минеральные кислоты
увеличивает mtbf для по устранения рисков

Изготовление объемного филигранного украшения

Изготовление объемного филигранного украшения

организация рабочего места; расчет и рисование развертки; выгибка контура развертки; спаивание, выплащивание и приклеивание контура к бумаге;.
набор внутреннего узора; пайка набранного контура; гибка и пайка набранного контура;.
приклеивание и пайка корнеров и других декоративных элементов;.
отбеливание и чернение изделия;.
полировка и заключительные работы.
Поверхность объемного тела определяют несколькими параметрами: шириной, высотой, длиной. Чтобы рассчитать площадь его поверхности, применяют развертки.
Любое объемное тело (даже очень сложной конфигурации при известном упрощении) состоит из простейших геометрических тел: шара, цилиндра, конуса, призмы, куба, параллелепипеда, торов. Например, голова человека — тор, шея — цилиндр, торс — также цилиндр, имеющий в основании овал, бедро — усеченный конус и т.д. Размеры и формы разверток геометрических тел нетрудно рассчитать и построить. Развертка куба, скажем, состоит из шести квадратов, развертка цилиндра— из прямоугольника длиной, равной длине окружности основания цилиндра, шириной, равной высоте цилиндра, и двух окружностей или овалов (рис. 58, 59).
Развертка конуса представляет собой сектор, где дуга равна длине окружности или овала, а радиус его является образующей конуса, и круг или овал (конус, как известно не обязательно в основании имеет окружность) (рис. 60, 61).
Развертки шара и торов имеют более сложные конфигурации, но достаточно легко просчитываются (рис. 62).
Достаточно часто в изготов-
лении филигранных изделий применяют развертки призм и пирамид, в том числе и усеченных разными плоскостями (рис. 63, 64).
Умение построить развертку тела поможет вам в изготовлении сложных по форме изделий. Например, если вы решили изготовить серьги в виде миниатюрных китайских фонариков, то вам потребуется прежде рассчитать форму и развертку двух конусов, верхнего с очень пологой образующей, усеченного конуса, а также диаметр окружности, лежащей в нижнем основании.
Из цветных иллюстраций на вкладке видно, как при изготовлении контура серег-колокольчиков использована развертка усеченной пирамиды.
Традиционной в филиграни является сферическая форма изделий (всевозможные пуговицы и др.). Очень красиво смотрятся серьги в виде сквозных шаров с камнем-подвеской. Понятно, что набирать узор на пуанзеле, чтобы изготовить хотя бы полусферу, практически невозможно, хотя некоторые умельцы и делают это. Гораздо проще, рассчитав размер и форму развертки заданного шара, выстроить узор по секторам с открытыми срезами, а затем смонтировать.
Можно бесконечно перечислять формы объемных изделий, которые можно изготовить по разверткам. Все зависит от вашей фантазии и желания. Сейчас же вы будете изготавливать изделие простейшей формы — кольцо, которое представляет собой полый невысокий цилиндр с заданными высотой и диаметром.
Итак, подготовьте рабочее место так, как и на предыдущем
уроке, прибавив средний ригель и линейку, если у вас не очень-то точный глазомер.
Теперь берите бумагу и карандаш и приготовьтесь к расчету развертки. Как уже говорилось, развертка цилиндра представляет собой прямоугольник, длина которого равна длине окружности, а ширина — высоте образующей цилиндра. Для того чтобы изготовить филигранный перстень, потребуется рассчитать длину окружности с учетом толщины проволоки, используемой в качестве контура. Для изготовления перстня вы будете использовать круглую гладь сечением.
