Патинирование

Патинирование

Химические патины, описанные ниже, потенциально опасны, если не соблюдать меры безопасности в обращении с ними и не применять необходимые средства защиты. На всех страницах имеются замечания, содержащие информацию о том, какие минимально необходимые средства защиты требуется применять при работе с каждым раствором и при каждой процедуре. Кроме этого, запомните несколько общих правил работы с патинами:.
• Никогда не работайте с химикатами без перчаток: всегда надевайте перчатки.
• Всегда работайте в хорошо вентилируемом помещении.
• Никогда не работайте там, где готовится или принимается пища.
• Работайте только с известными химикатами, никогда не пользуйтесь «таинственными ингредиентами»_.
.
За некоторым исключением, формулы и приемы, описанные здесь, могут иметь множество вариаций. Я верю в случайные открытия и поддерживаю стремление экспериментировать.
Здесь я попыталась осветить возможные проблемы и рассказать о том, что определенно не сработает. Не смущайтесь, многие рецепты патинирования требуют от мастера повышенного внимания и некоторых навыков.
Хотя в большинстве случаев патинирование проводится на уже готовом изделии, некоторые рецепты лучше применять до окончательной обработки. Поскольку обработанные патиной участки чувствительны к нагреву, любая сборка после окрашивания должна производиться холодным способом. Очень важно заранее продумать все этапы до начала работы, особенно если на изделии есть элементы, которые вам бы не хотелось окрашивать (стержни булавок или швензы серег, например).
.
ПАТИНА (ит. patina) - тончайшая пленка зеленого, бурого или синего цвета, образующаяся с течением времени под влиянием влажности воздуха либо в результате спец. обработки на предметах из меди, бронзы, латуни; иногда патиной называют окраску «под бронзу» немедных (напр, гипсовых) изделий.
Словарь иностранных слов.
Серная печень.
перчатки, хорошая вентиляция.
Применяется на:.
Медь, стерлинговое серебро, и бронза или латунь (легкий оттенок). Не действует на нейзильбер.
Цвета:.
На меди и серебре - разброс оттенков от пурпурного / голубого (трудно получить) до коричневосерого, серого, черного. На латуни и бронзе - только нежно-золотистый. Патина представляет собой очень тонкий слой сульфида и подходит для обработки текстуриро-ванных поверхностей. Поскольку раствор по-разному действует на латунь и бронзу по сравнению с медью и серебром, его можно использовать для пятнистого (контрастного) окрашивания сплавов серебра с латунью или меди с латунью.
Инструкции:.
В 2-4 кружки горячей воды добавьте кусочек серной печени размером с горошину. Растворите полностью, проверьте и откорректируйте крепость раствора. Она будет зависеть от того, старый или новый химикат вы используете и от того, какой цвет вы хотите получить. Убедитесь, что металл, который вы собираетесь окрасить, абсолютно чистый, и на нем нет следов жира. Наденьте перчатки и возьмите изделие за края или подвесьте его на проволоке и погрузите в теплый раствор до достижения необходимого цвета. Темный цвет лучше всего получать постепенно, чередуя погружение в раствор и споласкивание теплой проточной водой. Если поверхность окрашивается слегка неравномерно, попробуйте легко потереть ее абразивным материалом Scotch-Brite, промыть и опять погрузить в раствор. Это срабатывает особенно на текстурированных металлических поверхностях. На небольшие участки раствор можно нанести кисточкой.
Но будьте осторожны, когда начнете.
его смывать, следите, чтобы не появились подтеки.
Для окрашивания латуни и бронзы используйте очень-очень-очень.
слабый раствор и повторите процесс, как описано выше. Результатом будет легкое окрашивание. Если изменения цвета не происходит, продолжайте разбавлять раствор теплой водой. Как бы нелогично это не звучало, но это часто срабатывает.
Примечания:.
Если раствор слишком крепок, цвет изменится почти мгновенно, и на поверхности образуется слой, который•легко сотрется и оставит после себя неровную поверхность. Если металл был плохо очищен, возможно, пятнистое окрашивание.
