Изготовление филигранного украшения с верхним набором

Изготовление филигранного украшения с верхним набором

выполнение эскиза изделия на бумаге;.
поиск формы контура нижнего набора;.
эскиз верхнего набора по форме заданного нижнего контура;.
рисование формы нижнего контура;.
выгибка контура из проволоки;.
пайка и выплащивание на шпераке контура для нижнего набора;.
набор внутри контура; пайка набранного контура; бухтировка нижнего набора; выполнение элементов верхнего набора, их бухтировка;.
выкладка на нижнем наборе основных веточек из завитков на клей и их пайка;.
выкладка на нижнем наборе других элементов верхнего набора и их пайка;.
приклеивание корнеров и пайка их к элементам верхнего набора;.
изготовление филигранного кольца под цепочку;.
монтировка и пайка специального колечка;.
декорирование камня-бусины; отбеливание, крацевание, чернение и полировка изделия;.
окончательная доводка и сборка изделия.
На рис. 75, 76 показаны примеры композиции нижнего и верхнего набора на нижнем контуре каплевидной формы и графическое изображение этапов работы. Вы можете поначалу придерживаться рисованной композиции, чтобы лучше усвоить практическую часть урока (верхний набор для вас — новая работа), а в дальнейшей работе разрабатывать свои темы.
Если же вы горите творческим желанием, нарисуйте на бумаге несколько вариантов верхнего набора на овальной, круглой, ромбовидной формах, используя все тот же растительный мотив, веточку из листьев и цветов, красиво расположенных на заданном пространстве. Когда выберете более удачный вариант, прорисуйте отдельно ту форму нижнего контура, на которой вы остановились при выборе лучшей композиции в натуральный размер.
Отрежьте нужное количество круглой глади сечением 1,2 мм и отожгите. Затем следует гибка проволоки по заданному контуру и пайка. Подробно на этсм останавливаться не стоит, эти операции описаны в предыдущих главах.
Далее — набор узора внутри контура, пайка набора, проверка качества. При наборе узора следите за равновесием и плотностью набора (если набор будет слишком сквозным, элементам верхнего набора не к чему будет припаиваться). Не допускайте скоплений головочек и толщин, образовавшихся от нескольких завитков и травочек. Если волна, которую образовал большой завиток с двойной го-ловочкой, слишком большая и требует многих маленьких завитков с маленькой головочкой и всевозможных травочек, чтобы заполнить это пространство, применяют такой прием. Первый, больший завиток (допустим, двойную головочку) выкладывают обычным порядком: хвостик его и боковые извивы касаются контура. Хвостик второго, меньшего, завитка не касается контура будущего изделия, а касается преды-
дущего завитка. Боковыми же изгибами этот завиток касается большего завитка и контура. Третий завиток, закрепляя второй, касается хвостиком первого, а изгибом — второго. Следующий же касается третьего, а не касается второго, но закрепляет его хвостик и т.д. Этот прием в большей степени касается глади, проволоки, более читаемой в узоре, где скопление линий наиболее очевидно. Кстати, использование такого приема сразу показывает: мастер выполнял набор или начинающий ювелир. При наборе больших плоскостей это очень важно. Если не соблюдать этих правил набора, скопление линий может достигать толщины до 3 мм. Сканью выложите мелкий узор из головочек и травочек. Качество работы будет еще зависеть от того, насколько одинаковы будут ваши головочки.
После пайки набора заготовьте два колечка (колечки можно припаивать и перед набором, во время пайки контура). Одно — обычное, какое вы уже делали при изготовлении серег для подвески камня-бусины. Другое же — немного большего диаметра, 3—3,5 мм, будет служить связующим звеном со специальным колечком, предназначенным для продевания сквозь него цепочки. Понятно, что в это колечко нельзя будет продеть цепочку потому, что в этом случае кулон не ляжет на плоскости, а будет стремиться принять торцовое положение. Позже мы изготовим специальное декорированное кольцо именно для цепочки. Итак, зачищенные колечки припаиваются к нижнему набору.
