ПОЛУЧЕНИЕ НАДПИСЕЙ И РИСУНКОВ ТРАВЛЕНИЕМ

ПОЛУЧЕНИЕ НАДПИСЕЙ И РИСУНКОВ ТРАВЛЕНИЕМ

Для начала фиксируют на фотопленку интересующий гравера рисунок. Затем с помощью фотоувеличителя полученное изображение с пленки переносят на покрытое с одной стороны светочувствительным эмульсионным слоем изделие и фиксируют в фотохимических реактивах.
Эмульсия может сохраняться 3-5 дней, поэтому ее следует приготовлять в небольших количествах. Для приготовления эмульсии из нескольких свежих яиц отделяют белок от желтка. Используют при этом только белок, который сначала тщательно взбивают в пену, а затем дают ему отстояться и процеживают через двойной слой марли. Отдельно приготовляют 10%-й раствор двухромовокислого аммония (бихромат аммония). К этому раствору добавляют по каплям нашатырный спирт, пока окраска раствора из оранжевой не станет соломенно-желтой.
Рецепт светочувствительной эмульсии
см
3
Вода
1000
Яичный белок (взбитый и отстояв-
100
шийся)
Двухромовокислый аммоний с
120
аммиаком 10%-й
После фиксации и просушки незасвеченный или засвеченный слой эмульсии соскабливают лезвием ножа. Затем изделие со всех сторон и торцов, за исключением предназначенных для травления линий получившегося рисунка на лицевой стороне, покрывают кислотоупорным бакелитовым лаком марки А.
Дав просохнуть при температуре 100° С, изделие подвергают травлению. Во время работы следует соблюдать правила обращения с ядовитыми жидкостями, для чего необходимо надеть фартук, очки и перчатки.
По достижении линий рисунка желаемой глубины травление прекращают.
Таким же образом из дюралюминия можно изготовить одноразовый копир, который опробуют на граверном станке. В случае надобности по одноразовому копиру изготовляют многоразовый, перенося с помощью пантографа изображение на латунную заготовку.
В скором будущем процесс подготовки к травлению металлов будет упрощен, так как отпадет необходимость приготовлять и наносить на обрабатываемую деталь фоточувствительную эмульсию, куда входит множество ядовитых компонентов. Разработано несколько вариантов, отличающихся высокой продуктивностью. Одним из таких новшеств является полнейший автоматизм, когда используется специальная пленка, пропитанная липким составом с уже напыленным слоем эмульсии.
Если обрабатываемая поверхность - плоскость, то ее кладут на стол кверху рабочей частью и вылепляют по краям бортик из воска шириной 15-20 мм. В полученную таким образом плоскую ванночку наливают соответствующую процессу травления кислоту.
Дюралюминий травят в 10%-м растворе гидроксида натрия, насыщенного хлоридом натрия (поваренная соль). Время от времени изделие помещают в 10%-й раствор азотной кислоты для вытравливания частиц железа.
Для травления латунных изделий служит следующий раствор:
Хромовый ангидрид, г
300
Аммоний сернокислый (сульфат аммония), г
100
Вода, см
3
1000
После травления на поверхности образуется бурый налет, который следует удалять обработкой в растворе следующего состава:
Вода, см
3
1000
Серная кислота, см
3
200
Двухромовокислый калий (бихромат калия), г
200
После удаления бурого налета изделие снова помещают в травильную жидкость.
Сталь травят в 12 25%-м растворе азотной кислоты. Очень хорошим и доступным средством для травления алюминия, меди, латуни, стали является 40%-й раствор хлорного железа.
При травлении латуни, меди, алюминия хлорным железом на поверхности металла образуется налет, который мешает дальнейшему процессу травления. Его удаляют ватным тампоном, смоченным в смеси из очищенного мела с нашатырным спиртом.
При всех операциях необходимо следить за тем, чтобы не нарушился защитный слой, образующий изображение на изделии.
Методом травления можно также получить матовые надписи или рисунки на стекле.
Травильный препарат готовят следующим образом: в 0,5 л воды растворяют 36 г хлорида натрия и 7 г сульфата калия. Одновременно приготовляют еще другой раствор: в 0,5 л воды размешивают 14 г хлорида цинка и добавляют 65 г соляной кислоты.