1,2 мм. Расчет ведите следующим образом. Чтобы размер перстня соответствовал заданному (размер перстня, как уже говорилось раньше, соответствует внутреннему диаметру кольца, радиус которого равен условному диаметру пальца в первой фаланге), нужно к длине окружности заданного радиуса прибавить 2 диаметра круглой глади (1,2 мм). Например, вам нужно изготовить перстень размером 17,0. Это значит, что вам нужно рассчитать длину окружности (3,14 х 17,0 + 2,4 = 55,78 или, округляя, 55,8). Таким образом, внутренний диаметр вашего кольца будет соответствовать заданному размеру, а внешний же размер длины окружности (55,8 мм) поможет вашему кольцу сомкнуться (равно как и спаяться). Так как диаметр используемой вами проволоки для контура колец постоянен, не поленитесь на досуге рассчитать длины разверток всех или самых ходовых размеров колец и перстней. Это спасет вас от систематических подсчетов (и возможных, кстати, ошибок, которые может совершить каждый, даже бывалый, счетовод). Прикрепите расчеты где-нибудь на видном месте, и у вас проблем с арифметикой не будет.
Теперь можно приступать к рисованию вашего будущего перстня или колечка. Перстнем обычно называют кольцо достаточно сложной формы (или с камнем), кольцо же оно и есть кольцо. Филигранное колечко имеет непрерывный полосной орнамент внутри контура, а плоский филигранный перстень может быть более сложной формы с использованием тех же камней-бусинок, что и на сережках, изготовленных вами, чтобы образовался комплект. (На рисунке представлены два образца, наиболее по стилю подходящие к предлагавшимся на прошлом уроке серьгам.) Решите для себя, что именно вы будете делать, и нарисуйте контур с учетом нужной длины развертки (рис. 65).
Не делайте поначалу ширину вашей развертки слишком большой: не больше 5 миллиметров у шинки (шинкой называют кольцо, к которому припаиваются основные элементы декора перстня) и 10—13 мм в широкой его части. У колечка же — 5 мм, так как очень усложнится процесс пайки (стянутое туго-натуго бин-дрой, оно при нагревании отчаянно будет стремиться выгнуться пропеллером, теряя при этом старательно исполненные вами головочки и травочки).
Обязательно нужно просчитать количество и размер основных головочек, для того чтобы узор был непрерывным с учетом ширины шинки или кольца. Прежде всего, обратившись к рисунку, определите, где вам будет проще это сделать, а затем приступайте к выполнению набора в материале. У колечка узор будет двигаться в одну сторону. Сомкнувшись при пайке, он станет непрерывным. У перстня с камнями-подвесками он будет симметричным. Ось симметрии будет находиться на самой широкой части перстня. Поэтому рисунок на перстне следует рассчитать только до середины, а узор набирать навстречу друг к другу до соприкосновения по оси симметрии.
Теперь нарежьте проволоку, припустив с каждой стороны по 1—1,5 мм для того, чтобы было удобнее закрепить скань, которой вы усилите и декорируете контур будущего изделия. Даль
ше следует приступить к гибке проволоки по контуру, выравниванию и выплащиванию ее. После этого наклеивайте контур на рисунок и хорошенько просушите, чтобы при последующих работах с клеем конгур не сдвигался. Затем украсьте контур сканью с внутренней стороны, закрепив ее внутри контура так, как при выкладывании в контуре серег, только хвостики скани закрепите по краям элементов контура кольца (скань, конечно, должна иметь ширину 1,2 мм), обогнув вокруг, на внешнюю сторону контуров. После этого следует хорошенько просушить контур, чтобы при последующем наборе гла-диевых элементов контур не смещался. Затем гладью в 1,2 мм выложите основную волну из головочек, следя, чтобы все элементы касались не только друг друга, но и контура. Головочки можно выполнять из одинаковых нарезанных отрезков, а если у вас хороший глазомер, то делайте это от общего мотка глади. Мелкие элементы набирайте сканью и помните, что набор не должен быть слишком сквозным, потому что могут выгореть целые фрагменты у неопытного ювелира, и не жалейте времени и проволоки, насаждая всевозможные травочки (рис. 66). После набора обязательно посмотрите его на просвет, чтобы выявить ошибки.
