ЛИТЬЕ В ПЕСОК

ЛИТЬЕ В ПЕСОК

ПРЕИМУЩЕСТВА
• дешевизна.
• простое оборудование, не требующее сложного ухода.
• гибкость
ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА ИЗДЕЛИЙ
В песчаных формах трудно будет получать отливки, на которых имеются поднутрения Поскольку модель удаляют из питейной формы механическим способом, при попытке поднять модель с поднутрением часть формы будет разрушена. В некоторых случаях, бывает возможно конструирование питейных форм, состоящих из нескольких частей, но в наш век резиновых форм и литья с использованием формовочной смеси сложные изделия отпивают именно этими методами.
Это не означает, что питье в песок устарело - вовсе нет. В песчаных формах ежегодно отливают миллионы изделий - от небольших деталей машин до гигантских архитектурных конструкций.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
• мвпкий песок, также называемый зеленым или французским песком.
• рамки для формы - верхняя и нижняя.
• нагревательный источник для плавления металла.
• несколько гладких пластин из стекла, пластмассы или дерева (их называют подмодельными щитками).
• припыл, сухой разделительный состав.
• сито (также называемое грохотом), деревянные трамбовки для уплотнения песка, пинцеты
Модепи для литья в песчаные формы должны выдерживать сильное давление при набивке, поэтому их обычно делают из металпа, пластмассы или твердой древесины, например из
красного дерева или вишни. Все материалы можно комбинировать; детали склеивают, спаивают или соединяют винтами.
Для того чтобы закрыть поры деревянной модели, её гладко шлифуют наждачной бумагой и покрывают несколькими слоями шеллака или пака. Избегайте идеально вертикальных сторон, вырезая модели с небольшим скосом, его называют ещё конусом или уклоном. Модепи можно использовать для получения сотен отливок, поэтому при их изготовлении имеет смысл добиваться идеального качества, сколько бы времени на это ни потребовалось.
ПЕСОК ДЛЯ ЛИТЬЯ.
Как и следовало предположить, при литье в песчаные формы качество песка является решающим моментом. Размер и форма зерен песка повлияют на четкость деталей отливки и, фактически, на успех или провал работы в цепом.
Чем мельче песок, тем пучше он будет передавать мелкие детали отливки. Мелкий песок необходим ещё и потому, что сделанная из него форма будет плотной и прочной. Конечно, можно найти где-нибудь неподалеку песчаные россыпи и отсеивать самую мелкую фракцию, но более реалистичное решение - связаться с поставщиком песка промышленного производства. Теперь это не так просто сделать, как раньше. С тех лор, как главная роль в ювелирной промышленности стала принадлежать формовочной смеси, многие из них перестали поставлять песок высшего качества. Один из возможных источников - местные литейные мастерские, которые, возможно, покупают песок в больших количествах и смогут выделить ту малость, которая нужна ювелиру. В крайнем случае, можно использовать тонко размолотую пемзу, но специальный песок для питья все же пучше. Из пляжного песка нельзя изготовить хорошую питейную форму, так как морской прибой обкатывает зерна песка, придавая им сферическую форму, из-за чего они плохо сцепляются друг с другом.
НАТУРАЛЬНЫЙ ПЕСОК:
ИСКУССТВЕННЫЙ ПЕСОК:
Этот термин относится к широкому ряду разновидностей песка для литья, которые используются практически в том же виде, в каком они существуют в природе. Они представляют собой смесь кварцевого песка с некоторым копичеством глины обычно от 10 до 30%. Такие пески называются по названию их месторождения, например, два популярных типа - песок из Олбани и песок из Грили (Колорадо) Французским песок (да, из Франции) содержит 16,5% глины и поступает в продажу в виде нескольких фракций от 135 до 175 меш Вот что писал Бенвенуто Челпини в 1560 г.-. «Гпина из Франции, добываемая близ Парижа - самая лучшая, какую я когда-либо видеп Как прави ло, глина из пещер пучше речной»
Такое название обманчиво, поскольку все ингредиенты имеют природное происхождение Искусственным является сочетание ингредиентов, которые в природе обычно не встречаются вместе. В состав смеси входит не содержащий глины кварцевый песок с необходимыми зернами Другой компонент - глина, мелкодисперсный алюмосиликат который называется бетонитом по названию месторождения (Форт Бентон, Монтана).
Во многих промышленных питейных мастерских используют смесь песка и глины (и иногда синтетических смол) называемую литейным песком. Литейные формы из этого материала делают согласно вышеприведенному описанию, но затем обжигают в печах, как керамические изделия. Формы получаются очень прочными, но сам процесс больше подходит для промышленного изготовления больших стальных отливок, чем для ювелирных нужд Если бы кто-то из ювепиров захотел использовать этот способ ему было бы гораздо проще остановиться на методе питья по выплавляемым моделям.