Чтобы задать больший объем будущему изделию, нижний набор следует выбухтировать, то есть придать ему выпуклую форму. Для этого на куске толстой резины задайте такую форму вашему набору, только не переусердствуйте, так как при бухти-ровке может сильно исказиться рисунок узора, а какие-то элементы при больших пустотах и вовсе могут разорваться. Бухти-руйте в несколько этапов, отслеживая ход работы, быстрыми короткими и несильными ударами деревянного молоточка по постоянно передвигающемуся по поверхности набора пуанзелу (так работает чеканщик, если видели). Не добивайтесь какого-то сверхвыпуклого состояния, ваша задача — придать вашему контуру этакую легкую выпуклость.
Теперь — дело за верхним набором. Поскольку навыки в выполнении завитков, травочек и пр. у вас имеются, то трудностей в изготовлении элементов верхнего набора у вас не возникнет. Итак, по порядку. Первыми в верхнем наборе выкладываются основные завитки, задающие общую динамику композиции верхнего набора и объемность (выпуклость) других элементов, которые будут располагаться на этих завитках, создавая более полную иллюзию веточки с листьями и цветами в пространстве. Это могут быть завитки с маленькой и двойной головоч-кой, только они более крупного размера и выполняются из плоской глади 0,7 мм и круглой скани 0,4 мм. Если такая проволока у вас не заготовлена, следует соскать, как было описано в третьем уроке, круглую проволоку диаметром 0,4 мм, а гладь диаметром 0,7 мм нужно прокатать в плоских валках шириной 1,2 мм.
Корнцангами гнуть такую проволоку сложно, поэтому используйте круглогубцы. Правила же выполнения завитков такие же, как и при выполнении плоских завитков. Только последнее движение круглогубцами и подаваемой проволокой иные: рука, держащая инструмент, делает движение на себя и вниз, другая же, подающая проволоку для движения проволоки, — от себя. При этом завиток изгибается не только в плоскости, но и в пространстве. Пространственные завитки должны быть двух видов, то есть иметь поворот в одну и другую сторону (следовательно, рука, держащая проволоку, делает движение в одном случае от себя, в другом — на себя). Длина же завитков зависит от положения их в эскизе. Основной завиток выполняется из глади 0,7 мм, его дополняет, усиливая движение и декорируя, завиток из скани. Сканый завиток может быть немного короче, чуть изменить пространственное положение (чтобы избежать, как говорят художники, «заборнос-ти»), но в целом будет повторять движение основного, рит-муясь с ним (рис. 76).
Поупражняйтесь в выполнении таких завитков из глади и скани и, как только станет получаться, выполните нужное по эскизу количество и размер завитков, сочетая гладь со сканью.
Теперь следует их приклеить к нижнему набору так, чтобы они «поддерживали» друг друга в наиболее выпуклом положении. Это потребует от вас достаточно времени и терпения, при выклеивании всегда помните, что элемент должен касаться контура и других элементов по крайней мере в трех местах (помните из школы: треугольная конструкция — наиболее прочная и неподвижная). Дайте клею просохнуть, затем приступайте к пайке. Смочите весь набор флюсом (захватив аккуратно пинцетом набор, окуните во флюс). Посыпайте припой в места стыка элементов друг с другом и особенно в места, где элементы присоединяются к нижнему набору. Старайтесь не насыпать припоя на набранный и спаянный узор — он может перенасытиться припоем и залиться. Пайку ведите горизонтальным пламенем при постоянном вращении леткала (на сетке), заводя его и снизу, чтобы быстрее нагрелась нижняя площадка, к которой должны припаяться верхние элементы. При пайке будьте особенно внимательными. Следите, чтобы верхние завитки не оплавились.
После пайки проверьте качество: все ли элементы спаялись между собой, все ли присоединены к контуру.
