Особые патины

Особые патины

Вара-ибуши.
Патина вара-ибуши используется для придания темного коричневочерного цвета поверх основы патины ниаги или су-танпан. Первый шаг этого процесса - покрыть подготовленное изделие липким слоем из смолы, второй этап
наложить сажу, которая приклеивается благодаря этому слою. Описание следует традиционному способу, но сажу можно получить несколькими способами. Налейте масло (машинное, оливковое, ореховое и пр.) в небольшое блюдо, которое находится на огнеупорной поверхности. Размер посудины и количество масла зависит от размера изделия. Подожгите масло и держите изделие над коптящим пламенем, чтобы покрыть его сажей.
Сажу также можно получить при помощи кислородноацетиленовой горелки. Уменьшите подачу кислорода (восстановительное пламя), возможно, до точки когда топливо будет гореть само по себе. Это создаст много сажи, как на изделии, так и в воздухе, поэтому лучше работать на улице.
Процедура вара-ибуши.
1.
Соорудите постройку из кирпичей или камней и насыпьте туда кусочки древесного угля, чтобы получить медленный огонь. Разожгите его бумагой или жидкостью для зажигалок. Это похоже на разжигание гриля на заднем дворе.
2.
Положите поверх горящего угля пучок соломы, чтобы создать дым.
Держите изделие над коптящим пламенем, чтобы осадить слой сажи.
3. Держите металлическое изделие над дымом, достаточно близко, чтобы на поверхности осаждался тонкий слой возгоняющегося дегтя. Когда вы покрываете этим дегтем поверхность, пламя не должно быть сильным, а дыма должно быть как можно больше. Обычно изделие надевают на палку, а когда этого нельзя сделать из-за его формы, предмет помещают в проволочную сетку и устанавливают поверх горящего пучка соломы. Непрерывно.
вращайте изделие при формировании на его поверхности слоя дегтя. Если к поверхности прилипает пыль или хлопья пепла, осторожно удаляйте их мягкой кистью.
4.
Когда вся поверхность, покроется липким слоем дегтя, пламя следует раздуть посильнее при помощи мехов или просто подув на него, дыма станет больше, но он будет светлее. Удерживайте изделие в середине этого дыма, чтобы осадить слой копоти на поверхности. Если в ходе этого окуривания пламя станет излишне сильным, поверх него можно положить деревяшку, чтобы сделать его менее интенсивным и получить больше дыма. Не забывайте, что сажа образуется в центральной области пламени, так что вам нужно будет найти эту зону, чтобы осадить сажу на изделие.
5.
Повторите процесс, пока не получите желаемого эффекта.
6.
Охладите изделие и аккуратно промокните поверхность мягкой сухой тканью.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
Работайте на открытом воздухе или в хорошо вентилируемом помещении. Этот процесс производит много дыма, поэтому рекомендуется.
надеть маску или противогаз.
Тошимаса.
“Козука с рыбным мотивом”.
Нури-иро.
В патине нури-иро, чтобы приклеить сажу к поверхности, на металл наносится тонкий слой японского лака (уруши). Эта патина наносится поверх базового покрытия ниаги или су-танпан, в результате получается блестящая черная поверхность.
Меры предосторожности: Уруши - это сок дерева уруши, семейства ядовитых сумах. Этот сок под воздействием атмосферы затвердевает, но действует как чрезвычайный раздражитель для кожи при контакте с ней (как ядовитый плющ, только хуже). При обращении с уруши необходимо надевать резиновые перчатки. Приводимый ниже процесс также требует нагревать уруши, испарения и дым от которого нельзя вдыхать. При нанесении этой патины вы должны надевать противогаз.
1. Нанесите тонкий слой уруши на металлическое изделие, которое было подготовлено базовым покрытием ниаги или су-танпан. Можно использовать обыкновенный лак, но уруши предпочтительнее из-за своей износостойкости.
2.
Следуя описанной ранее процедуре, осадите слой сажи на еще влажный лак. Удерживайте свежепокрытое лаком изделие над дымом от медленно горящего пучка соломы.
3.