Когда набор будет готов и просушен, осторожно удалите бумагу (постарайтесь основательно, потому что оставшаяся бумага при сгорании будет вспучивать паяющийся контур, и без того, как уже говорилось, стремящийся принять форму пропеллера). Обвяжите биндрой, стараясь не слишком перетягивать, но не оставляя зазоров между ней и контуром. После этого следует отогнуть и отсечь те части ска-.
рис.66
ни, которыми были обогнуты края контуров, до торцовых срезов. Это нужно для того, чтобы не нарушить общего рельефа контура.
Положите обвязанный биндрой контур на сетку, обильно смочите флюсом и посыпьте припоем так, как было описано раньше. Особое внимание обратите на края контуров: там и биндры должно быть побольше, и припой должен быть более тщательно посыпан. После этого приступайте к пайке. Прогревайте сначала весь контур широким длинным пламенем, не опасаясь, что контур немного «люфтит», но приспосабливаясь к этому, со всех сторон внимательно отслеживая ход пайки, чтобы не упустить момента, когда припой «потечет». Подцепив пинцетом (никогда не пользуйтесь для этих целей корнцангами — тонкие губки даже при небольшой температуре отожгутся и потеряют свою крепость), хорошенько прополощите спаянный контур в воде и проверьте качество пайки. Если после промывки какие-то элементы все же вывалились, то, удалив биндру и выровняв набор, их следует вклеить. Просушите набранный контур и элементы и заново его пропаяйте. Если все спаялось с лицевой стороны по визуальным признакам, обязательно просмотрите обратную сторону контура, выровняйте его, удалив биндру, и выплощите полосной контур развертки на шпераке деревянным молоточком. Выявите непропаи и, если контур кое-где не припаялся к узору, снова перевяжите биндрой. Обработайте флюсом и выполните пайку еще раз. Напоминаю, что все непропаи будут белого цвета, спаянные же элементы — коричневого.
Теперь, удалив биндру, выровняйте контур в плоскости на шпераке, легонько обстукивая деревянным молоточком по всей поверхности контура с обеих сторон. Еще раз проверьте качество пайки, особенно по краям контура, возле открытых срезов (внимательно просмотрите, хорошо ли элементы в данном месте припаяны к контуру и спаяны между собой). При последующей операции (гибке) слабая пайка сразу даст о себе знать — гибка будет неравномерной: контур, как более толстая проволока, труднее поддастся гибке, внутренний же набор — легче.
Если вы делаете перстень с подвесками-камнями, то потребуется перед гибкой изготовить и припаять колечки так, как это было описано на прошлом уроке, затем припаять корнеры на места стыка колечек и контура. Важно сделать эту работу очень тщательно: соединение колечек с контуром должно быть максимально крепким, корнер же усилит, так сказать, контакт — перстень при эксплуатации всегда подвержен механическим воздействиям.
Гибка контура в кольцо осуществляется на ригеле. Обжимайте контур вокруг ригеля в районе размера, чуть большего, чем размер будущего кольца или перстня так, чтобы он замкнулся, и обстоятельно обстучите тем же деревянным молоточком, придавая контуру правильную цилиндрическую форму. Затем откусите излишки проволоки с учетом последующей зачистки срезов контура (рис. 67).
Зачистку произведите плоским надфилем, используя край вашего фанерного листа как финагель (попросту прислонив руку с крепко зажатым в ней кольцом в удобном для опиливания положении к краю листа), чтобы опиливание было более качественным. Движения надфилем при опиливании должны быть длинными
и уверенными (должна работать вся рабочая поверхность надфиля). После этого совместите срезы, как показано на рисунке, и отследите, совмещаются ли при этом элементы внутреннего набора. Если элементы совмещаются, свяжите контур биндрой, тщательно зафиксировав совмещение, и подготовьте кольцо к пайке: смочите стык флюсом, посыпьте припой в места стыковки контура и элементов. Если же элементы внутреннего узора не совмещены, определите, насколько следует опилить срезы, и продолжайте зачистку до тех пор, пока при совмещении срезов внутренний узор не приобретет непрерывность. Чтобы при пайке набранный контур не деформировался, переверните сетку вверх ногами, а ее края согните так, чтобы они как бы поддерживали кольцо в подвешенном состоянии.