Сейчас придется отвлечься от вашей работы и приступить к выполнению другого немаловажного элемента верхнего набора — листочка. Итак, выполните маленькую головочку из скани 0,9 мм. Затем — большую головочку. После этого, перехватив корнцангами проволоку, сделайте излом, как показано на рис. 47, далее, держа корнцанги на изломе, выгибайте третью большую головочку до излома, после, перехватив корнцангами проволоку, делайте следующий излом, отстоящий от первого не более чем на 0,5 мм (кстати, расстояния между дугами головочек должны быть также 0,5 мм). И так далее, чтобы получилось 5—6 изломов и столько же головочек. Выгибка, допустим, шестой головочки будет последней. Нужно оставить хвостик проволоки длиной 5 мм и откусить.
Для изготовления листочков существуют специальные приспособления — ленивцы. Ленивец представляет собой небольшую дощечку из дерева твердых пород, на которой в ряд вбиты маленькие гвоздочки (обычно используют швейные иголки) на расстоянии друг от друга примерно 0,7—1 мм. Головочку выполняют корнцангами. Насаживают ее на средний стержень, а затем навивают вокруг последующих столько оборотов, сколько нужно для требуемого листочка. Такой листочек бывает довольно ровным. Но выполненный вручную листок получается более «живым», с индивидуальными особенностями и никогда не похож на сделанный другим мастером. Изготовить ленивец нетрудно, важно выдержать расстояние между стержнями, чтобы в готовой заготовке расстояние между витками оставалось.
0,5—0,6 мм (рис. 77).
Теперь листок нужно окантовать плоской гладью в 0,9 мм. Для этого возьмите его рабочую руку так, чтобы он находился вдоль пальцев хвостиком наружу- ДРУ
й рукой обтягивайте контур листка гладью, приложив край глади к краю хвостика. Со стороны головочки оставьте такое же поле, как и расстояние между дугами головочек. Затем обогните листок с другой стороны, соединив гладь по скани хвостика. Теперь откусывайте гладь, оставив также небольшой кусочек для закрепления формы положения листка. На рис. 47 показана схема окантовки листочка гладью, вам же надо следить за тем, чтобы гладь плотно соприкасалась со сканью по бокам листочка.
Серьги, выполненные в технике плоской филиграни, с подвесками из жемчуга.
Декорирование филигранного фона дорожками и корнерами.
Серьги с жемчугом и гранатом, декорированные по фону сканью и дорожками.
Серьги“Банты ” с подвесками из сердолика, выполненные по развертке
Серьги, выполненные по развертке.
Браслет и серьги, декорированные корнерами по форме рисунка нижнего набора.
Серьги Банты " с аметистами.
В дужки серег и филигранный набор также вмонтированы камни.
Серьги "Булавы " с гранатами. Дужки серег декорированы трилистником и корнерами.
Серьги "Колокольчики", выполненные по развертке, декорированы жемчужными подвесками.
Комглеут из серег и браслета. Филигранны-фон декорирован по форме рисунка корнерами и дорожками.
Комплект из серег и перстня, выполненные в технике напайной филиграни. Как фрагмент декора использован элемент "жучок ’’
Перстень, выполненный в технике напайной филигрании, с агатов и гранатом. Каст для аметиста декорирован зубчатой дорожкой
Перстень с фигурной наборной шинкой. Как элемент декора некрупный гранат в несканом касте.
Комплект из перстня и серег, выполненный в технике напайной филиграни, с малахитом.
Комплект украшений с малахитами, выполненных в технике объемной филиграни.
Штифтовое соединение звеньев браслета, выполненного в технике объемной филиграни.
Штифтовои замок прикрепленный к звену браслета цепочкой.
Использование сканых и зубчатых дорожек, а также некрупных камней в несканых кастах для декора контура нижнего набора браслета.
Выкладывание контурной глади и скани внутри нижнего набора как дополнительный декоративный элемент.
Обрамление гранатов в виде круглых кабошонов и круглых пластик перламутра скаными кастами.
