ШАГ 1. Осмотрите оправу. При получении массивной оправы вроде той, что показана на рисунке, есть все основания отнестись к ней с подозрением. Прежде всего, вряд ли большие поверхности при литье вышли однородно ровными. Проверьте, чтобы не было чешуек и непроливов. Во-вторых, имейте в виду, что массивные оправы редко отливаются за один раз. Существует вероятность, что они поступили к вам после монтажа. Посмотрите, нет ли паяных швов. И, в-третьих, протяженные участки отливок могут гнуться. Пазу нужна поддержка, чтобы он выдержал нагрузки, возникающие в результате применения различных техник закрепки. Техники закрепки можно несколько видоизменить, чтобы компенсировать несовершенство оправы, если эти недостатки выявлены в самом начале процедуры.
ШАГ 2. Осмотрите бриллианты. Выявите наличие естественных дефектов и дефектов обработки. Хорошо запомните эти особенности. Эти сведения неоценимы в ходе дальнейшей работы. К примеру, огранка бриллиантов окажет влияние на технику вырезания посадочных мест и на технику закрепки. Бриллианты можно разместить так, чтобы подчеркнуть их выигрышные особенности и отчасти скрыть непривлекательные черты. К тому же, работодатель зачастую не знает, что тот или иной камень поврежден. Закрепщик никогда не должен полагаться на то, что заказчик или начальник знает обо всех дефектах в данной подборке бриллиантов.
ШАГ 3. Опилите стороны оправы. Работайте плоским напильником с тонкой или средней насечкой. Это - рутинная в подобных случаях операция, призванная обеспечить прямолинейность сторон, особенно рядом с пазом. Не опиливайте так, чтобы стенки паза стали чрезмерно тонкими. Помните, что металл будет сниматься и в процессе финишной обработки. Сейчас мы должны позаботиться об обеспечении прямолинейности стенок паза для постановки бриллиантов.
ШАГ 4. Опилите верх паза, чтобы убедиться, что поверхность металла плоская. Начинайте закрепку, уже имея плоскую поверхность оправы, это лучше, чем пытаться вывести плоскость, когда бриллианты уже будут закреплены. Работайте плоским напильником, меняя направление обработки до тех пор, пока вся поверхность не будет равномерно покрываться рисками от напильника за одий проход. Эта техника заключается в опиливании в одном направлении, затем в другом под углом в 45°-90° к первоначальному. Вначале можно работать более грубым напильником, заменяя его в дальнейшем на инструмент с более тонкой насечкой.
ШАГ 5. Подготовьте паз. Паз должен быть прямым на разумную ширину и глубину. Большая часть доработки предварительно прорезанного паза может быть сделана при помощи шпитц-, мессер- и флахштихеля. Если у паза есть дно, оно должно быть плоским и лежать на глубине, по меньшей мере, вдвое превышающей высоту коронок бриллиантов. При такой глубине паза бриллианты можно посадить низко под поверхностью металла, причем рундисты будут располагаться выше уровня дна паза. Если в дне паза уже есть отверстия, их следует доработать и сделать одинакового диаметра.
Ширина паза должна составлять около 3/4 диаметра камней. При этом остается достаточно металла, чтобы в каждой стенке можно было выбрать посадочное место. Эту оценку можно на грубую произвести путем сравнения диаметра бриллиантов с шириной паза. Паз считается чрезмерно широким, если бриллианты не удается разложить поверх паза так, чтобы они не проваливались внутрь. И напротив, паз слишком узок, если камень не удается ввести с наклоном внутрь (под любым углом), поскольку шип бриллианта блокирует эту возможность. Убедитесь в том, что стенки паза прямолинейны от угла до угла и взаимно перпендикулярны. Боковые стенки паза обрабатывайте флахштихелем, а углы оформляйте при помощи мессерштихеля.