Я предпочитаю пользоваться кусковой серной печенью, а не концентрированными растворами. Но это мое личное предпочтение. И в том и в другом виде серная печень после распечатывания быстро разлагается и должна все время храниться в сухом темном месте. Приготовленный раствор годен в течение очень короткого времени, поэтому лучше всего избавиться от него, если только вы не собираетесь использовать его в ближайшие день-два. Храните в светонепроницаемом контейнере в темном месте. Если вы заметите на поверхности куска серной печени белую порошкообразную корку, это значит, что химикат старый и теряет свою эффективность, Используйте большее количество такого химиката для приготовления раствора.
Родственные химикаты, например, сернистый барий и сульфид аммония, работают по тому же принципу, но обработанные поверхности будут иметь другие оттенки.
Окончательная обработка:.
Когда желаемый цвет получен, тщательно высушите изделие и обработайте его воском. Небольшое количество воска разотрите по поверхности и отполируйте мягкой тканью. Если поверхность металла сильно текстурирована, воспользуйтесь матовым акриловым спреем (см. Материалы).
Сульфат меди («зеленая патина») перча тки, хорошая вентиляция Применяется на:.
Медь, латунь и бронза (разница в результатах небольшая). Используйте этот химикат, когда необходимо получить зеленый цвет, но изделие нельзя нагревать.
Цвета:.
Бледно-зеленый. Пятнистый, неравномерный зеленый цвет. В результате патинирования этим составом получается довольно толстый и непрозрачный слой, так что текстура поверхности часто теряется.
.
Инструкции:.
Проведя множество экспериментов, я выяснила, что имеющиеся в продаже готовые растворы «зеленой патины» более эффективны, чем чистый сульфат меди. В промышленных растворах, похоже, присутствует «секретный ингредиент», и растворы разных производителей имеют свои особенности. В целом, этот процесс протекает лучше, если подлежащее окрашиванию изделие было обезжирено и ошкурено так, чтобы создать слегка шероховатую поверхность. Окуните, нанесите кисточкой или набрызгайте раствор тонкими слоями. Полностью высушивайте каждый слой перед нанесением следующего. Я выяснила, что при работе с некоторыми растворами, высушивание на солнце способствует получению лучшего цвета. По достижению желаемого цвета, оставьте изделие для просушки на пару дней перед окончательной обработкой.
Примечания:.
Одним из существенных недостатков этой патины является склонность к отслоению. Поэтому она не слишком подходит для ювелирных изделий и предметов, к которым будут часто прикасаться. Если это начнет происходить во время патинирования, смахните кистью то, что отслоится, и продолжите окрашивание.
Окончательная обработка:.
После полной просушки изделия, аккуратно обработайте воском или матовым акриловым спреем (см. Материалы) Если патина склонна к отслоению, то обработать ее воском будет трудно. Акриловый спрей поможет приклеить слабо держащиеся кусочки, но такая поверхность потребует аккуратного обращения.
Нитрат меди двухвалентной.
перчатки, защитные очки, вытяжной шкаф (или работайте на улице), респиратор.
Применяется на:.
Медь, латунь и бронза (разницы в результатах нет).
Цвета:.
Голубой / зеленый с гладкой или коркоподобной текстурой.
Несмотря на то, что вытяжной шкаф, изготовленный из картонной коробки, прост, он очень эффективен. После использования его можно хранить в собранном виде .
Как не навредить здоровью:.
Если этот процесс проводить не надлежащим образом, он может представлять большую опасность для здоровья. Строго обязательно производить работу в перчатках и респираторе. Также требуется надевать защитные очки, потому что слизистая оболочка глаза весьма чувствительна к газам: В респираторе должны стоять картриджи для обезвреживания кислых газов, и он должен точно подходить вам по размеру. Помещение, где вы работаете, также должно быть защищено от загрязнения газами. Все огнеупорные кирпичи, на которых вы работаете, должны быть изолированы, и НИКОГДА больше не используйте их для пайки. В самом крайнем случае можно положить большой кусок тонкой фанеры на рабочую поверхность. ВСЕГДА проводите тщательную очистку рабочего места по окончанию процесса.