Для пайки колец лучше всего изготовить из стальной 1,2—1,5 мм проволоки специальный держатель кольца или перстня. Он гораздо удобнее сетки, которая от постоянных гибок быстро выходит из строя, а также дает хорошо отслеживать ход пайки. Изготовить его совсем нетрудно, предлагаемый чертеж поможет вам (рис. 68).
Теперь установите кольцо так, чтобы оно было достаточно зафиксировано и не могло сменить
положения при вращении летка-ла во время нагревания. Приступайте к пайке, прежде хорошенько отрегулировав пламя и внимательно следя за ее ходом. Хорошая пайка не оставит на стыке наплывов или пустот, но закроет шов, как будто его и не было. Если наплывы все-таки получились, аккуратно запилите их надфилем, стараясь сохранить круглую форму глади и не нарушить сканого зерна на внутреннем наборе. Если же остался виден шов стыка, то, смочив флюсом и посыпав конкретный участок, снова пропаяйте его. После пайки насадите его на ригель и обстучите молоточком, чтобы он принял цилиндрическую форму заданного диаметра (размера кольца).
Гибка перстня с припаянными колечками и корнерами производится так же, как и кольца. Пайку его лучше выполнить при помощи вспомогательной сетки. Из полосы сетки изготовьте полый цилиндр диаметром, чуть меньшим, чем диаметр шинки. Затем на него насадите перстень. Это нужно для того, чтобы колечки в процессе пайки не отвалились. Известно, что температура плавления припоя меньше температуры плавления серебра, поэтому при нагревании припой будет стекаться или к одному, или к другому контуру, переставая быть соединением. Перетяните перстень биндрой, чтобы обеспечить и зафиксировать стык, смачивайте флюсом, сыпьте припой и спаивайте стык. Надо отметить, что пайка корнеров всегда происходит в самую последнюю очередь, то есть при заключительной пайке. В данных условиях целесообразно, конечно, корнеры припаять перед гибкой, потому что на небольшом, но очень изогнутом пространстве довольно трудно это сделать — корнеры скатятся с цилиндрической поверхности, так как клей выгорает гораздо быстрее, чем припой начнет растекаться (рис. 69).
Если у вас никак не получается пайка полосного контура раз-
вертки с открытыми срезами, попробуйте упростить несколько работу, закрыв контур развертки, как показано на рисунке. При этом вам необходимо придерживаться длины развертки. То есть закрытый контур должен уложиться строго в ее длину. Работа здесь ведется следующим образом. Срезы согнутого контура запиливаются под 45 градусов так, чтобы при совмещении получился угол 90 градусов. Затем контур перевязывают биндрой, смачивают флюсом, стык посыпают припоем и спаивают (рис. 70, а).
Дальше следует выплащивание закрытого контура и приклеивание его к бумаге. При наборе не обязательно в данном случае
придерживаться непрерывности узора, хотя просчитать, сколько полных основных завитков уложится в длине контура, нужно. Пайка узора в закрытом контуре происходит без закрепления биндрой, а обычным порядком. Если проволока у вас жестковата (изготовлена из пробного серебра), то все же лучше стянуть ее биндрой. После того как качество пайки проверено,следует выгибка на ригеле, а затем зачистка закрытых срезов надфилем для соединения набранного контура в кольцо. Здесь также нужно очень тщательно выполнить зачистку, чтобы пайка была лучше (это место будет в носке самым уязвимым: тяжелая сумка может слегка примять кольцо, и такого изменения формы слабая пайка не выдержит).