Выполнение сложного контура для нижнего набора с использование и сканых и гладиевых дорожек.
Использование в композиции верхнего набора из крупных и мелких пластии пер шму ,пра для усиления декоративного эффекта.
Сложный несимметричный контур браслета, декорированный различными, вручную изготовленными дорожками.
Декорирование основания дужки серьги трилистником, выполненным в технике плоской филиграни и некрупным гранатом в низком касте.
Комплект из серег и перстня с малахитами, выполненный в технике напайной филиграни.
Декорирование основания дужки обрамленным камнем.
Перстень, выполненный в технике напайной филиграни
Использование как декоративного элемента верхнего набора перламутровой пластины
Обязательно проследите за тем посмотрите на просвет), чтобы все боковые части листочка ч ютно соприкасались, расстояние между головочками и изломами было одинаковым (если этого не получилось, попробуй-
е поправить корнцангами, крепко держа листок пальцами). Затем захватите губками корнцангов головочку контура листка и изомните его, как показано на рис. 47. Если с ходу не получится, сделайте излом, захватив корнцангами с одной стороны глади, а затем повторите сминание. Чем меньше этот «носик», тем симпатичнее будет смотреться листок в наборе.
Поупражняйтесь, как следует, пока не станет получаться очень хорошо. Особых проблем при изготовлении листочка, как правило, не бывает. Единственное, за чем нужно всегда следить, так это за равномерностью головочек и изломов, а также за длиной носика — поначалу он выходит слишком длинным. Если это происходит, то после пайки тасточка «носик» откусывают до нужной длины, а затем аккуратно опиливают надфилем. Затем изготовьте несколько листочков разной величины (сколько нужно по эскизу). Размер, надо заметить, зависит не от расстояния между дугами головочек или изломов, а от их количества. Самый маленький листочек обычно имеет три головочки, самые крупные — 6—7 головочек. Крупные листочки будут располагаться у основания веточки. Средние, скомпонованные с цветочками, будут находиться по центру. Венчать композицию веточки будут один-два миниатюрных листочка.
Теперь все листочки необходимо спаять. После первой пайки обязательно просмотрите обратную сторону, где частенько бывают непропаи, которые проявят себя при бухтировке листка. Особое внимание обратите на соединения контура листка с его набором по всему периметру. Не-пропай будет очевиден — белого цвета. Не поленитесь тщательно пропаять их, так как при бухтировке, гибке довольно мелкой, непропаянный листок неравномерно изогнется.
Хорошо спаянным листочкам необходимо придать объемнопространственную форму. Уложите листочек на поверхности маленького ригеля. Обожмите пальцами вокруг. Затем откусите хвостик листка, а противоположный край загните круглогубцами в сторону, обратную движению листка (рис. 78).
При гибке листков необходимо учитывать, что листочки будут «смотреть» в разные стороны, поэтому укладывайте листок по диагонали в одном и другом направлении.
У выбухтированных листочков следует отсечь хвостики так, чтобы срез при укладывании листочка на плоскость был ей параллелен. Угол, под которым нужно отсечь хвостик, вы определите визуально сразу. Ошибку можно исправить после того, как вы определите его положение в композиции, изменив угол.
После того, как все листочки подготовлены, нужно скомпоновать их на веточках, приклеивая клеем, следя при этом, чтобы каждый листок касался соседних элементов и контура. Не беда, если при выклеивании листков закроются завитки. Их задача — придать объем изделию. Декорировать же вы будете другими, которые изготовите по мере выкладывания листочков, соотносясь с размерами листков, общей пластикой. Выполняются они таким же образом, что и первоначальные, только размер их будет зависеть от размера пустот, которые вам нужно заполнить Так, чтобы закрыть пустоту под листочком, вложите туда по движению листка небольшой ска-ный завиток, чтобы головочка «выглядывала» из-под листка. Пустоты, образовавшиеся на нижнем наборе, можно закрыть маленькими розетками, изготовление которых было описано выше, сгруппировав их по два-три. Центры их украсят корнеры. Если вы решили сделать розетки, расположите их не в симметричном порядке на плоскости.