Добившись тонкого слоя сажи, нагрейте работу пламенем горелки, цель - испарить влагу из лака, размягчая его ровно настолько, чтобы сажа осела в лак. Дайте изделию охладиться.
Дэвид Хуанг.
“Свечение 325”.
Медь, стерлинговое серебро, золотая фольга 2ЗК (958 проба).
Фото с любезного разрешения автора.
4.
Очистите влажной кистью, чтобы снять сажу, которая не пристала к лаку, затем осушите мягкой тканью.
5.
При необходимости повторите процесс, пока не получите желаемый цвет.
6.
После высыхания нанесите воск, чтобы защитить патину (см. стр.
Ирои-до.
Этот процесс (переводится как “окрашенная медь”) не подходит под наше обычное определение патины; по сути, он близок к поверхности, которую мы придаем кузовам своих машинам. Высококачественный лак окрашивается пигментами, затем аккуратно наносится. Рожденный в Китае, ирои-до был популярен в Японии в течение короткого времени в конце Эпохи Эдо. Хотя можно использовать лаки, имеющиеся в продаже, уруши ценится и предпочитается из-за своей прочности. Это финишная обработка, которая наносится, когда изделие уже отполировано.
В отдельных посудинах приготовьте несколько различных лаковых смесей, используя уруши и пигменты. Их следует разбавить до пасты, которую можно наносить кистью. Наносите цвета высококачественной кистью, затем высушите изделие на воздухе. Чрезвычайно важно, чтобы в помещении не было пыли, установите изделие в закрытую коробку, которая будет пропускать воздух, но задерживать загрязнения. Можно использовать рамки с натянутой тканью.
Когда уруши высохнет, отполируйте поверхность, затем покройте изделие воском или прозрачным лаком.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
Для защиты от раздражения кожи, связанного с контактом с уруши, всегда при работе с лаком надевайте резиновые перчатки.
Рюка (осернение).
Патина рюка используется для создания серой, темно-серой и черной патины на серебре и медных сплавах. Она ведет себя сходным образом с серной печенью - химикатом, знакомым мастерам по обработке металлов на Западе, которые используют ее для окрашивания стерлингового и чистого серебра, а также меди. По своему воздействию (хотя и не химически) рюка похожа на состав для воронение оружия -доступный продукт, который может использоваться для получения серого и серо-коричневого цвета на бронзе.
Кейт Льюис.
Серьги, разные металлы, 1 1/8 х 1 1/8 дюйма (около 3x3 см).
Фото с любезного разрешения автора.
Концентрат рюка.
Смешайте заранее определенное количество раствора, затем добавьте небольшое количество теплой воды по необходимости. Патина рюка создает черный цвет на меди, латуни и серебре.
Рюка
100 граммов
серы, S
35 граммов
оксида кальция, СаО (негашеной извести)
0Д5 грамма
сульфата калия, K,S0
4
0,5 литра
воды
Смешайте сухие ингредиенты и (если в кусках) измельчите их в порошок. Доведите литр воды до кипения в кастрюле из нержавеющей стали и добавьте смесь. Тщательно размешайте. Дайте раствору остыть, затем перелейте его в стеклянный или пластиковый контейнер для хранения.
Похожего эффекта можно добиться путем нанесения раствора рюка непосредственно на поверхность тканью. Результаты могут отличаться в зависимости от крепости раствора, поэтому для достижения стабильных результатов важно сохранять пропорции раствора и воды такими же каждый раз.
Процедура рюка.
1.
Разведите 1 чайную ложку (5 мл) концентрата рюка в одном литре горячей воды. Размешивайте до однородной смеси.
2.
Нагрейте изделие (например, феном), затем погрузите его в раствор рюка.
3.
Как только изделие почернеет, выньте его из раствора, тщательно прополощите и осушите мягкой тканью. Отполируйте пищевой содой, пока не получите желаемый вид готового изделия.
4.
Нанесите лак для защиты цвета.
Тодд Рид.
Браслет.
Стерлинговое серебро, золото 18К и 22К (750 и 916 проба) Ширина 2 1/4 дюйма (5,7 см).
Дебора Крупениа.