ШАГ 6. Выложите бриллианты. Разложите их вдоль паза площадками вниз. Нанесите на металл воск, чтобы камни не смещались. Один бриллиант отцентруйте в углу паза, чтобы иметь начало отсчета. Если камни отличаются по размеру, в угол поместите самый большой. Остальные равномерно распределите в линию по направлению к концам паза. Оставьте одинаковое расстояние между крайними бриллиантами и концами паза. Это обязательно даже в том случае, если расстояние между бриллиантами в одном ряду не совпадает с расстояниями между бриллиантами в другом.
ШАГ 7. Выполните разметку положения камней. Эти риски в дальнейшем будут служить для равномерного размещения посадочных мест. Работайте чертилкой или заостренным штихелем при нанесении разметочных штрихов между бриллиантами по обеим сторонам паза (См. Рис. 6.2). Не врезайтесь слишком глубоко в металл. Штрихов длиной в полмиллиметра будет вполне достаточно для обозначения границ положения камней.
Рис. 6.2. Использование заостренного штихеля для нанесения Их продлить можно будет позже. Если это сделать сейчас, есть опасность сдвинуть бриллианты.
.
ШАГ 8. Снимите камни с оправы и таким же образом расположите на лотке. Очищайте камни и кладите каждый на свое место по мере их удаления. Затем сотрите воск с металла, если вы им пользовались, и почистите паз щеткой.
ШАГ 9. Осмотрите разметку для того, чтобы сделать специальные пометки. Пока раскладка бриллиантов еще свежа в памяти, продлите разметочные линии и сделайте их более отчетливыми. Без этого некоторые важные детали, спланированные на этом этапе, могут забыться позже, когда другие этапы процедуры будут зависеть от этой разметки.
ШАГ 10. Вырежьте посадочные места. Работайте подрезной фрезой для подрезки внутренней стенки паза и вырезания вертикальной секции в противоположной стенке. Такой порядок даст возможность зафиксировать бриллианты нагибанием металла внешней стенки. В данном случае она легче поддается манипуляциям. Начинайте работать подрезной фрезой заведомо меньшего размера, переходя к большему, чтобы избежать прорезания слишком большого посадочного места. Вследствие вибрации фреза, казалось бы, подходящего размера, может выбрать существенно большее по размеру посадочное место, чем ее диаметр.
.
.
.
Сделайте пробный рез, чтобы убедиться, что подрезная фреза расположена так, что посадочное место будет резаться без наклона и на должной глубине. Введете фрезу в паз под наклоном от периметра так, чтобы расположить режущую кромку между разметочными штрихами на предполагаемой глубине реза (См. Рис. 6.3А). Эта глубина должна приблизительно в 1,5 раза превышать высоту коронки бриллианта. Рекомендуется, чтобы бриллиант, закрепленный на такой глубине, сидел так, чтобы его площадка находилась чуть ниже поверхности оправы. Медленно увеличивайте скорость вращения, пока фреза не начнет резать ровно и уверенно, подрезая металл и подчиняясь вашей воле без сопротивления. Рез должен выполняться точно между разметочными линиями, на должной глубине и без отклонения в стороны. Если это не так, измените положение фрезы, чтобы внести необходимые коррективы.
Рис. 6.3. Метод подрезки посадочного места в угловом пазу с использованием подрезной фрезы. Начинайте с углового посадочного места.
Вначале режьте угловое посадочное место, продвигаясь затем к обоим концам паза. Подрезка посадочных мест выполняется одновременно с выборкой вертикальной секции (См. Рис. 6.3В и С). Для этого в процессе выполнения подрезки внутренней стенки постепенно приводите хвостовик фрезы в вертикальное положение, немного не доходя до него. В конечном счете, фреза врезается в обе стенки паза на одинаковую глубину, причем стенки по периметру режутся вертикальным резом вплоть до глубины посадочного места (См. Рис. 6.4). Не доводите хвостовик фрезы вплоть до вертикали. Если посадочное место окажется слишком просторным, бриллиант при закрепке встанет неровно. Безопаснее вновь прорезать гнездо позже, если возникнет такая необходимость. Посадочное место, которое размещено слишком высоко или вырезано с наклоном, для данного типа паза может оказаться катастрофой в ходе процедуры, поскольку исправления здесь чрезвычайно хлопотны.
