ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТЕР-ПУАНСОНА

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАСТЕР-ПУАНСОНА

Инструмент для оттиска рельефа в заготовке матрицы с полным рельефным изображением орнамента называется мастер-пуансоном. Изготовление мастер-пуансона - сложная рельефная работа.
Гравер располагает свой рисунок на рабочей части массивной заготовки мастер-пуансона. Заготовка мастер-пуансона должна быть значительно больших размеров по сравнению с площадкой рабочей части, что гарантирует устойчивость инструмента к разрушению при возникновении аварийной ситуации при последующей работе на прессовом оборудовании. В этом случае пострадает лишь рабочая часть мастер-пуансона.
Начинать работу следует с подбора штихелей, надфилеи, изготовления чеканов, сечек, пуансонов, отражающих в себе некоторые сложные части рисунка. При гравировании, например, портрета это касается таких частей, как нос, глаза, усы, борода и т.д. (рис. 33).
Если изображение на мастер-пуансоне должно быть выгравировано на плоскости с незначительными перепадами рельефа, то начинать работу можно сразу с опробования оттисков пуансонов, показанных на рис. 33. После этого штихелями осторожно, штрих за штрихом, снимают образовавшиеся наплывы металла. Затем снова подчеканивают и штихелями оконтуривают рисунок.
Работа по изготовлению мастер-пуансона весьма трудоемка. Не следует ускорять рабочий процесс и стремиться превратить рисунок в готовую вещь за один присест. Для более рационального распределения своих сил и сохранения свежести зрительной памяти необходимо на некоторое время отрываться от работы для отдыха.
Хорошо изготовленный и правильно термически обработанный мастер-пуансон может быть использован для производства большого количества матриц или форм.
Чтобы нанести изображение на металл, гравер зачастую пользуется калькой, где графический рисунок, переснятый на фотопленку, выполнен художником в соответствии со скульптурным оригиналом в размерах, оговоренных для данной детали. Для экономии времени кальку с рисунком накладывают на рабочую плоскость заготовки мастер-пуансона и каленым острием чертилки точками перекалывают рисунок на металл. Затем штихелем или бором углубляют линии рисунка. Зубильцами, сечками и штихелями снимают лишний металл, выборка которого необходима для получения рельефного изображения. Получившийся готовый оригинал, подвергнув термообработке и соответствующей отделке, опробуют на стальной, предварительно отожженной заготовке матрицы.
В практике гравирования применяется довольно часто еще один способ изготовления мастер-пуансона, если гравирование его рабочей части представляет некоторую сложность верховой обработки. Для этого в процессе его изготовления используют один или несколько пуансонов-маточников. Пуансон-маточник представляет собой грубо обработанную выборку изображения рабочей части мастер-пуансона. Используя такой пуансон-маточник, методом холодного прессования можно изготовить за короткий промежуток времени несколько заготовок мастер-пуансонов, доведя их затем до нужной кондиции.
Изображение рабочей части пуансона-маточника должно выглядеть обратным (рис. 34) по отношению к изображению, получающемуся на рабочей части мастер-пуансона.
Рис. 34. Пуансон-маточник
Рис. 33. Пуансоны для получения оттиска очертаний волос (о), глаз (6), усов (в) и бороды (г)
Если рельеф изображения на мастер-пуансоне должен быть высоким, то соответственно и выборка оформляющих частей маточника должна быть глубокой. Выборку металла в этом случае целесообразно осуществить на граверном копировально-фрезерном станке, предварительно изготовив для этого копир.