“Сосуд со специями для хавдалы” Золото 18К (750 проба), шакудо, медь 4x11/2 дюйма (10 х 4 см)
Фуруби.
Патина фуруби наносится на серебро и серебряные сплавы (как стерлинговое серебро) для создания насыщенных оттенков серого и коричневого под старину. Первая вариация, кин-фуруби (кин означает золото), создает богатую янтарную патину, а второй рецепт - гин-фуруби(гин означает серебро) создает цвета, перетекающие от серого кчерному.
Кин-фуруби.
Традиционный рецепт кин-фуруби - это смесь чистого золота и царской водки, сильнодействующей кислоты, которая растворяет золото. В целях безопасности этот рецепт здесь заменен на имеющийся в продаже раствор, с теми же ингредиентами: золото растворено в жидком растворе, смешанном со спиртом, который усиливает его летучесть. Растворы для нанесения золотых гальванических покрытий продаются большинством поставщиков ювелирного оборудования.
Процедура кин-фуруби.
1.
Кистью нанесите раствор фуруби на чистую поверхность.
2.
Дайте изделию высохнуть, предпочтительно под прямыми лучами солнца.
3.
Когда изделие почернеет, смойте раствор под проточной водой, затем натрите изделие пастой из пищевой соды, размешанной с водой, для полировки возвышенных участков, пока не получите желаемого эффекта. Промойте водой, чтобы проверить результат.
4.
Когда результат будет удовлетворительным, промойте изделие водой и дайте высохнуть естественным образом.
5.
Для предотвращения окисления и защиты цвета нанесите тонкий слой прозрачного лака.
Альтернативные растворы фуруби.
Растворы фуруби используются, главным образом, на серебре. Три.
рецепта, приведенные ниже, придадут черный или темно-пурпурный.
цвет.
Раствор 1: Черная патина.
40 граммов хлорида аммонния, NH,C1.
(также называется нашатырем) 25 граммов хлорида калия, КС1.
1 литр воды.
Процедура: Держите изделие в растворе, пока цвет не изменится. Выньте и промойте с пищевой содой. Вытрите мягкой тканью и нанесите воск для защиты патины.
Раствор 2: Темно-пурпурная патина
50 граммов
сульфата меди, CuS0
4
* 5Н
2
0
12 граммов
поваренной соли, NaCl
1литр
воды
Процедура: Наносите кисточкой или погружением, пока цвет не изменится и следуйте финишным процедурам, как описано выше.
Итоку Сугимори.
“Лодка времени Ямато”.
Патина охагуро по финишу су-яки 24x47 х 10 дюйма (61 х 120 х 25 см)
Раствор 3:Черная патина
10 граммов
хлорида серебра, AgCl
5 мл
серной кислоты, H
2
S0
4
250 мл
этанола, С
2
Н
5
ОН
(пищевого спирта)
Процедура: Наносите кисточкой или погружением до достижения желаемого цвета. В завершение отполируйте пищевой содой и покройте воском для защиты.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
При работе с растворами фуруби, содержащими сильнодействующие кислоты, надевайте защиту для глаз, резиновые перчатки и работайте в хорошо проветриваемом помещении. Всегда после работы тщательно мойте руки и рабочее место.
Джим Келсо.
“Брошь с ирисом” Серебро, шакудо, золото
Мия Нобухо.
Базуку татесуи гама Чугунный чайник.
8 1/2 х 7 х 7 дюймов (21 х 18 х 18 см).
Патины для железа и стали.
Тецу (железо).
В Японии, как и повсюду в мире, когда были открыты железные сплавы, они быстро проявили свою полезность в изготовлении сельскохозяйственных инструментов и оружия. Для практических целей сплавы железа можно поделить на 3 группы:.
Кованое железо (тан-тецу) 0,05%углерода.
Углеродистая сталь (багане) 0,06-2,0% углерода.
Литейное железо (чугун) (сен-тецу) 2,0% углерода.
Патина по железу называется саби-цуке, что можно перевести как “нанести ржавчину”. На протяжении веков цветом стали любовались благодаря его скромной красоте. Существует три разных способа наносить раствор патины саби-цуке, каждый из которых описан ниже. Инструкции приводятся в конце этого раздела.
