Диффузионная сварка: традиционный метод

Диффузионная сварка: традиционный метод

«Для создания всевозможных комбинаций двух или трех металлов Тамагава использует медь, шакудо, куромидо и чистое серебро. Обычно он использует восемь слоев круглых или квадратных пластин около 4 мм толщиной и 9 см в диаметре. Другие японские мастера используют квадратные пластины толщиной от 1 до 4 мм и варьируют количество слоев от 8 до 20. Важно, чтобы шгастины были одной толщины. Их отжигают и выравнивают, чтобы они были идеально плоскими, а поверхность обрабатывают наждачной бумагой или другими абразивными материалами.
Норно Тамагава за работой.
.
Для выкладки брикета мокуме используют поддон из ржавой стали, как показано на рисунке внизу. Поддон хотя бы с одной стороны должен иметь выемку или отверстие, чтобы во время обжига можно было наблюдать за цветами каления и процессом «запотевания» поверхности.
В качестве основы будущего изделия (его внутренней части) Тамагава использует толстый кусок меди, его толщина должна равняться примерно 1/3 толщины всего орикета, а в качестве груза -.
кусок малоуглеродистой ржавой стали таких же размеров. Металл очищают химическим путем в растворе цианистого калия (5 г на 1 л воды). Затем его промывают в чистой воде и вытирают тканью без ворса. Брикет формируют, комбинируя металлы, как приведено ниже:
Медь, шакудо, медь, шакудо, медь.
Медь, чистое серебро, шакудо, чистое серебро, медь, чистое серебро, шакудо, чистое серебро.
Медь, куромидо, медь, куромидо.
Медь, чистое серебро, куромидо, чистое серебро, медь, чистое серебро, куромидо, чистое серебро.
.
Слои металлов с более низкой температурой плавления помещаются между слоями с более высокой температурой плавления в желаемой последовательности, а затем весь брикет укладывается на.
поднос из малоуглеродистой стали. Наверх кладется стальная пластина для придавливалия брикета. Толстой железной проволокой Тамагава плотно связывает получившийся брикет.
Слоистый метали помещают в горячий кузнечный горн, работающий на металлургическом коксе (очищенный и переработанный уголь, горящий чистым пламенем). К нему [коксу] добавляется древесный уголь, который создает восстановительную атмосферу. Металлическая масса нагревается до тех пор, пока края не начнут «запотевать». В этот момент брикет немедленно вынимают из печи и слегка проколачивают деревянным молотком. Если сдои металлов соединились должным образом, проволоку бысфо снимают, а металлический блок - проковывают. Если брикет содержит серебро, проковывать начинают, когда металл перестанет быть красного цвета. Затем путем поочередной проковки и отжига металлический брикет утончают до 5-7 мм.
Рисунок мокуме Тамагава придает при помощи традиционного инструмента хатсури-тагане (полукруглого резца по дереву, который оставляет в металле U-образные канавки). (См. «Изготовление полукруглого резца «бычий нос» на стр. 70). Слоистая заготовка наклеивается на смолу либо зажимается в больших слесарных тисках. Затем при помощи хатсури-тагане он проделывает в ней канавки на глубину не менее трех слоев, создавая желаемый узор. После этого заготовка снова проковывается, пока не станет абсолютно плоской. Цикл резьба-проковка повторяется не менее четырех раз с постоянным контролем над проявляющимся рисунком. После того как рисунок сформирован, а вырезанные канавки слились с поверхностью, он продолжает проковку до тех пор, пока не получит желаемую толщину. Теперь заготовка мокуме с рисунком готова для дальнейшей обработки, а именно - для выколотки или формовки традиционными способами. После выколотки и финишной обработки, металлу придается цвет при помощи процесса, в котором используется уникальная японская патина рокушо (rokusho)».
Чеканный сосуд: медь, середро, шакудо. Норно Тамагава.
Фото: Пижановски