Следующий этап — отбеливание. В приготовленный раствор опустите на несколько минут изделие. Затем, когда оно полностью отбелится, хорошенько прополощите его, соблюдая все меры предосторожности при обращении с химикатами. После этого изделие следует откраце-вать. Затем готовится серная «печень» и изделие чернят, добиваясь нужного оттенка. Полирование и все окончательные работы описаны в предыдущей главе. Еще раз хочу напомнить, что при полировании держите изделие всегда двумя руками, плавно поворачивая всеми поверхностями к полировочной щетке. Для полирования внутренней поверхности перстня или кольца используют специальную полировальную щетку в виде стержня. Ее можно купить (щетки-пальцы могут быть волосяные или войлочные) или изготовить из куска толстого войлока, скрученного в плотный рулон. Размеры его невелики — до 20 мм в диаметре. А чтобы внешняя поверхность «пальца» была цилиндрической, необходимо острым ножом срезать под острым углом внешний край рулона, приклеить его к основному «телу» крепким клеем. Затем наждачной бумагой или напильником придайте одному краю полученного цилиндра полусферическую форму, для того чтобы одним «пальцем» полировать внутренние поверхности колец и перстней разных размеров. «Палец» также нужно смазать полировочной пастой, чтобы облегчить процесс полировки. Зубная же щетка легко пройдет сквозь отверстие кольца любого размера при окончательной доводке зубным порошком или пастой (рис. 71). Отпо-
лированное кольцо, хорошо промытое щеткой с мылом, уже готово, к перстню необходимо прикрепить камни. Крепление производится таким же образом, как и серег, только нужно особенно тщательно обработать колечки стерженьков, на которые прикрепятся камни. При соприкосновении с тканями перстень не должен «цеплять» нити материала.
Чтобы обеспечить неразъемное соединение колец перстня и стержня, на котором держится камень, следует кольцо на стержне залудить. Для лужения понадобятся паяльник, канифоль и оловянный припой. Лучше, чтобы жало у паяльника было узким. На жало нагретого паяльника берут очень немного канифоли и припоя и касаются им стыка в колечке стержня. В случае когда припой залил контур колечка, следует стряхнуть припой с жала и выбрать осторожно излишки. Если вы никогда раньше не пользовались электрическим паяльником, то потренируйтесь заранее и отработайте навыки работы с ним. Лужение должно быть выполнено очень тщательно, чтобы оловянный припой не попал на поверхность серебряного изделия, иначе сплав его будет безнадежно испорчен. Вообще эта операция в ювелирном деле применяется в исключительных случаях и считается недопустимой. Но в данном случае порче подлежит очень небольшое количество металла. Обычной же пайкой здесь такого соединения добиться нельзя, потому что подвергнется разрушению камень. После этой операции изготовление перстня по развертке можно считать законченным.
По развертке можно выполнить и более сложный в техническом отношении перстень выпуклой формы (рис. 70, б). В этом случае развертка рассчитывается так: длина развертки будет равна длине окружности нужного размера (диаметра) с учетом толщины проволоки. Отложите этот размер на бумаге. Ширина шинки — 5 мм, боковых стенок лицевой части — 6—7 мм. С учетом этого откусите необходимые отрезки проволоки, отожгите и осуществите гибку ее по нарисованному контуру. Затем отмерьте, отожгите и выгните по рисунку центральный элемент перстня. Контур для верхней пластины сейчас выгибать не нужно. Вы-площенные контуры следует приклеить и дать хорошо просохнуть. Затем, усилив его сканью, выполните набор, точно подгоняя элементы по рисунку к линиям открытых срезов, а затем спаяйте обычным порядком, перевязав его биндрой. После этого выполните гибку и правку перстня на ригеле так, чтобы элементы открытых срезов совместились и состыковались по рисунку. Для этого опилите торцовые срезы контуров, чтобы обеспечить более плотный стык. Перевяжите перстень биндрой и спаяйте линии соединения набора. Далее по форме образовавшегося на верхней площадке овала изготовьте наборную пластину и припаяйте ее. Поверхность пластины можно украсить корнерами. Далее следуют отделочные операции и примерка. Такой перстень в виде печатки очень красиво смотрится в сочетании с перстнями с цветными камнями.
