Мокуме в Японии

Мокуме в Японии

В1970 году Пижановски посетили выставку работ народных японских ремесел в одном из универмагов Токио. Именно там они увидели огромную чеканную чашу Гьюкомей Шиндо, выполненную в технике мокуме (фото на стр. справа). Это было для них открытием, изделие было отлично выделано, а поверхность напоминала полированный мрамор. До этого момента их собственные познания этой техники ограничивались ламинированием при помощи припоя. Опыт показывал, что изготавливать изделия из спаянного мокуме такие, как изделия Шиндо, путем выколотки невозможно, поскольку паяное соединение очень хрупкое. Им очень хотелось выяснить, как изготавливают подобные изделия, и они сумели установить дружеские отношения с Шиндо и двумя другими мастерами:
Цуба: медь, шакудо. Денбей Шоами.
Фото: Пижановски
Масахисой Ягихара и Норио Тамагава. От Шиндо они узнали о происхождении мокуме диффузионной сварки металлов. Пижановски писали:
«Мокуме Гане было изобретено Денбеем Шоами (Denbei Shoami) (1651-1728), который почти всю свою жизнь работал в префектуре Акита, Северная Япония. Он был мастером высшего класса, и ему было дано разрешение использовать имя Шоами из названия школы - Школа Шоами, которая существовала в Киото с конца XVI века. В то время ему оказывал поддержку крупный феодал района Акита по имени Сатаке.
Цуда: возможно, шибуичи и шакудо, рисунок напоминает цветы, плывущие по воде. Такаша Окицугу, XIX век.
Музей Изобразительных Искусств, Бостон. Коллекция Вильяма Стургиса Бигелоу.
Сначала Шоами назвал свою технику Гури Бори (Guri Bori), поскольку рисунок его первой цубы в технике мокуме из цветных металлов был похож на гури - технику нанесения лаков цуишу, зарожденную в Древнем Китае. Цуишу - одна из техник, когда текстура поверхности достигается путем резьбы по толстому слою разноцветного лака; если при этом создается линейный узор, то данная техника носит название гури. Позже он назвал свою технику мокуме (текстура древесины) гане (металл). Самая старая его работа -козука (рукоятка меча), в ней он использовал золото, серебро, шакудо и медные ламинаты. Изготовление мечей оставило в творчестве Шоами отчетливый отпечаток, именно при изготовлении мечей он понял, что слои цветных металлов можно соединять между собой и получать поверхности, похожие как на лакированные, так и на узорчатую сталь. Он адаптировал принципы сварочного соединения для создания мокуме гане. Несмотря на то, что Шоами известен как создатель мокуме гане, это лишь одна из граней его деятельности. Он также занимает огромное место в истории ремесел как создатель исключительных изделий из стали, деталей и принадлежностей для мечей с применением резьбы и инкрустации.
Чеканный сосуд: медь, куромидо. Норио Тамагава. Фото: Пижановски
Кроме технологий изготовления мечей, используемых в то время в Японии, на развитие мокуме гане оказывали влияние следующие факторы: высокий уровень мастерства, расширяющиеся познания в металлургии, широкий рад материалов и цветных сплавов, уже используемых японскими мастерами. Эти факторы, а также накопленный опыт, переходящий от мастера к ученику, внесли значительный вклад в развитие техники мокуме гане.».
В действительности, искусство изготовления мечей в Японии того времени было настолько сложным, что именно оно диктовало развитие всех остальных видов обработки металлов. Значение, которое имели мечи в феодальной Японии, и влияние, которое мастера по их изготовлению оказывали на японское искусство и японскую технологию, можно сравнить с ведущей ролью аэрокосмической промышленности, которая побуждает развитие технологий сейчас. Мечи имели широкое практическое применение, одновременно являясь предметами искусства. Лучшие художники и лучшие мастера тех времен работали вместе, чтобы создавать прекрасные, в то же время функциональные изделия Возможно, когда-нибудь наша культура достигнет таких высот, когда мы сможем объединить усилия NASA (Национальное агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства) и NEA (Агентство по ядерной энергии)!.
Сегодня найдено лишь несколько экземпляров ранней техники мокуме гане. уцелевшие с тех времен предметы ограничиваются лишь приспособлениями для мечей. Нет сомнений, что техника веками переходила от мастера ученику в лучших традициях японских ремесленников. В определенный момент времени, какой точно неизвестно, японские мастера стали использовать технику мокуме гане и для других декоративных целей. В1893 году в статье для Journal ofthe Society of Arts Профессор В. Чандлер Робертс-Остин описывает пару ваз из коллекции Кенсингтона, выполненных в технике мокуме.
«... мастерство, с которым выполнены эти работы, выше всяких похвал, Горлышко, кайма и основание изготовлены из мозаики шакудо и золота, основная часть вазы - из мокуме, состоящего из чередующихся слоев шакудо и красной меди, а прекрасная птица на серебряной вставке изготовлена из золота и цветных сплавов, вчеканенных в серебро.» .
Блюдо: медь, шакудо, золото.
.
У нас достаточно оснований полагать, что если изделия такой сложности оказались в коллекции семьи английских аристократов в конце XIX века, то, скорее всего, подобные вегпи изготавливали уже в течение какого-то времени в Японии. И снова Пижановски рассказывают:.
«Техника мокуме передавалась через века и оставалась тайной до тех пор, пока не обнаружила себя в начале XX века в работах Соко Хирата, профессора кафедры обработки серебра Университета Изобразительных Искусств Токио».
Другой японский масгер по имени Хиротоши Ито преподавал технику мокуме гане в университете до самой смерти в 1998 году. Уроки Ито, его философия наложили глубокий отпечаток на жизнь и работу его студентов. А технику мокуме до сих пор продолжают преподавать в Токийском Университете Изобразительных Искусств и Музыки.
В настоящее время мастером-практиком, который владеет наиболее сложными приемами мокуме гане в Японии остается Норио Тамага-ва. Будучи мастером по художественной обработке металлов в девятом поколении, он обучался у Гьюкомея Шиндо. Он работает в традионной технике мокуме, которую Пижановски описывают далее.
Шкатулка: медь и серебро. Хиротоши Ито.
Фото: Митен