Граверы, занимающиеся исполнением монограмм на предметах из серебра, золота, мельхиора, нейзильбера, бронзы, располагают множеством вариантов сочетания тех или иных букв. Это позволяет им находить наиболее удачные решения сплетения букв в рисунке. Настоящий мастер, набивший руку на монограммах, имеет свой стиль работы, что позволяет без труда узнать его по почерку.
Монограммы бывают как графическими (на перстнях, кулонах, столовой посуде), так и накладными (на портфелях, портмоне и т.п.).
Рис. 10. Образец рисунка монограммы.
Монограммы на перстне. Для того чтобы на бляшке перстня выгравировать штихелем или каким-либо другим режущим инструментом инициалы владельца, необходимо дужку перстня закрепить в струбцине или в "стакане" (приспособлении для крепления деталей, имеющих форму колец со сферическими поверхностями).
"Стакан" (рис. 11) представляет собой кусок толстостенной металлической трубы, достаточно удобной для захвата ладонью левой руки. С одной стороны труба приварена к плоскому массивному основанию, рабочая часть которого имеет гладкую поверхность. В верхней части "стакана" находится зажимный винт, приводящий в движение одну из губок в момент крепления перстня. Губки-вставки в свою очередь тоже имеют своеобразную конфигурацию (рис. 12): на состыковочной плоскости каждая из губок имеет конусообразную выточку под диаметр дужки (шинки) перстня, кольца и т.п. Наиболее широко применяются губки-вставки, изготовленные из твердых пород дерева, которые при использовании в работе ударного инструмента можно заменить на металлическую цанговую насадку.
Закрепив в губках стакана перстень, гравер закрашивает краской отполированную плоскость его бляшки. После высыхания краски он карандашом наносит рисунок будущей монограммы. Убедившись, что рисунок удовлетворяет требованиям его вкуса, гравер приступает к выборке металла штихелями. Для гравирования монограмм как на перстнях, так и на любых других предметах пользуются, как правило, шпицштихелем, флахштихелем и мессерштихелем.
Накладные монограммы. Для изготовления накладных монограмм наибольшее применение получили такие металлы, как золото, серебро, нержавеющая сталь, медные и другие сплавы цветных металлов.
.
Чтобы изготовить накладную монограмму, сначала подготавливают металлическую пластинку необходимой величины толщиной от 0,5 до 1 мм. Переводят на нее рисунок и производят разметку. Во всех внутренних просветах будущей монограммы сверлят отверстия диаметром 1 мм для пропуска пилочки, после чего лобзиком выпиливают просветы (соответственно разметке) сначала по внутреннему контуру, а затем по наружному, чем и заканчивается изготовление так называемого скелета монограммы.
Рис. 12. Губки-вставки |
Получившийся скелет монограммы тщательно полируют. После закрепления его сургучом на деревянной колодке, гравируют детали монограммы штихелями, придавая им вид переплетения.
Завершающим этапом работы является украшение монограммы всевозможными штрихами и другими элементами, которые выделяют каждую букву в монограмме, как показано на рис. 13.
По окончании гравирования к обратной стороне накладной монограммы припаивают штифты для ее закрепления.
Иногда в целях экономии дорогостоящих сплавов благородных металлов, таких, как серебро, золото, узоры накладных монограмм граверы подобно ювелирам плетут из проволоки упомянутых сплавов. Для этого из развальцованного в пруток куска сплава методом волочения изготовляют проволоку нужного диаметра. Благодаря высокой вязкости и тягучести из 1 г золота можно получить тончайшую проволоку длиной до 2000 м. Перед волочением необходимо убедиться в том, что на прутке нет твердых частиц, грязи, остатков флюса и т.д., отжечь его и заострить конец напильником.
После этого пруток слегка нагревают и протирают машинным маслом или техническим воском, чтобы уменьшить трение в протяжном конусе.
В волочильной плите с отверстиями различного диаметра выбирают необходимое отверстие, проталкивают в него конец проволоки, захватывают его цангой или плоскогубцами (рис. 14) и равномерным усилием протягивают проволоку через отверстие. Затем так же протаскивают проволоку через следующие (меньшие) отверстия до тех пор, пока не будет получена проволока необходимого размера. В процессе волочения нельзя пропустить ни одного из последовательно расположенных отверстий, так как в этом случае они быстро срабатываются и, кроме того, обрабатываемый материал подвергается излишней нагрузке. Большое значение здесь имеет промежуточный отжиг заготовки.
Рис. 11. Стакан для закрепления колец и перстней |
Рис. 13. Накладная монограмма, украшенная штрихами
Рис. 14. Схема ручного волочения проволоки |
Плетение узора из проволоки осуществляется на фауленцере. Его изготовление несложно: на стальной пластине толщиной не менее 1 мм карандашом рисуют монограмму и возле каждого пересечения линий и на кривых участках, как показано на рис. 15, просверливают отверстия диаметром 1-1,5 мм, в которые вставляют маленькие стальные штифты (например, граммофонные иглы), за которые зацепляют проволоку. Штифты не должны иметь шляпок.
Стальную пластину привинчивают к деревянной подложке. Между ними заранее прокладывают лист асбеста. Асбест является жаростойким материалом, предохраняющим от высоких температур деревянную подложку в момент спайки соприкасающихся частей узора.
Буквы плетут каждую по отдельности с последующей их спайкой.
Получившиеся тонкие скелеты букв накладной монограммы (см. рис. 15) снимают с фауленцера и переносят по отдельности на наковальню. Используя плоские пуансоны, гравер сплющивает проволоку в нужных местах, придавая буквам красивые силуэты. Для достижения большей выразительности переходов от широких до тончайших частей буквы используют надфили различных профилей.
Затем сначала в руках, а после на фауленцере путем наложения друг на друга составляют из букв узор монограммы, припаивают соприкасающиеся части переплетения и штифты для крепежа. С целью оживления монограммы (рис. 16) производится ее полировка и гравирование штрихов.
Рис. 16. Накладная монограмма, сплетенная из проволоки |
Рис. 15. Пластина с рисунком монограммы и отверстиями под штифты |
По сравнению с выпиливанием из цельной пластинки этот метод изготовления монограммы наиболее трудоемкий, но с точки зрения экономии металла весьма выгодный.
Учитывая сложность рисунка некоторых монограмм, можно прибегнуть и к наиболее совершенным способам их изготовления, где не требуется ни сверлить, ни выпиливать контуры затейливого узора. Узор монограммы можно нарастить непосредственно в гальванических ваннах с применением формы или матрицы как на основе фотополимеров, так и из органического стекла с выгравированным узором в зеркальном изображении.
При использовании в качестве основы оргстекла его обезжиривают этиловым спиртом, затем на стенки углублений наносят слой полиизобутилена (толщина 0,02 мм). В полученную клейкую пленку втирают мелкодисперсный графит, промывают дистиллированной водой и помещают в гальваническую ванну для наращивания слоя металла.