Все это, к сожалению, является неверным пониманием как процесса штамповки, так и ремесла. В действительности, штампы использовались для изготовления ювелирных изделий с древних времен. Этрусские и греческие ювелиры вырезали узоры в бронзовых пластинках и вбивали в них тонкие листы золота посредством толстых листов свинца. В Помпеях были найдены ожерелья, браслеты и серьги из золотых и серебряных цветов, листьев, желудей, человеческих фигурок, изготовленных путем штамповки. В начале XVI века штампы стали использовать в сочетании с прессами. В своем трактате об обработке золота Бенвенуто Челлини описывал, как он применял винтовой пресс для изготовления медалей для Папы Клемента VII. Гидравлический пресс стал применяться с 1796 года, когда он был изобретен английским механиком Джозефом Брэмом.
Брошь: золото 22К (916 проба), 8,2 х 5 х 1,3 см. Линда Трэдгилл, 1990 г.
В поисках улучшенных способов изготовления ювелирных изделий ремесло традиционно пришло к использованию материалов, имеющихся под рукой. В течение веков своего развития литье золота стало высокоразвитым искусством в Западной Африке, где золото было в изобилии, а обработка дерева и резьба по нему были основными занятиями коренных народов северо-западного побережья Америки. Термопласты, уретаны и эпоксидные смолы для изготовления штампов, таким образом, становятся “естественными” материалами для нашей высокотехнологичной “всемирной деревни XX века”. Если их нельзя купить в магазине за углом, то обычно есть справочный номер, по которому можно позвонить.
Штамповка металлов при помощи гидравлических прессов и использование современных материалов для изготовления штампов следуют традиции нововведений в ремесле. Несмотря на то, что всегда существовало противостояние переменам, я не сомневаюсь, что некоторые этруски выбросили бы свои бронзовые штампы, если бы у них была сталь, и что Челлини воспользовался бы гидравлическим прессом, если бы таковой существовал в 1525 году.
"Образы совершенства. Роза стерлинговое серебро, 15 х 10 х 1 см. Кейт Вейгл, 1991 г.
Фото: Ричард Герк.
"На прогулке. Моррисси Стрит " - брошь: чистое и стерлинговое серебро, золото 750 пробы (18К). 5.4 х 6,7 х 1 см. Линда Уотсон-Эбботт, 1991 г. Фото: Линда Уотсон-Эбботт.
Эта книга посвящена тому, как мастера по обработке металлов и ювелиры могут воспользоваться преимуществами присущих металлам свойств, выявленных еще во времена античности, и вовлечь в работу механические приспособления, известные около 200 лет, для изготовления изделий вручную. Штамповка, как она описывается здесь, не ограничивает и не заменяет ручную работу. В действительности же, процесс штамповки требует дополнительных знаний и умений при изготовлении штампов и для контроля их использования в прессе. Штамповка расширяет возможности мастера и открывает новые пути исследований. Это продолжение традиции инноваций в ремесле.
Процессы, описываемые в этой книге, поощряют использование металла - податливого пластичного материала. Легкость, с которой можно придавать ему форму, уводит мастера от работы с листовым металлом, как с фанерой. Неважно, придается ли металлу форма ударами молотка или при помощи штампов, металл остается металлом. В процессе штамповки остается необходимость в навыках и умениях; молоток не становится ненужным, а понимание металлов -менее важным.
Браслет: стерлинговое серебро, 7,5 х 7,5 х 2,5 см. Сьюзан Кинсли, 1990 г.
Фото: Ли Хокер.
Штамповка имеет ряд преимуществ перед традиционными способами придания металлу формы. Например, при вдавливании металла в полиуретан давление равномерно рапреде-ляется по всей поверхности металла. А это создает намного меньше напряжений, чем при использовании молотка или киянки. Мокуме и биметаллическим пластинам форму можно придавать без риска расслоения. Можно формовать, не повредив поверхность и не оставив следов молотка, травленый или декорированный прокаткой в вальцах металл.
Бутыль для красного вина: стерлинговое серебро, авонит, эмаль, золотая фольга 999пробы, 15x9x5см. Сью Амендолара, 1992 г.
Фото: Рик Поттайгер.
Поскольку формованный металл более прочен, штамповка позволяет использовать более тонкий металл. Таким образом, ювелирные изделия могут быть более легковесными и более удобными, снижая расходы на материал при работе с драгоценными металлами.
Формы для штамповки являются инструментами, придающими изделию форму и оставляющими на нем следы так же. как это делает фигурный молоток или фиктурный штамп. Несмотря на то, что формы дли штамповки можно использовать дли тиражировании, их нелыи рассматривать исключительно в качестве "форм" дли воспроизведения идентичных изделий. Сам способ применения формы ;1ля штамповки делает вариации и индивидуализацию неотъемлемыми частями процесса.
Процессы, описываемые в этой книге, касаются цветных металлов. Медь, стерлинговое серебро, ниобий, пьютер и алюминий легко поддаются штамповке. Хорошо формуются как сплавы желтого золота и латунь, так и титан. Не рекомендуется использовать более жесткие металлы, как никель, нейзильбер и бронза.
Штамповка - экологически “чистый” процесс. Гидравлический пресс - автономный, бесшумный и эффективный инструмент, не создающий загрязнений. Кроме формовки металла, пресс избавляет от необходимости держать в мастерской множество специализированных инструментов. При помощи модификаций и приспособлений вы можете вырубать заготовки, штамповать и сгибать металл. При надлежащем использовании оборудование легко обслуживать, а производственный процесс является безопасным.
"Домкраты нынче дороги", брошь: стерлинговое серебро, авонит, эмаль, золотая фольга 999 пробы, 7x9x2 см. Кристина Смит, 1989 г.
Некоторые из приведенных здесь материалов для изготовления штамповочных форм представляют собой потенциальную угрозу для здоровья. Если вы соберетесь их использовать, необходимо следовать правилам техники безопасности. За информацией о том, как безопасно применять потенциально токсичные материалы, пожалуйста, обратитесь к книге Мононы Россол The Artists Complete Health and Safety Guide и обратите внимание на предупреждение в начале этой книги.
Я хотела быть последовательной и использовать одну систему мер, но это оказалось непрактично. Мы (в
"Танцующие солонка и перечница ": стерлинговое серебро, эбеновое дерево, золотая фольга 999 пробы, перламутр, (слева) 11 х 12,5 х 5 см, (справа) 12,5 х 7,5 х 5 см. Сью Амендолара,.
1992 г. .
США) до сих пор используем дюймы и дроби для покупки некоторых материалов и для получения представления о раз-мере и пропорциях, миллиметры - для более точных небольших измерений, шкалу измерения толщины Braun & Sharp (B&S) -для измерения толщины металла, граммы - для взвешивания и т. д. Я использовала наиболее распространенную единицу измерения для конкретных целей, а в некоторых случаях - обе. В приложении также приведены таблицы пересчета для избавления вас от вычислений.
На протяжении всей книги перед сопровождающим текстом приводятся номера соответствующих фотографий или иллюстраций.
"Джорджии О ’Кифф с уважением ", брошь: стерлинговое серебро, медь, 16 х 17,5 х 4 си. Сьюзан Кинсли, 1987 г. Фото: Ли Хокер.