Перед применением оба раствора смешивают в равном соотношении и с помощью пера или тонкой кисти наносят на стекло рисунок или соответствующую надпись. По истечении некоторого времени (примерно через 30 мин) на стекле появляется матовое изображение.
Для нанесения на стекло надписи или рисунка с помощью резинового штемпеля можно использовать следующие растворы, которые, как и в первом примере, перед применением необходимо смешать:
Вода
100
Хлорид натрия
12
Хлорид калия
2
Вода
100
Соляная кислота
20
Хлорид цинка
5
томпак, при этом эмаль на их поверхности приобретает намного больший блеск, чем, к примеру, на меди.
Существуют различные способы выполнения фотографических изображений на эмалевых поверхностях, в том числе и травлением плавиковой кислотой. Ознакомимся с самым простым и доступным способом, который не требует специального оборудования и может с успехом применяться в обычных условиях. Процесс переноса фотографического изображения на эмаль состоит в том, что слой эмульсии с диапозитивным изображением на фотопластинке после соответствующей химической обработки отделяют от стекла и переносят на эмалированную поверхность.
Отделение слоя эмульсии от диэпозитива производят при дневном или искусственном свете последовательно в трех растворах.
см
3
1.
Формалин 50%-й
20
Вода
До 500
2.
Соляная кислота 50%-я
25
Вода
До 500
3.
Фтористый натрий (фторид натрия)
Ю (г)
Вода
До 500
В растворах 1 и 2 обработка диапозитива не должна превышать 2-3 мин, а в растворе 3 диапозитив следует держать до полного отделения слоя эмульсии.
Предмет, на который производят перенос изображения, помещают в сосуд с остуженной кипяченой водой, подкисленной уксусной кислотой. Добавка кислоты препятствует образованию пузырьков при наложении на эмаль пленки, отделенной от стеклянной фотопластинки.
Перенос фотографического изображения может осуществляться и прямо через фотоувеличитель на покрытую светочувствительным эмульсионным слоем эмалированную поверхность.
Если проследить за техникой гравирования портрета на камне, то основная сложность подготовки данной работы заключается в выборе фотографии хорошего качества и увеличении ее при пересъемке до заданных размеров, скажем, надгробной плиты.
Пересъемку с оригинала производят в основном не на фотобумагу, а на фотопленку, которую затем наклеивают на отполированную до блеска поверхность каменной плиты (метод контактной фотопечати мы не учитываем). В зависимости от характера исполнения портрета гравер посредством остро отточенного керна переносит изображение на камень. Затем, отделив от камня использованный трафарет и затерев резко контрастирующей с основным фоном краской взрыхленные участки, приступают к детальной проработке штрихов методом рубки и долбления камня.
Чтобы предупредить скалывание камня в процессе воздействия на него долбежного инструмента, не следует врезаться в камень слишком глубоко. Для этого достаточно лишь снять доведенный до блеска поверхностный слой. Особенно это касается таких твердых пород, как гранит.
Как уже говорилось, выгравированное на камне изображение пропитывают красящими растворами. Например, на мраморе долгое время держится краситель желтого цвета, составленный из растворенного в водке гуммигута. Разбавленный лакмус придает белому камню голубой цвет, причем количество лакмуса определяется желаемой густотой окраски. Для нанесения на поверхность мрамора эти красители применяют в виде горячего пенящегося раствора, который глубоко проникает в основу и заполняет выгравированные участки.
В настоящее время есть достаточно способов приготовления красящих растворов, где вместо дефицитных препаратов используются вполне доступные, которые можно приобрести без особого труда. Чтобы краска закрепилась и прочно держалась, ее можно приготовить следующим образом: сделать раствор из буры и растительного красящего вещества, а затем прибавить к этому раствору несколько капель азотной кислоты или какой-нибудь азотнокислой соли.
Например, чтобы окрасить мрамор в голубой цвет, приготовляют раствор буры с индиго и прибавляют несколько капель азотнокислого железа. Для окраски в красный цвет растворяют с бурой любую красную краску растительного происхождения и прибавляют азотную кислоту. Применяя в качестве красящего вещества чернильные орешки, получают стойкую на мраморе черную краску.
При гравировании портрета на камне не обязательно заливать гравировку краской. Вместо этого можно высечь изображение на камне, заранее обработанном красящими составами.