Саби-цуке.
На следующих страницах представлены две патины для стали. Выбор, какую использовать, будет зависеть от имеющегося времени и природы изделия.
Саби-цуке 1
300 граммов
красной охры (безводного оксида железа (III),
Ее
2
О
э
)
1 грамм
сульфата меди (по желанию), CuSCV 5Н
2
0
15 граммов
*трисульфида мышьяка (то же аурипигмент,
As
2
S
3
)
0Д5 грамма
серы
*Токсичен. Надевайте резиновые перчатки и тщательно
прибирайтесь в конце работы.
Если ингредиенты приобретаются в виде комков, разотрите в ступке последние три до порошкообразного состояния. Пересыпьте в емкость для смешивания. Далее измельчите в ступке красную охру, добавляя достаточно воды для получения пасты. Влейте ее в первую емкость и размешайте в достаточном количестве воды до получения густого раствора.
1.
Нагрейте изделие либо горелкой, либо над газом до точки, когда к нему нельзя прикоснуться и когда раствор будет высыхать при контакте с его поверхностью. Кистью нанесите раствор саби-цуке на изделие и продолжайте нагревать, чтобы “запечь” раствор на стали. Для текстурированной поверхности разведите раствор в воде, чтобы его было легче наносить. В ходе процесса будет образовываться дым.
2.
Нанесите еще один слой и снова нагрейте. Повторите 10 раз. Поверхность должна получиться красновато-коричневой.
3.
Дайте изделию остыть, затем удалите твердую корку слабым раствором серной кислоты. Работайте в резиновых перчатках, пластиковом фартуке и очках. По возможности работайте на улице, чтобы избежать вдыхания газов.
4.
Промойте изделие в холодной воде и рассмотрите патину. Если нужен более глубокий цвет, или если поверхность неравномерна, повторите этапы выше.
5.
При получении желаемого цвета тщательно протрите изделие тканью (или жесткой кистью, если изделие текстурировано), чтобы снять все следы патинирующего раствора. Нанесите защитный слой масла (абура-яки), как описано ниже.
.
Нагрейте изделие, затем нанесите раствор саби-цуке и дайте ему затвердеть в темную красную патину. Понадобится несколько покрытий.
серы.
сульфата меди (по желанию), CuS0
• 5Н
О хлорида натрия (поваренной соли), NaCl уксуса
Саби-цуке 2.
10 граммов 3 грамма 10 граммов 1 литр
1.
После обезжиривания нанесите раствор и оставьте высыхать на воздухе.
2.
Повторяйте процесс до достижения желаемого цвета, для чего понадобится несколько покрытий.
3.
Нейтрализуйте изделие в течение 30 минут в смеси пищевой соды и воды.
4.
Покройте воском или маслом, как описано ниже.
Защитный слой для патины на стали.
Поскольку сталь имеет тенденцию ржаветь, особенно важно наносить защитный слой на патину. Если мы вспомним, что Япония - относительно маленький остров, окруженный соленым морем, легко понять, почему поколения мастеров по обработке металлов уделяли много внимания этой части процесса.
Изоляция патины.
По определению патина - результат химического процесса, который протекает как реакция поверхности изделия с атмосферой. В некоторых случаях это приемлемо и даже желаемо, но обычно мастера хотят остановить этот процесс на выбранном ими цвете.
Эда Кей-ичи.
Хиши Гама (Шу) .
Чугунный чайник 9Vix7хб дюймов (24x18x15 см).
Это достигается либо помещением изделия в закрытое пространство (как музейные контейнеры) или путем изоляции патины при помощи защитного слоя, который будет предохранять металл от воздействия воздуха и влаги.
Первый шаг - остановить химическую реакцию с патинирующим раствором, начните с промывки изделия в воде. Пользуйтесь щеткой для доступа к неровностям, чтобы убедиться, что в углублениях не осталось следов химикатов. Промокните мягкой тканью или бумажным полотенцем. Для прекращения химической реакции размешайте горсть соломенного пепла или пищевой соды в теплой воде. Погрузите изделие и прочистите его мягкой кистью, чтобы раствор попал в углубления. Выдержите изделие в нейтрализующей ванне не меньше часа, затем промойте водой.