Перейдем теперь к изготовлению серег по развертке. Понятно, что просто плоские изделия достаточно однообразны, хотя можно напридумывать и воплотить множество самых различных форм. Изделия же, сделанные по развертке, не требуя в изготовлении большой сноровки, могут выглядеть объемно и очень пластично с теми же камнями-под-весками. Методика разработки различных форм развертки не сложна. Сейчас разберем эту работу на одном-двух примерах (рис. 72, 73).
Изображенные на рисунках серьги выполняются по развертке, которая строится сначала на рисунке. По рис. 72 определите, на какие элементы следует разбить контур, чтобы гибка была более качественной. Нарежьте проволоку по заданному размеру и осуществите гибку по рисунку развертки. Торцевые срезы проволоки зачистите надфилем и соберите в общий контур развертки серьги на леткале. После этого стыки контура, смоченные флюсом, спаяйте. Затем следует, совместив контуры, сделать правку и выплощить их на шпераке.
Набор начинайте вести с глади. Выкладывайте основные по рисунку завитки, направляясь от уголков к оси симметрии. Сложности, которые могут возникнуть при наборе внутри этого контура, легко можно устранить, заменив завитки травочками в самых острых его углах. Узор должен быть достаточно плотным, чтобы выдержать гибку.
Набор и пайка ведутся в обычном порядке. Корнеры, как и в случае с перстнем, здесь тоже припаиваются перед гибкой набранного контура развертки. Они могут не только закрывать места стыков колечек и контура, но быть на самом узоре, где случилось скопление сканых и гла-диевых линий от завитков и тра-вочек. Такие скопления, увы, неизбежны, а корнеры помогут их скрыть. При полировке корнер высветлится, оставив этот неудачный фрагмент в скромной тени.
Выгибка спаянного контура осуществляется на маленьком ригеле до совмещения острых краев — хвостиков контура. Гибку также можно производить на конической части шперака, что даст свои определенные результаты и изменит конечную внешнюю форму серег. Далее следует опиливание срезов, чтобы стыки плотнее друг к другу присоединились и увеличилась площадь пайки. Подготовьте подложку для кольца, свернув кусок сетки по форме сечения выгнутого контура, чтобы при пайке колечки не отвалились. Затем пайка стыка. После этого зачистите надфилем верхний край изделия для прикрепления к нему колечка для дужки. Подготовьте и колечко, которое при помощи одной или двух сеток присоединяется на смоченный флюсом стык и спаивается. Еще раз напомню: при пайке не оставляйте без призора элементы, которые припаивались к контуру предыдущими пайками. Обязательно фиксируйте положение их во время прошлых паек, то есть закрепляйте подложками из сетки. Стык декорируется корнером или, если это необходимо, несколькими корнерами в ряд, а также в форме цветочка, где крупный корнер находится в центре, а более мелкие — по периметру. Ваша задача сводится не только к декору этой части, но и к прикрытию технологических швов. Корнеры с использованием подложек припаиваются. Проверяется качество пайки.
Далее следуют отделочные операции: отбеливание, чернение и т.д. К отполированным и промытым мыльным раствором серьгам изготавливаются и прикрепляются дужки, как было описано в предыдущем уроке. Подвеска камней ведется привычным способом, с использованием подвесок с корнерами или без них. Такие серьги прекрасно будут смотреться с бусинами из любых цветников: малахита, жадеита, граната, бирюзы, жемчуга и т. д. Камни-бусины могут быть круглой, овальной, а также неправильной формы.
Можно предложить более сложные контуры, выгибка которых требует точности и терпения, так как имеет достаточно много элементов.
Один из них — это так называемые бантики, к которым можно подвесить крупный камень-бусину в виде груши, капли, конуса. Два варианта разверток представлены на рис. 73, а на цветной вкладке вы найдете изображения серег-бантиков, развертку для которых вам предлагается выполнить самостоятельно.