Приемлемым упрощением будет работа с так называемыми подсушенными формами- Такие формы более прочны и, если изготовить их в точном соответствии с технологическими требованиями, обеспечивают получение отливок с исключительно гладкой поверхностью.
После изготовления песчаной формы обычным способом на ее рабочую поверхность наносят из пульверизатора смесь из 10 частей воды и 1 части мелассы (черной патоки) После сушки на воздухе форму осторожно нагревают небольшим пламенем горелки, чтобы подплавить сахаристую смесь. Отливку производят как обычно.
Увлажнение литейного песка.
Для того, чтобы песок хорошо держал форму, он должен быть увлажнен (пропитан) водой или маслом. Преимущество воды состоит в том, что переувлажненную смесь легко подсушить. Преимущество масла - в том, что смесь не пересыхает, когда ею не пользуются.
Для того, чтобы приготовить увлажненный водой литейный песок, его разравнивают в поддоне или в низком плоском ящике и опрыскивают чистой водой из пульверизатора (для растений или другого). Чтобы качество формы быпо оптимальным, воды расходуют как можно меньше, примерно менее 5%. Тщательно перемешивайте песок и воду руками или лопаткой. Продолжайте осторожно добавлять воду до тех пор, пока сжатый в кулаке комок песка не будет точно воспроизводить мельчайшие детали отпечатка ладони. Смесь не должна быть влажной на ощупь; если зерна песка прилипают к вашей ладони, -значит, он переувпажнён. Если края комка осыпаются, - значит, смесь слишком сухая. При оптимальной консистенции плотно сжатый комок будет настолько прочным, что не рассыплется, даже если уронить его обратно в ящик с песком.
Даже если песок выглядит хорошим, он может быть немного более влажным, чем требуется. Если возможно, дайте воде впитаться, приготовив песок идеальной консистенции за день до использования. Это позволит воде более равномерно распределиться и в то же время слегка подсохнуть. Если быпо добавлено слишком много воды, разровняйте песок в поддоне и оставьте его подсыхать на солнце или воспользуйтесь феном, если вы спешите.
Литейный песок на масляном связующем.
Распространенным связующим для литейного песка является глицерин, который можно купить практически в пюбой аптеке. Его смешивают с песком тем же способом, что и воду.
Замешанный на воде песок через день-два высохнет и его нужно будет увлажнить вновь. Песок на масляном связующем высыхает только во время отпивки, когда жар расплавленного металла выжигает масло. Время от времени он требует обновления, но намного реже, чем песок на водной основе.
Так как масло не высыхает, если подмешать его к песку слишком много, это может стать проблемой. Для её решения держите в запасе сухой песок. Если в случайно переувлажните смесь, это можно будет компенсировать, просеяв в неё через сито сухой песок.
Вместо того, чтобы засорять головку распылителя, можно разбрызгивать масло по песку другим способом, но в этом случае для пропитки песка маслом потребуется более тщательное перемешивание. Чтобы ускорить процесс, вновь и вновь просеивайте песок сквозь пальцы. В зтом смогут хорошо помочь несколько маленьких детей. К тому времени, когда они построят и разрушат пятый замок, песок будет весьма неплохо перемешан.
Если песок замешан на масляном связующем, ждать не обязательно, но было бы полезно дать смеси устояться до следующего дня. Масло распределится равномернее, если слегка подогреть песок.
ВЕРХНЯЯ И НИЖНЯЯ опоки
Рамки опок обычно делают из литого чугуна, они бывают разных форм и размеров, приобрести их можно в организациях, торгующих литейным оборудованием. Обе половины опок идентичны, за исключением, того что на верхней имеются центрирующие штыри, а на нижней - втулки. Опока в сборе будет стоить от 20$, в зависимости от размера. Это хорошее капиталовложение, поскольку срок её службы неограничен. Для изготовления высоких форм применяют удлиняющие кольца или щечки, но для ювелирных отливок они нужны очень редко! Рамки опок можно изготовить из твердого дерева, но литниковая воронка должна быть металлической. Деревянные опоки не так хороши, как металлические, поскольку они могут покоробиться, а брызги расплавленного металла неизбежно повредят их, но для предприимчивого литейщика, которому для начала нужен недорогой инструмент, такие самодельные опоки - вполне приемлемый выбор.
Важно, чтобы на опоке имелись чубки для удержания песка внутри формы. Предлагаемое поперечное сечение смотрите на увеличенном фрагменте рисунка. Литниковая воронка в этом случае сделана из короткого отрезка стальной трубы и закреплена с помощью шурупа.