Рис. 6.4. Посадочные места, подрезанные в одной стенке углового паза и вырезанные вертикально в противоположной.
ШАГ 11. Установите бриллианты. По мере выборки каждого посадочного места проверяйте, насколько к нему подходит предназначенный для постановки в него бриллиант. Выполняйте подгонку, убирая камни из оправы. Когда бриллиант «сядет» должным образом , поместите его на свое место на лоток. Оставшиеся посадочные места продолжайте резать в том же рутинном порядке. После того как будут готовы все посадочные места, прочистите паз щеткой и очистите камни, а затем установите их окончательно.
ШАГ 12. Посмотрите на изделие в целом. Бриллианты должны сидеть на равных расстояниях и в одной плоскости; однако нет ничего необычного в том, что расстояние между камнями в одном ряду отличается от интервалов в другом. Кроме того, бриллианты в одном из рядов углового паза не стоит трогать, пока не будут закреплены камни в примыкающем ряду.
ШАГ 13. Зафиксируйте бриллианты. В данном конкретном случае камни фиксируются при помощи ударных техник. Здесь.
работа выполняется на ригеле, но для удержания изделия также можно использовать BenchMate, тиски на подушке и шрабкугель. Металл со стенки внешнего периметра наваливается на бриллианты при помощи чеканов и чеканочного молотка. Процесс, как описывается здесь, фокусируется на закрепке длинной стороны паза, хотя порядок закрепки можно изменить. Техника закрепки, описываемая далее, утомительна и занимает продолжительное время. Не спешите, время от времени останавливайтесь для отдыха и осмотра работы.
Наденьте кольцо на ригель так, чтобы та сторона, которую предстоит обрабатывать, оказалась дальше от вас (См. Рис. 6.5). Другими словами, подрезанная стенка паза должна находиться ближе к закрепщику и широкой части ригеля. С этой точки зрения за результатом прочеканки легче наблюдать, и кольцо в процессе обработки с меньшей вероятностью соскользнет с ригеля. Убедитесь, что бриллианты не выходят за внутренние контуры кольца. Если это не так, придется использовать другое зажимное приспособление. Если все в порядке, туго насадите кольцо на ригель.
Рис. 6.5. Положение кольца с угловым пазом на ригеле для лучшего обзора работы при зачеканивании стенки паза на бриллианты. Обратите внимание, что прочеканивается только один луч паза за один проход, хотя все посадочные места уже подготовлены.
Если бриллианты по причине плохой подгонки посадочных мест сидят недостаточно плотно, во время прочеканки они будут вибрировать в пазу. Чтобы этого избежать, камни можно частично зафиксировать по одному, пока не появится возможность применять нормальную закрепочную технику прочеканки. Для предварительного поджатая бриллиантов придерживайте их в гнезде пальцем или узким штихелем. Слегка простучите внешнюю стенку паза под углом около 45° скругленным бойком чеканочного молотка. Если бриллианты прижимаются штихелем, постарайтесь по нему не ударить. Цель здесь - простучать паз ровно настолько, чтобы бриллианты удерживались на месте, а вовсе не добиться их окончательной закрепки.
Для окончательной закрепки бриллиантов используйте чекан с кончиком, сходящимся в маленький плоский кружок диаметром 1 мм. Меньшая площадка приведет к излишне глубоким забоинам. Кончик большего диаметра будет загораживать поле зрения и, вероятно, потребует нанесения более сильных ударов для подгибки металла. При прочеканке должно быть видно, как металл смещается. Чеканить начинайте вдоль верхнего края внешней стенки паза под углом около 45° к бриллиантам (См. Рис. 6.6А). При этом металл плотно прижимается к рундистам бриллиантов и частично наваливается на паз. Не наносите несколько ударов подряд в одном месте. При этом можно существенно замять металл или сколоть камни. Постоянно продвигайте чеками вдоль паза. Удары по чекану наносите точно и ритмично.