Порядок работы:.
рисование контура развертки; выгибка контура по рисунку развертки;.
обработка мест стыков контура (опиливание, зачистка); пайка контура; выплащивание его и приклеивание к бумаге;.
декорирование контура сканью внутри каждого элемента контура;.
набор внутри контура; пайка плоского набора; изготовление, обработка и пайка колечек к плоскому набору;.
гибка плоского набора для придания ему заданной формы; пайка стыка выгнутой формы; изготовление, клейка и пайка корнеров;.
отбеливание, крацевание и чернение изделия;.
полирование и окончательная доводка изделия;.
изготовление и подвешивание дужек;.
оформление камня-бусинки.
Рисование развертки и гибка по ней проволоки будет работой более сложной, чем ранее выполняемые такого рода работы. Предлагаемый в натуральную величину рисунок поможет вам лучше выполнить его, а указанные места стыков позволят вам более правильно выполнить деление контура на элементы и гибку их из проволоки. Разбив контур на элементы, нарежьте как можно точнее проволоку. Затем обязательно выровняйте длины одинаковых элементов, этим вы избежите малейших неточностей. Не забудьте отжечь нарезанную проволоку. Положите проволочки в ряд на легкая так, чтобы они не соприкасались, и широким пламенем прогрейте до розового цвета. Напоминаю, что отожженная проволока будет матового белого или светло-серого цвета. Внимательней отнеситесь к гибке хвостиков банта, тщательно рассчитайте углы и длины. Так же тщательно нужно обработать надфилем срезы элементов, чтобы крепче была пайка. Все элементы развертки сложите на леткале, кисточкой обеспечьте соприкосновение элементов (сразу же можно припаять колечки, только не забудьте, что колечко для дужки серьги должно быть изготовлено из более толстой проволоки). Спаянный контур выплощите на шпераке и наклейте на бумагу.
Внутри хорошо высушенного контура (бантика и хвостиков) уложите плотно скань. Проверьте качество на просвет, сделайте, если нужно правку, и еще раз просушите.
Набор узора ведите от краев развертки к оси симметрии. Центральный участок будет закрыт корнерами, поэтому могущие возникнуть погрешности в наборе будут надежно завуалированы. Набирайте узор как можно плотнее, так как плоский набор подвергнется довольно мелкой гибке.
Удалите осторожно бумагу и спаяйте, внимательно отслеживая ее ход. Пайка плоского набора должна вестись на плоскости, вполне его умещающей. Это важно, чтобы не деформировался сборный контур и не ослабилась предыдущая пайка.
В дальнейшей работе сложной будет гибка спаянного контура (не забудьте перед гибкой обработать крайние срезы, так как в этом месте — будущий стык). Гибка будет осуществляться на маленьком ригеле в три этапа. Сначала обогните развертку вокруг ригеля по ее оси симметрии. Затем каждую половину обогните вокруг ригеля уже в обратную сторону до совмещения крайних срезов контура. При гибке держите в голове образ банта, это вам поможет выполнить ее более правильно. Очень важно, чтобы обе половины развертки (бант в стилизованном виде — симметричная форма) были одинаково выгнуты. Острые края контура должны соприкоснуться и в дальнейшем спаяться. Для пайки стыка обязательно надо подготовить несколько сеток-подложек с учетом того, чтобы ранее припаянные элементы были зафиксированы и не отвалились в процессе пайки. Всегда следите за этим (в данном случае за хвостиками банта и колечками), иначе ваша работа превратится в кромешный ад и не принесет никакого удовольствия.
Стык следует декорировать корнером. Если вы уверены, что пайка стыка состоялась, то подложки можно не убирать, а сразу в место стыка приклеить корнер или группу корнеров и припаять, смочив флюсом и насыпав немного припоя. После этого следует декорировать корнерами лицевую часть банта. Здесь можно выложить цветочек из корнеров или выложить их в ряд, как вам больше нравится. Пайку следует вести также с подложками из сетки.
