущем шаге.
ШАГ 15. Опилите металл по верху паза, чтобы снять вмятины. Работайте плоским надфилем с мелкой насечкой или баретным игольчатым надфилем. Старайтесь опиливать обе стенки одновременно, чтобы не нарушить их параллельность. Если камни сидят слишком высоко, стенки паза придется опиливать по отдельности. В любом случае форма стенок должна соответствовать исходному дизайну.
ШАГ 16. Опилите стенки оправы, чтобы устранить вмятины. Внешняя стенка опиливается плоским надфилем со средней насечкой либо баретным игольчатым надфилем. Для удаления вмятин на внутренней стенке возьмите круглый или овальный игольчатый надфиль со средней насечкой.
ШАГ 17. Обработайте верх и стенки паза наждачной бумагой до исчезновения следов опиливания. Работайте наждачной бумагой №2 на рейке. Углы наждачной рейки можно использовать на внутренних изгибах. В труднодоступных местах может пригодиться резиновый круг.
ШАГ 18. Подровняйте паз. Удалите металл, нависающий над бриллиантами при помощи флахштихеля с полированным кончиком (См. Рис. 4.8). Обычно форма этого козырька неровная вследствие применяемых приемов закрепки. Металл следует одинаково подрезать по обеим сторонам паза. Возможно, придется придать резу некоторый наклон, но старайтесь как можно меньше отклоняться от вертикали.
ШАГ 19. Доработайте оправу. Скруглите острые края легким опиливанием при помощи игольчатых надфилей подходящей формы. Снимайте фаски лишь настолько, насколько это необходимо, чтобы облагородить форму.
Рис. 4.8. Подрезка нависающего над бриллиантами металла при помощи флахштихеля.
.
ШАГ 20. Выровняйте поверхности. Значительную часть этой работы можно сделать резиновым кругом с плоским краем. Обширные участки металла следует выравнивать полировальной бумагой №4/0 на наждачной рейке. Меньшие по площади и труднодоступные места можно выглаживать острозаточенным пемзовым кругом.