Пользуйтесь пульверизаторами для распыления химикатов, не наносите их больше, чем необходимо и не разбрызгивайте в стороны - это может быть опасным. Я пользуюсь картонной коробкой, которую сама изготовила, чтобы предотвратить разбрызгивание химикатов и обеспечить принудительную вентиляцию. Размер такой коробки будет зависеть от ваших потребностей. Ее можно сделать из плотного тяжелого картона или из дешевых досок, проклеив щели парой слоев широкого скотча. На рисунках показано несколько способов установки такой коробки с вентилятором так, чтобы газы выводились из помещения наружу. Для изготовления этой системы не требуется детальной разработки, и ее установка займет несколько минут, что с лихвой окупится впоследствии. Невозможно описать словами, насколько важно использовать хорошие средства защиты и обеспечить надежную вентиляцию. ПОЖАЛУЙСТА, следуйте этим инструкциям!.
Инструкции:.
Растворите 150-200 грамм кристаллического нитрата меди двухвалентной в 1 кварте (0.95л в Америке) теплой воды до полного растворения. Патинирование осуществляется путем одновременного нагревания металла горелкой и нанесения пульверизатором или кистью химиката. Процедура повторяется до получения желаемого цвета. Выбор способа нанесения химиката зависит главным образом от размера окрашиваемого изделия. Маленькие или тонкие предметы лучше окрашивать кистью, в то время как большие и объемные изделия прокрашиваются равномернее, если нитрат меди (II) распыляется пульверизатором. Очень маленькие изделия или изделия, имеющие глубоко текстурированную поверхность трудно окрасить равномерно, потому что их трудно равномерно нагреть. Пользуясь большим наконечником и мягким пламенем (я обычно устанавливаю наконечник №5 или №6 на инжекторную ацетиленовую горелку Prestolite), аккуратно и, как можно более равномерно, нагрейте изделие. Кисточкой или пульверизатором нанесите тонкий слой нитрата меди (II) и очень осторожно нагревайте, до тех пор, пока вся жидкость не испарится. Повторите процедуру несколько раз до получения желаемого цвета. Перед тем как закончить, убедитесь, что не осталось ни одного влажного участка.
Предостережение: не останавливайтесь на середине процесса окрашивания. Почти невозможно возобновить обработку и нанести дополнительные слои или разогреть отдельные участки после того, как изделие остынет. Будьте осторожны и не начинайте наносить раствор до тех пор, пока металл не разогреется до необходимой температуры. Чтобы определить, когда металл достаточно разогрет, и когда он еще слишком холодный, необходим ОПЫТ. Если металл слишком холодный, раствор будет мутнеть и образовывать лужицы на поверхности. Не допускайте этого. Иначе окрашенная поверхность будет крошиться и осыпаться. Промокните поверхность бумажным полотенцем, затем слегка подсушите горелкой. Если металл слишком горячий, раствор будет шипеть, разбрызгиваться и мгновенно чернеть. Пусть изделие слегка остынет, и потом вы продолжите работу, как описано.
Вот три способа устройства вытяжного шкафа. Руководствуйтесь здравым смыслом и испробуйте несколько вариантов, пользуясь дымящей подожженной тряпкой, чтобы выяснить, какая конструкция больше всего вам подходит.
.
.
Вы можете «поиграть» с цветом, изменяя его от привычного яркоголубого до зеленых тонов. Наложив плотный слой химиката, аккуратно нагрейте изделие, чтобы проявить зеленые и коричнево-зеленые пятна. Будьте предусмотрительны и не сожгите поверхность. Ведь вы всегда можете нанести кистью или распылить дополнительное количество химиката, если вас не удовлетворяет имеющийся цвет. Если же патина почернеет (что может ОЧЕНЬ легко произойти), изделие придется обработать при помощи влажной шлифовки или очистить любым другим способом до появления чистого металла, а затем начать все заново.
Чтобы окрасить большой предмет, нагревайте и прокрашивайте отдельные перекрывающиеся участки площадью 10-12 см
(4-5 дюймов) (грубо говоря, участки, размером с пятно, которое наносит пульверизатор). И, если вы не можете поддерживать температуру всего предмета одновременно, старайтесь добиваться полного окрашивания каждого перекрывающегося участка, прежде чем переходить к следующему. Когда необходимый цвет получен, охладите изделие, а затем слегка сполосните его, смахивая мягкой зубной щеткой или руками все излишки химиката или отстающие кусочки. Высушите изделие мягким полотенцем насколько возможно и оставьте на сутки для полного высыхания. Покройте воском или матовым акриловым спреем (см. Материалы).