Для оформления камня-бусинки нужно изготовить розетку, элемент верхнего набора, который так кстати может здесь пригодиться, привнеся завершенность камню, как бы обработанному заботливой рукой. Дело в том, что традиционно, профессионально камень должен закрепляться либо в касте, либо в специальном ложе крапанами — зажимами в виде небольших стерженьков, держащих камень в нужном положении. Камень в виде бусины небольшого размера, может быть, и не требует дополнительного декора, не являясь главным элементом, а лишь дополнением к общему впечатлению. Большой же камень претендует на негромкое, но веское слово во всей композиции серег, поэтому и требует дополнительного оформления и декорирования.
Как уже говорилось, розетка представляет несколько спаянных между собой капелек острыми хвостами к центру. Наделайте по 5—6 таких капелек размером, зависящим от размера ваших камней, на каждую розетку. Приклейте их на бумаге так, чтобы боковые стороны их совместились (проверить можно, посмотрев на просвет), образовав стилизованный цветок в виде ромашки. После этого вложите в каждый элемент завиток с го-ловочкой так, чтобы он уложился спиралеобразно, укрепив заодно и контур цветочка (рис. 74).
Дальше — пайка, проверка качества, а следующая операция— бухтировка, то есть придание цветку полусферической формы. Это вы сделаете при помощи куска толстой резины и пуанзела. Положите на резину цветочек, на него поставьте рабочей поверхностью пуанзел и несильно при помощи молотка (короткими быстрыми ударами) вдавливайте пуанзел в резину. Под действием силы и формы пуанзела цветок примет нужную форму.
Сверлом или шабером раззен-куйте или просверлите отверстие, по размеру подходящее к стержню, на который будет нанизываться камень. Диаметр стержня подберите по отверстию камня. Установите стержень в розетке (он должен цепко стоять), смочите флюсом и посыпьте чуть припой. Затем аккуратно, боковым пламенем прогревая розетку, стараясь не перегревать стержень, припаяйте его. Пайку лучше вести на сетке, чтобы прогревать розетку
можно было бы и снизу.
Если для вас в данное время такая пайка является очень трудной, то просто просверлите отверстие (если сверла нет, то пробейте шилом). В этом случае закрепление камня ведите следующим образом. Сделайте колечко из круглой проволоки, предназначенной для стержня под бусину. Насадите на него розетку ложем вверх. Потом следует нанизать камень, а оставшийся хвостик закручивается в колечко, которым камень и прикрепится к основному набору.
Камень можно с двух сторон украсить розетками. Тогда вам придется изготовить всего четыре цветочка. Обрамленный таким образом камень будет прекрасно декорирован, цветочки в то же время прикроют имеющиеся, как правило, изъяны в камне, образовавшиеся при сверлении отверстия.
Чтобы сделать любое изделие по развертке, прежде всего отрисуйте предполагаемую форму развертки, лучше несколько вариантов, отличающихся размером углов между элементами и другими деталями. Не обязательно выполнять рисунок в натуральную величину, лучше в 2—3 раза больше, чтобы понятнее было, какая форма может получиться при гибке. Вырежьте ее из бумаги или толстого полиэтилена. Затем выгибайте форму и так и эдак, ищите интересные в художественном отношении положения, учитывая технологические особенности изготовления будущего изделия и размер камня, если таковой будет использован в композиции.
Не ленитесь побольше заниматься такого рода работой, со временем к вам придет мастерство. Моделирование же изделий подобным образом поможет вам бесконечно разнообразить и расширить ассортимент украшений при известной простоте их изготовления. Моделирование поможет развить у вас пространственное видение, а впоследствии, может быть, даст возможность изобрести уникальные в своем роде произведения филигранного искусства. Вообще, не бойтесь творить, выдумывать, иначе вся ваша деятельность на этом поприще сведется к тому, что вы будете изготовлять изделия только по образцам, что в принципе достаточно однообразно, а вследствие этого и скучно.