Основание веточки можно прикрыть двумя полуколечками из круглой глади (наверняка остался кусочек при заготовке проволоки) и скани. Они прекрасно декорируют основание, придавая видимость перетянутого лентой букета и в то же время прикрывая срезы листочков, которые трудно завуалировать корнером.
Собирая верхний набор на клей, старайтесь, чтобы элементы так же друг друга поддерживали, а не держались только на клее. Клей во время пайки выгорит первым, и не поддержанный ничем элемент просто упадет. Как и в нижнем наборе, элементы верхнего набора должны касаться других и нижнего контура по крайней мере в трех местах. Это обеспечит его устойчивость при пайке.
Взяв склеенный набор пинцетом, опустите в баночку с флюсом и положите на сетку (она должна иметь форму буквы «П»,.
0 чем уже говорилось), просыпьте все места стыков припоем. Если нужно для этого поменять положение набора, подхватите пинцетом и задайте нужное по-южение. Затем равномерно огревайте весь набор. Держите горелку так, чтобы пламя было горизонтально направлено на изделие, а свободной рукой постоянно вращайте леткал. Пламя нужно также направлять и из-под сетки, чтобы лучше прогрелся нижний набор, к которому, собственно, и должен припаяться верхний. Внимательно следите за ходом пайки, избегая перегревов отдельных фрагментов.
1 особенно это касается мелких деталей). Помните, пламя должно быть очень широким, длинным и мягким. Припой должен потечь одновременно на всех участках пайки. Леткал находится в постоянном движении, и поэтому вы сможете контролировать ход пайки по мере его вращения. Пайка завершена, если все элементы верхнего и нижнего наборов при нагреве имеют одинаковый цвет. Если же какой-то элемент имеет более розовый цвет, то именно он и не припаялся. Если это происходит, то постарайтесь прогреть тот участок, к которому этот элемент должен припаяться, или, прекратив пайку, заново приклеить этот элемент, проверив и обеспечив касание его к другим и к контуру, а затем повторить пайку.
После этого, хорошенько прополоскав изделие, проверьте качество пайки, пробуя отсоединить элементы друг от друга или от нижнего набора. Какие-то элементы могут не слишком устойчиво держаться, тогда следует скорректировать его положение и повторить пайку. Если некоторые завитки или другие элементы выгорели, аккуратно высеките их кусачками. Обработайте образовавшиеся срезы напильником, чтобы убрать остатки отработанной буры, изготовьте и вклейте новые и припаивайте, опять же прогревая все изделие, нарочно не затрагивая огнем вклеенный фрагмент (он-то и так нагреется прежде всего). Всегда, повторяю, следите внимательно за ходом пайки, процессом, весьма и весьма ответственным, который может воплотить вашу идею в искусное украшение, но может его и уничтожить (будем надеяться, что у вас пайка получится с первого раза). Пусть вас не пугают повторные пайки, вы накапливаете практический опыт, без которого невозможно любое мастерство.
После того как качество пайки проверено, дело за корнерами. Если у вас нет заготовленных, сделайте их побольше трех или четырех размеров. Одни будут украшать головочки завитков, другие, меньшего размера (но одинаковые) — основания листочков. Третьи сыграют роль сердцевинок цветочков. Четвертые, заполняя пустоты, образовавшиеся в нижнем наборе, будут изображать группу ягодок-смородинок или цветок-ландыш, в зависимости от общей идеи. Понятно, если все они будут разнокалибровыми, то не послужат цельности восприятия всего изделия. Не забудьте прикрыть места стыков контура и колечек. Готовые корнеры приклеиваются и припаиваются широким длинным ровным пламенем.