Примечания:.
Применяя данный способ патинирования, вы встретите много подводных камней, но не стоит расстраиваться. За чем необходимо следить:.
перегрев, который легко распознать.
недостаточный нагрев, который.
• (особенно если первые слои были недостаточно просушены) приведет к тому, что патина будет отслаиваться, когда вы попытаетесь разогреть металл.
избыток раствора, нанесенный на.
• поверхность, что приведет к коркообразным черным пятнам на изделии.
поверхность изделия будет.
• пятнистой, если пульверизатор не будет отрегулирован на максимальную дисперсность раствора.
очень важно убедиться, что весь • нанесенный раствор высушен.
горелкой: влажные пятна останутся на поверхности и никогда полностью не исчезнут.
Варианты:.
Прежде чем наносить воск или проводить окончательную обработку, с цветом можно.
поэкспериментировать, окунув изделие на мгновение в раствор серной печени, чтобы добиться темно-оливкового тона. Чем длительнее погружение, тем глубже цвет. Будьте осторожны и не сделайте его слишком темным! Тщательно промойте, чтобы остановить процесс окрашивания, высушите и выполните окончательную обработку, как описывалось выше.
Приготовленный раствор нитрата меди (II) может храниться неограниченное время в темном, холодном месте.
перчатки, хорошая вентиляция, противогаз.
Применяется на:.
Только латунь. Не работает на меди, серебре, никеле или золоте.
Особенно эффектно смотрится на латунных изделиях, инкрустированных серебром.
Цвета:.
Глубокий, насыщенный черный .
Инструкции:.
• 1/2 чашки немыльного бытового аммиака.
• 1/2 чашки порошка карбоната меди.
• 1 чашка воды.
Смешайте все в чашке из стекла Ругех или в подобном сосуде из жаропрочного стекла, который можно поставить на плитку. Подойдет и глиняный сосуд, но такой, которым вы никогда больше не будете пользоваться на кухне. Карбонат меди не растворяется и образует глинистый осадок на дне емкости. Нагрейте почти до кипения, но НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ КИПЯТИТЕ. Поддерживайте такую температуру на протяжении окрашивания. Чтобы процедура прошла, как положено, поверхность латуни должна быть безукоризненно чистой и очищенной от «медной чешуи». Погрузите металл в емкость, либо подвесив его в растворе, либо положив на дно лицевой стороной вверх. Если вы положили изделие на дно, взбалтывайте раствор, слегка покачивая емкость, чтобы обеспечить равномерное окрашивание. Примерно через минуту проверьте, изменился ли цвет. Повторите, если необходимо, чтобы получить ровный глубокий черный цвет. Сполосните, аккуратно вытрите мягкой тканью досуха и покройте воском.
.
Примечания:
Черная патина на латуни (инкрустированной серебром).
Этот процесс немедленно выявит все следы жира или окисления на поверхности металла. Если появятся пятна, не прокрашенные патиной, поверхность надо заново ошкурить. Время окрашивания зависит от свежести и температуры раствора. Если спустя 2-3 минуты цвет остается темно-оливковым, раствор или слишком холодный, или выработанный. Попробуйте добавить немного аммиака и порошка карбоната меди, особенно если до этого раствором много пользовались. Это патинирование не очень хорошо работает на сложно текстурированных поверхностях или на таких поверхностях, которые невозможно полностью ошкурить перед окрашиванием. Вы, однако, можете обыграть разницу в цвете между свежезачищенными участками и теми, на которых остались следы меди.
Патинирование в парах нашатырного спирта.
.
перчатки, хорошая вентиляция Применяется на:.
Лучше всего подходит медь, также окрашиваются латунь и бронза.
Цвета:.
Темно-коричневый, оливковый, если использовать соль, пятнистый яркоголубой с вкраплениями чистого цвета металла (менее заметны на латуни и бронзе).
Инструкции:.
Закрепите проволоку в пластиковом контейнере с крышкой, который по размеру лишь немного больше окрашиваемого предмета. Это можно сделать, просверлив маленькие отверстия недалеко от его верхнего края и пропустив через них толстую проволоку.