Завершающий этап - удалить все следы влаги перед нанесением защитного слоя. При определенных погодных условиях это могут сделать солнечный свет и воздух. В других случаях воспользуйтесь феном. Небольшие изделия обычно сушат в коробке с древесными опилками.
Для защиты патины на металле используются три вещества: воск, масло и лак. Каждый имеет преимущества и недостатки, но все имеют одно предназначение - изолировать поверхность от воздуха и влаги.
Воск.
Используйте сочетание природных восков, разбавленных до консистенции, которую можно наносить и распределять по поверхности. Для приготовления собственной пасты растопите некоторое количество необработанного пчелиного воска в пароварке, затем влейте такое же количество скипидара. Быстро размешайте, поскольку смесь моментально затвердевает до пасты.
1.
Нейтрализуйте патину, смойте все следы химикатов и тщательно высушите изделие.
2.
Кистью или мягкой тканью равномерно нанесите тонкий слой воска на металл. Если металл холодный (например, зимой), осторожно нагрейте его феном, чтобы он лучше воспринимал воск.
3.
Поместите изделие в чистое и теплое место, чтобы растворитель испарился из пасты. Это обычно занимает пару минут.
Наносите.
высококачественный воск мягкой тканью, дайте ему затвердеть, затем сотрите излишки. Этот процесс можно повторить несколько раз.
4.
Сотрите излишки воска мягкой тканью или безворсовым бумажным полотенцем. Отполируйте изделие сухой кистью с жесткой щетиной, чтобы придать поверхности мягкий блеск.
5.
Дайте изделию полностью высохнуть, затем по необходимости повторите процесс. Толстый слой воска не только увеличивает защитные свойства покрытия, но и изменяет внешний вид патины.
Масло.
Масло обычно используется исключительно для защиты патины на стали. Предпочтительнее рапсовое масло (также называется “сладкое масло”), но можно использовать и другие масла - по порядку предпочтительности: ореховое, оливковое, льняное и прочие растительные масла.
1.
Очистите и высушите изделие, как описано выше.
2.
Кистью равномерно нанесите поверхности очень тонкий слой масла.
3.
Нагрейте изделие мягким кустистым пламенем горелки до точки, когда масло начнет дымиться. Продолжайте нагрев, обычно поднося горелку ближе на несколько секунд, а затем отдаляя ее, пока дым больше не будет образовываться.
4.
Все еще теплое изделие обсыпьте рисовыми отрубями и протрите мягкой тканью. Это придаст поверхности мягкий блеск и удалит излишки масла с поверхности.
Лак.
Лак - наиболее устойчивое защитное покрытие, но его также наиболее сложно хорошо нанести. Самое простое решение - купить лак в готовом для использования виде в баллоне с распылителем. Используйте лак только высокого качества. Знакомая альтернатива - акриловое (т. е. синтетическое) средство, называемое “фиксатив”. Если вы пользуетесь жидким лаком, процедите его через фильтр непосредственно перед использованием, чтобы удалить загрязнения, частицы пыли и любые затвердевшие частички.
1.
Очистите изделие, счистите все отставшие частицы патины и убедитесь, что изделие абсолютно сухое.
2.
Важно работать в непыльном и помещении без сквозняков. С небольшими изделиями можно работать в чистой картонной коробке. Для крупных работ, возможно, вам понадобится соорудить подобие палатки.
3.
Держите головку распылителя на расстоянии около 30 см от изделия и наносите лак мягкими дуговыми движениями. Для избежания потеков наносите только тонкий слой лака. Это, вероятно, наиболее сложная часть процесса - попрактикуйтесь на ненужном отрезке металла, чтобы понять, как быстро лак образует лужицы. Это то, чего вам необходимо избежать.
4.
Дайте слою высохнуть, затем нанесите еще один очень легкий слой. Продолжайте, пока не покроете всю поверхность.
5.
При нанесении жидкого лака пользуйтесь малярной кистью и тщательно высушивайте его между нанесениями.
Марк В. Морган.
Сосуд 4.
Высота 6 дюймов (15 см)