Припыл.
Припыпами называют порошки, используемые для предохранения песчаных полуформ от слипания Для этого пригодны тальк, крахмал, порошок слюды и любая сухая разделительная смесь промышленного производства. Избегайте использования слишком большого количества припыла так как он загрязняет песок и сокращает срок его службы.
Для того чтобы сделать удобный аппликатор, вырежьте из редкой хлопчатобумажной ткани (например, из старой простыни) 3 или 4 квадрата. Постелите их друг на друга и насыпьте в центре горку порошка, затем поднимите углы и перевяжите. Этот узелок прослужит не один год, прежде чем понадобится снова его наполнить Для того чтобы насыпать тонкий слой порошка, постучите узелком по пальцу, расположенному близко к поверхности песка.
1.
Приготовьте песок оптимальной консистенции, такой, чтобы сжатый в ладони комок сохранял свою форму.
2.
Застелите рабочий стол газетой. Это поможет собрать лишний песок и высыпать его обратно в ящик. Перевернув нижнюю опоку, уложите её на чистую плоскую поверхность, например, на лист стекла или плексигласа. Рабочая плоскость, которая будет прилегать ко второй поповине формы, должна быть внизу.
3.
Насыпьте (просейте) в опоку песок примерно до половины и утрамбуйте его деревянной трамбовкой. Начинайте с легких ударов, но постепенно увеличивайте их силу до тех пор, пока песок не будет очень плотно утрамбован.
4.
Подсыпьте ещё песка и снова утрамбуйте. Перед тем, как добавлять песок, взрыхлите утрамбованную поверхность, чтобы обеспечить хорошее сцепление слоев. Продолжайте набивать форму, слой за слоем, до тех пор, пока песок не будет слегка возвышаться над верхней кромкой опоки.
5.
С помощью бруска из металла или твердого дерева срежьте излишки песка вровень с кромкой опоки.
6.
Накройте рамку опоки сверху пластиной из пластмассы или дерева (подмодельным щитком) и поднимите сзндвич из двух подмо-дельных щитков с нижней половиной формы внутри. Переверните это сооружение таким образом, чтобы новый подмодельный щиток находился снизу, а старый щиток снимите; таким образом, плоская поверхность песка будет обращена кверху. Набитую форму уложите на чистую твердую поверхность.
7. Установите верхнюю опоку на нижнюю , совместив их при помощи центрирующих штырей,.
затем припудрите песок тонким ,
слоем припыла.
8.
Уложите внутрь опоки модель, расположив её таким образом чтобы самая массивная часть находилась в 2,5-5 см от воронки. Припудрите модель припылом.
9.
Засыпьте (просейте) песок в верхнюю половину формы, так чтобы он покрыл модель, и утрамбуйте как уже было описа но Работайте осторожно особенно вначале, чтобы не сдвинуть модепь; затем добавьте ещё песка и утрамбуйте, с каждым разом надавливая немного сильнее. Продолжайте, пока песок не будет возвышаться над верхней кромкой опоки. Излишек снимите так же, как раньше.
10.
Накройте форму сверху подмодепьным щитком и переверните. Уложите набитую форму на стол, ещё раз убедившись, что она горизонтальна и находится в устойчивом положении.
11.
Осторожно поднимите нижнюю форму (сейчас она сверху) Набитыи в опоку песок так и останется в ней благодаря разделяющему слою припыла между двумя попуформами.
12.
Чтобы освободить модель, слегка постучите по ней, затем выньте её из песка пинцетом. Некоторые литеищики заранее просверливают в модели отверстие для легко входящего винта и используют его как рукоятку. Здесь будет полезным приобретенный в раннем детстве навык игры в бирюльки.
13.
Ножом или деревянным инструментом вырежьте литниковый канал от модели к воронке.
Комочки песка тщательно сметите кистью и сдуйте. Попавшие внутрь формы песчинки удобно сдувать с помощью небольшой резиновой груши.
14.
Сложите половины формы вместе, не убирая подмодельные щитки. Слегка зажмите их в С-образной струбцине. Установите собранную форму литниковой воронкой вверх в поддоне с песком.
15.
Расплавьте металл в печи или с помощью горелки и залейте его в форму. Спустя несколько минут форму «вытряхивают» ипи раскрывают. Песок потемнеет и высохнет, но в остальном останется неповрежденным. Его можно использовать на протяжении многих лет.
* Примечание. - Этот способ также пригоден для моделей с почти плоской оборотной стороной.
На стадии 8 вдавите модель в песок до поповины её толщины. Если общая толщина модели больше 6 мм, можно осторожно вынуть немного песка, прежде чем вдавливать модель.