Подвесьте на проволоку окрашиваемый предмет так, чтобы он не касался дна контейнера. Металл должен быть тщательно очищен, и его поверхность должна иметь шершавую текстуру (чем грубее, тем лучше) . Налейте маленькую лужицу немыльного бытового аммиака на дно контейнера и плотно закройте крышку. Пары нашатырного спирта сами окрасят медь в темно-оливковый цвет. Получить вкрапления ярко- и темноголубого цвета можно, намочив поверхность изделия и посыпав ее солью перед окрашиванием. Через пару часов проверьте, как идет процесс, сполосните и вновь «посолите». Окончательную обработку проводите одним аммиаком, если необходимо получить более темный фон. Промойте, высушите полностью и покройте воском или спреем, содержащим матовый Krylon.
Если предмет, который надо окрасить, невозможно подвесить, положите его на какую-нибудь подставку, чтобы он не лежал в луже нашатырного спирта (хорошо подойдет для этого перевернутая пластиковая крышка) или поместите нашатырный спирт в какую-нибудь низкую емкость. Для больших изделий можно соорудить временный пластиковый тент, пользуясь палочками или штырьками и мешком для мусора. Ваши потребности и возможности определят, какой вариант наиболее подходит. Для тента используйте прозрачный материал, чтобы иметь возможность наблюдать за процессом.
Примечания:.
Настоящий ярко-голубой цвет станет виден только после окончательной просушки изделия. Поэтому, чтобы проверить, какой цвет получается, может потребоваться высушить изделие перед тем, как вернуть его обратно в контейнер.
Результаты применения этого вида патины во многом зависят от времени обработки и способа нанесения соли и могут быть различными. Можно добиться действительно прекрасного результата, который оправдает потраченное вами время.
Из пластикового контейнера с крышкой получится хорошая камера для обработки парами. Немыльный бытовой аммиак покрывает дно цилиндра.
перча тки, хорошая вентиляция.
Применяется на:.
Латунь или медь. Также легкий оттенок можно получить на бронзе и никеле, каждый из них окрашивается по-своему.
Цвета:.
Крапчатый золотой, зеленый / голубой, коричневый и черный - на латуни. Крапчатый светло-розовый, ярко-голубой и черный - на меди. Слегка крапчатый на бронзе и очень слабый крапчатый на никеле. Возможно появление эффекта травления на изделиях из латуни и меди.
Примечание:.
Здесь приводится лишь один из многочисленных растворов, которые можно применять с опилками. Другие рецепты вы найдете в книге Colouring, Bronzing and Patination of Metals, авторы Hughes и Rowe. Приведенный ниже состав разработан на основе формулы Хьюга-Роува. .
.
16 грамм хлористого аммония (не обязательно).
16 грамм поваренной соли 300 мл немыльного бытового нашатырного спирта (удвойте количество при окрашивании меди) 700 мл воды.
Смешайте все ингредиенты до полного растворения. В герметично закрытой емкости в темном прохладном месте раствор может храниться сколь угодно долго.
Раствор можно использовать не только с опилками, но и со многими другими носителями. Я могу предложить сухую листву, измельченную траву и наполнитель для кошачьего туалета. Стоит попытаться использовать все, что способно удерживать влагу и не растворится во время патинирования. Результаты могут быть очень различными и удивительно непредсказуемыми, поэтому потратьте немного времени на эксперименты. Пользуясь опилками, помните, что именно степень их грубости определяет рисунок полученной патины. Не пользуйтесь опилками от клееной фанеры или прессованного картона, содержащийся в них клей может повлиять на окрашивание.
Обработайте опилки раствором так, чтобы они были влажными, но не сырыми. Поместите их в воздухонепроницаемый пластиковый контейнер и полностью погрузите в них изделие, подлежащее окрашиванию. Несколько кусочков того же металла, который вы окрашиваете, положите туда же, но неглубоко, чтобы вы могли с их помощью контролировать ход процесса, не тревожа само изделие. Как правило, чем мельче опилки, тем меньше хочется тревожить изделие во время окрашивания.