Рис. 6.6. Прочеканка периметра углового паза для закрепки бриллианта.
Когда металл будет навален на рундисты бриллиантов, чекан можно привести в положение, более приближенное к вертикали.
Прочеканка из этого положения заставляет металл нагнуться ближе к граням коронки (См. Рис. 6.6В). Работайте так же, как и раньше, непрерывно перемещая чекан и ритмично ударяя по нему молотком. Крайние участки паза прочеканки не требуют. Обе стороны углового бриллианта должны быть прочеканены со стороны внешних стенок и вовсе не обязательно с внутренней стороны. Если бриллианты все еще шатаются после прочеканки внешних стенок, тогда поневоле придется прочеканивать и внутренние. Их следует как можно меньше вовлекать в процедуру закрепки, поскольку финишная обработка здесь весьма обременительна.
При прочеканке внутренней стенки паза чекан держат вертикально по отношению к металлу. Что более важно, кончик чекана должен быть несколько больше в диаметре, и работать им нужно, слегка отступив от края паза (См. Рис. 6.7). Тогда металл не будет столь сильно замят, и не будет формироваться заметного уклона в сторону бриллиантов. Металлу будет некуда деваться, кроме как сдвигаться по направлению к камням, так как это более естественно, чем смещаться в сторону основной массы металла в центр оправы. Даже если чекан направлен слегка в сторону от бриллиантов, металл вследствие присущей ему пластичности будет подвержен смещению по направлению к бриллиантам, поскольку его .сдвиг ограничен массой металла.
Рис. 6.7. Если возникает необходимость начеканивать металл на бриллианты со стороны сплошной стенки, старайтесь удерживать чекан, не перекрывая контур паза, чтобы избежать образования уклона.
Прочеканка короткого плеча паза похожа на то, что делалось ранее. Единственное отличие состоит в том, что при использовании ригеля чекан приходится слегка наклонять, чтобы под действием ударов кольцо «натягивалось» на ригель. Наклон чекана к любому концу паза противоречит всем правилам, но в данном случае это единственное исключение. Иначе под ударами молотка оправа будет проворачиваться на ригеле. Единственный выход, кроме указанного - использование другого зажимного приспособления.
ШАГ 14. Удалите вмятины на металле. Работайте напильником со средней насечкой; опилите верх и боковые стороны оправы. Будьте осторожны, чтобы не снять слишком много металла. Его придется дополнительно снимать при обработке наждачной бумагой для удаления следов опиливания. Некоторые забоины от прочеканивания могут оказаться настолько глубокими, что придется спиливать излишнее количество металла. Для их устранения используйте чеканку.
ШАГ 15. Устраните следы опиливания. Работайте наждачной бумагой №2 на рейке. Не зачищайте слишком сильно. При зачистке есть опасность скругления острых ребер. Если все же сошлифовывать приходится очень много, поместите изделие на плоскую поверхность и водите его вперед-назад, прижимал пальцами.
ШАГ 16. Подрежьте паз. Работайте флахштихелем с полированным кончиком, снимая металл, который нависает над камнями по обе стороны паза. В целях облагораживания дизайна резу хорошо придать небольшой наклон от бриллиантов к поверхности оправы. Внешние края паза, возможно, придется также слегка наклонить, чтобы выправить дизайн. Это можно сделать при помощи баретного надфиля №6.
Рис. 6.8. Восемь бриллиантов,.
.
ШАГ 17. Выгладьте металл. Обработанные абразивом поверхности можно загладить полировальной бумагой №4/0 на наждачной рейке. Обработайте металл везде, где возможно использовать наждачную бумагу. Если в пазу скос от бриллиантов к поверхности оправы неровен или плохо обработан, используйте пемзовый диск с острым краем.