КАК СДЕЛАТЬ ЛИТНИКОВЫЙ КАНАЛ.
Когда форма плотно набита, а модель все ещё находится внутри, вставьте в литниковую воронку отрезок тонкостенной трубки, так чтобы он упирался в модель. Вынув трубку вместе с песчаной пробкой внутри неё, вы получите канал с чистыми стенками, через который можно будет заливать металл. Возможно, после удаления модели понадобится осторожно очистить место контакта литника и модели кистью от комочков песка, иначе они упадут в литейную полость.
Литник можно подвести также не сверху, а сбоку формы. Это должно зависеть от конфигурации модели в большей степени, чем от чего-либо ещё. Этот метод не рекомендуется для.
тонкостенных форм, так как под давлением расплавленного металла песок может вспучиться, что исказит форму изделия. Если другого выхода нет, воспользуйтесь подмодельной доской с отверстием.
Разъемные модели.
Сложные изделия, не имеющие плоской или почти плоской поверхности, требуют несколько иного подхода. Этот способ широко распространен в промышленности но не так привлека телен для ювелиров. Тем не менее для некоторых изделий этот метод процол жает оставаться наиболее практич ным особенно когда нужно получить несколько десятков или более идентичных ОТЛИВОК. ИЗДЕЛИЕ НЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ ПОДНУТРЕНИЙ.
Модель должна быть изготовпена таким образом, чтобы её можно было разобрать по линии разъема на две части, не имеющей поднутрений. В зависимости от применяемого материала, размера работы и от имеющегося под рукой инструмента обе части модели можно изготовить по отдельности, либо сдепать цель ную модель, а затем разрезать её на две части. Эти части должны совмещаться при помощи как минимум двух шпилек. Обе части модели можно также прикрепить с двух сторон к подмодельной доске
ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Пйоблема:
Способ устоанения:
При попытке поднять форму она рассыпается.
Добавьте в песок воду или масло. Не перестарайтесь. Небольшое количество влаги может очень сильно изменить консистенцию песка.
При попытке раскрыть форму, чтобы вынуть модель, половинки формы слипаются.
Возможно, песок слишком влажный. Дайте ему подсохнуть (вода) или просейте в него еще песка (масло).
Во всех других отношениях хорошая отливка имеет шероховатую поверхность.
Может быть, заливаемый металл был слишком горячим, или песок был настолько влажным, что при контакте с металлом образовался пар. Дайте песку слегка подсохнуть.
При удалении модели песок всегда обваливается.
Осмотрите модель и убедитесь, что она не имеет поднутрений. Проверьте, имеют ли стороны модели спуск или уклон. Припудрите модель припылом. Если проблема не исчезает, тщательно зачистите модель и покройте её шеллаком или змалью. Гладкая твердая водонепроницаемая поверхность не будет прилипать к леску.
1 Приготовьте песок как описано выше и подготовьте рабочее место, застелив его газетами. Так будет легче собрать излишки песка и высыпать его обратно в контейнер для хранения.
2 Уложите одну половину модели на пластину из дерева, пластмассы или стекла и установите нижнюю опоку так, чтобы модель оказалась внутри неё. Плоскость разъема модели должна лежать на стекле. Слегка припудрите модель припылом.
3.
Насыпьте/просейте на модель песок, уплотняя его слой за слоем Продолжайте до тех пор пока песок не будет возвышаться над верхней кромкой опоки, затем снимите излишек и накройте опоку сверху подмодельным щитком! Переверните сэндвич с формой и положите его на стол, убедившись, что он горизонтален и находится в устойчивом положении.
4.
Установите верхнюю половину модели на нижнюю и скрепите обе половины при помощи шпилек.
5.
Установите верхнюю опоку на место и покройте припылом модель и плоскую поверхность песка. Насыпьте/просейте на модель песок и утрамбуйте его, по-прежнему начиная с легких ударов и увеличивая их силу по мере уплотнения формы. Если необходимо сделать выпоры, проколите тонкой проволокой до самой модели.
6. Переверните форму, осторожно снимите нижнюю опоку (сейчас она сверху) и отложите её в сторону Ножом или подобным ему инструментом вырежьте в песке канал (литник) от модели к литниковой воронке. Если отливка небольшая, можно прорезать его только в одной полуформе, но в случае массивной отливки, возможно, понадобится вырезать каналы в обеих полуформах.
7.
С помощью пинцета или винта выньте из песка обе половины модели.
8.
Снова сложите обе полуформы вместе, слегка зажмите их в С-образной струбцине и установите литниковой воронкой вверх.
9. Расплавьте предназначенный для отливки металл и залейте его в форму. Спустя примерно минуту форму можно раскрыть и вынуть отливку.