Время окрашивания сильно различается в зависимости от того, какой металл и с помощью какого носителя окрашивается. Для латуни нужно от 12 до 24 часов (чем мельче опилки, тем дольше). Медь окрашивается быстрее, обычно бывает достаточно от 4 до 6 часов, но можно оставить изделие и на более долгий срок.
Мелко нарезанная трава или листья не так хорошо абсорбируют влагу, как опилки. Поэтому для окрашивания с их помощью требуется больше раствора. Чтобы обеспечить запас влажности в глубине контейнера, подготовьте большое количество такого носителя. Поместите изделие ближе к поверхности. Так оно лучше окрасится и его будет удобнее проверять и переворачивать каждый час, чтобы окрашивание было более равномерным.Когда окрашивание закончится, промойте и оставьте для просушки на ночь. Окончательную доработку проводите воском или матовым акриловым спреем (см. Материалы). Раствор, смешанный с опилками, годен лишь в течение нескольких дней. Лучше всего каждый раз готовить свежую смесь. Примечания: Это очень «гибкий» способ патинирования, поэтому не бойтесь экспериментировать, добавляя разное количество нашатырного спирта или соли и оставляя изделие в опилках на разное время. Если опилки увлажнены недостаточно, то окрашивание будет слабым. Если опилки слишком сырые, крапчатой окраски не получится, и поверхность металла просто стравится. И помните: материалы с более мелкой текстурой нельзя тревожить, тогда как изделие, погруженное в более грубые материалы, такие как листья, требуется чаще поворачивать для равномерного окрашивания. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!.
.
.
При патинировании с помощью опилок изделие закапывается в опилки или другой подобный материал. Можно использовать любой плотно закрывающийся контейнер.
Патинирование в опилках, медь со стерлинговым серебром (заклепочное соединение) Длительная выдержка, мелкие опилки.
Материалы.
Средства для окончательной обработки:.
Renaissance Wax подходит для любых патинированных поверхностей, кроме, возможно, некоторых промышленно производимых видов «зеленой патины». Будучи довольно хрупкими, они могут осыпаться, так как при обработке воском требуется натирать поверхность. Другие виды воска (такие как Butchers Wax) могут быть использованы при условии, что они не содержат абразивных или антиокислительных компонентов. Берите очень небольшое количество воска, снимая его излишки мягкой тканью. Полируйте слегка, особенно те патины, которые имеют гладкую поверхность.
Renaissance Wax можно приобрести:.
Light Impression, Inc.
Rochester, NY (800) 828-6216.
Матовый акриловый спрей Крилон для чистовой обработки (Krylon Acrylic Spray Matt Finish №1311) хорошая альтернатива воску. Его можно приобрести в большинстве магазинов для художников и у некоторых поставщиков инструментов и оборудования. Не спутайте его с Crystal Clear Krylon и Workable Fixative! Наносите тонкими, ровными слоями (двух слоев должно хватить, держа баллончик на расстоянии 30 см (12 дюймов) от изделия). Работайте в хорошо проветриваемом помещении.
Респираторы:.
Я не имею в виду доступную всем одноразовую бумажную маску. Они предназначены для защиты от пыли и неэффективны при загрязнении газами. Убедитесь, что ваш респиратор подходит вам по размеру и имеет необходимые картриджи. Женщинам следует быть особенно внимательными, потому что большинство респираторов, продающихся в хозяйственных магазинах, среднего или большого размера и не подойдут для маленького лица. Респираторы меньшего размера можно приобрести по каталогу защитного оборудования Выбору средств защиты надо уделять особое внимание. Это предотвратит возможное нанесение серьезного ущерба вашему здоровью. Выбирайте картриджи, предназначенные для защиты от КИСЛОТНЫХ ГАЗОВ. Не думайте, что респираторы, защищающие от запаха краски или растворителя, подойдут. Часто меняйте картриджи, большинство из них обеспечивает надежную защиту лишь в течение нескольких часов активного использования. Очень важно хранить респиратор плотно завернутым и упакованным в пластиковый пакет, когда вы им не пользуетесь.
Вам стоит потратить деньги на покупку качественного респиратора. Убедитесь, что он снабжен необходимыми фильтрами. Когда вы ими не пользуетесь, храните их в герметичной пластиковой упаковке.