Теперь необходимо изготовить специальное колечко под цепочку, для чего прежде делается его развертка следующим образом. Из скани 0,9 мм навивается головочка. Затем, в отличие от листочка, следует не дуга, а излом — и поворот вокруг головочки. Далее — снова излом и оборот до противоположного излома. И так до тех пор, пока не наберется 6—7 рядов (количество оборотов произвольное и зависит скорее от того, под какую цепочку он изготавливается). Расстояние между изломами немного большее, чем в листочке. Это нужно для того, чтобы развертка получилась вытянутой формы. Потом проверяется и корректируется размер между изломами (он должен быть одинаковым) с обеих сторон, затем такой листок окантовывается гладью, как и традиционный листочек (так же оставляется хвостик, который затем удалится). В итоге должна получиться такая форма, какая показана на рис. 79. При окантовывании гладью следите, чтобы контур плотно соприкасался с гладиевым навивом.
Развертка колечка спаивается, проверяется качество пайки (особенно тщательно надо также проверить соприкосновение боковых и крайних витков с контуром по всему периметру). После этого на маленьком ригеле (в самой узкой его части) осуществляется гибка в несколько этапов (чтобы избежать разрыва развертки) до каплевидной формы (рис. 79). Технологический хвостик следует теперь отсечь параллельно противоположному закрытому срезу и слегка опилить его надфилем для придания ему более плавной формы.
После этого вам нужно продеть в верхнее колечко кулона эту кашпо, перевернуть срезами так, чтобы они «смотрели» во внешнюю сторону, и сомкнуть срезы капли (если необходимо, стяните биндрой). Дальше следует точечная пайка. Чтобы пайка состоялась, не повредив при этом основного изделия (во избежание перегрева), следует положить
изделие на сетку так, чтобы колечко-капелька свешивалось. Тогда пламя не коснется изделия. Иначе припой при нагревании, перераспределившись, может спаять совершенно ненужные вам фрагменты. Можно небольшим кусочком грифеля от простого карандаша или асбестового картона заизолиро-вать колечко от капельки (чаще всего именно здесь может совершиться ненужная пайка). Точечное же пламя мягкое и очень узкое, длиной 6- 7 см (если горелка у вас газовая, то следует сменить насадку на самую маленькую и отрегулировать пламя, у бензиновой горелки достаточно переключить регулятор). Оно должно быть направлено исключительно в место стыка и не нагревать в такой степени, как каплю, другие части изделия. После того как припой потечет, промойте изделие и проверьте качество пайки капельки.
Далее следуют отделочные операции: отбеливание, крацева-ние, чернение, полирование и окончательная доводка изделия, а также подвеска камня.
Если вы решили декорировать камень-бусину розеткой или с двух сторон розетками, то отдельно изготовьте их и потом смонтируйте.
Две одинаковые подвески, изготовленные вами, прекрасно будут смотреться в виде серег, дополненных самыми разнообразными камнями-бусинами.
Изделия с верхним набором — наиболее традиционные в современном филигранном деле. Они более пластичны, разнообразнее по тематике, а камни, используемые в работе, имеют свою особую роль. Порой в изделии первоначально привлекают цвет и форма камня, настолько красив и необычен он бывает. Ювелирное изделие вообще трудно себе представить без драгоценного камня, поэтому целесообразно следующий урок посвятить именно этой теме.
Любому ювелиру приходится сталкиваться в своей работе с драгоценными камнями, или, как их называли на Руси, самоцветами. Камни сами по себе обладают необыкновенной притягательной силой, ювелир же, как истый художник, всегда стремится раскрыть богатство и красоту камня, умело обрамляя его в благородный металл. Античные мастера вырезали на камне портреты правителей и мифических героев, целые сюжеты из жизни богов. В эпоху Возрождения, времени высокого подъема ювелирного искусства, значительно расширился ассортимент применяемых ювелирных камней и способы их обработки. Именно в это время была разработана технология бриллиантовой огранки. Появляются первые государственные коллекции. Издавна на Востоке традиционным было собирание камней в течение многих столетий в сокровищницы.