В филиграни мотив — та декоративная единица, которую вы будете использовать и в элементах изделия при реализации замысла всего изделия. Чтобы упростить поиск мотива, всегда отталкивайтесь от конкретной формы. Например, решив изготовить серьги, вы определяете, что используете форму дубового листка и желудя (роль которого сыграет обрамленный камень). Вызовите в воображении эти образы. Начинайте рисовать листочек или пару листочков в разных положениях в сочетании с желудем. Лучше, конечно, это делать с натуры или использовать подходящую художественную иллюстрацию (рис. 43).
Понятно, что вы не сможете выложить из проволоки все детали листа, прожилки. Поэтому изображение нужно стилизовать, то есть обобщить, упростить (не до треугольника, конечно), но так, чтобы форма листа была узнаваема (рис. 44). Далее вы определяете, из какой проволоки выполнить контур филигранных листочков, из какой — розетки под камень-бусину. Это может быть и плоская гладь 0,7 мм, раскатанная в ленточку шириной к.9 или 1,2 мм, и круглая скань у гладь. Соответственно выбира-с гея гладь и скань для узора внутри контура и придумывается узор.
Разрабатывая узор внутри контура листа, вы также используйте растительный мотив (для того, чтобы сохранить стилевое единство).
В филиграни внутренний узор никогда не преобладает над внешним контуром, не мешает ему. Узор строго подчинен контуру. Только при детальном рассмотрении узор может восприниматься самостоятельно, настолько он бывает изысканным и замысловатым.
Приступая к разработке узора, всегда учитывайте общий замысел изделия и выбранный мотив (те предметы, изображения которых вы используете), а также возможности материала — проволоки, изобразительные традиции филигранных элементов, условий их выкладывания и пайки.
По изобразительному началу можно выделить следующие виды: растительный — изображение и стилизация растительных форм, зооморфный или тератологический — изображение животных, в том числе и фантастических (teras — чудовище), геометрический — изображение геометрических форм (в принци-
пе все формы — и растительные и животные — при известном упрощении сводятся к геометрическим. Например, березовый лист можно упростить, в конце концов, до треугольника, а кленовый— до пятиугольника) и эпиграфический — изображение различных надписей, очень популярное в Азии.
Растительный мотив наиболее традиционен в узоре внутри контура. В терминологии отразилось трепетное отношение мастеров к своим работам: «головочка», «травочка», «огурчик», «листочек», «барашек», «жучок», «раз-вивашечка» и др. Проникнитесь такой же любовью к филиграни, и вы обязательно преуспеете во всех начинаниях. Вы научитесь правильно выполнять эти элементы, умело их сочетать в филигранном узоре, а все будут им любоваться.
К делу! Итак, все эти элементы должны сочетаться друг с другом в определенной последовательности, образуя ритм узора.
Посмотрите на эскиз филигранного набора в полосе. Из рисунка видно, что выбранный художником мотив — скомпонованная (красиво составленная) пара цветков (назовем ее ритмической единицей или раппортом) с завидным постоянством повторяется по всей длине полосы. Ритмический повтор элементов выбранного мотива очень важен, потому что делает его цельным, организованным. То же касается и компоновки элементов филигранного узора в других замкнутых формах: капле, овале, круге, прямоугольнике, месяце и др.
Волна, которая отчетливо выделяется в узоре внутри всех этих контуров, — излюбленный филигранный ход. Она может быть нарастающей, угасающей, соответственно обрастать дополнительными элементами или, наоборот, их лишаться. Но она будет присутствовать фактически в каждом узоре, потому что оправдана и технологически: при наборе придуманного узора мастер всегда помнит о том, что узор будет спаиваться. Следовательно, все элементы должны плотно соединяться друг с другом (чтобы было чему паяться), касаясь соседних и контура, по крайней мере в трех местах (рис. 45, 46).
Волнообразное движение узора помогает равновесно распределить его элементы, чтобы в последующих операциях (дальнейших пайках, крацевании, полировании) и эксплуатации узор внутри контура не повредился. Так, скопление головочек сделает участок узора более слабым, то есть более подверженным внешним механическим воздействиям. Сгусток же проволочных кривых утяжелит, но не украсит филигранного набора.
Мастер старается избегать таких скоплений и, умело сочетая разные элементы узора, выдер-
живает равновесие и плотность набора. Под плотностью подразумевается наличие и размеры пустот, образованных при компоновке элементов узора. Так, например, неравномерное распределение пустот не только нарушает ритм узора и делает его неравновесным, но и технологически неправилен: элементы узора при пайке могут выгореть.
Элементы филигранного узора очень разнообразны и на протяжении столетий сохраняют свои названия.
ГОЛОВОЧКА — небольшой завиток с маленьким колечком у основания. Это самый распространенный элемент узора, какой бы мотив ни был задан. В растительном же мотиве он играет роль ягодки, если завиток один, или цветочка, если сгруппированы несколько завитков. В старину головочку мастера выполняли в виде полуколечка — так быстрее и удобнее выполнять этот элемент. Современная же школа филиграни выработала новый метод выполнения голо-вочки — колечком. Выполнять ее сложнее, но выглядит она гораздо привлекательнее;.
ДВОЙНАЯ ГОЛОВОЧКА — более крупный завиток с двойным колечком. Как правило, используется на больших плоскостях набора, например в развертке браслета. Начиная набирать узор именно с этих элементов, мастер навивает его в плоскости по спирали до краев контура и добивается эффекта волнообразного движение узора. Эти элементы очень украшает своеобразная головочка, похожая на цветок с крупной сердцевиной. А в сочетании с маленькими головочками можно отразить мотивы различных крупных цветочков.
Такие завитки могут иметь и более навивов вокруг голо-вочки.
СТЕНЕК — завиток, выполняется подобно головочке, только начальный элемент, который также выгибается корнцангами, как и головочка, больше прижат к дуге завитка, не имеющего крутую изогнутость. Стенек может иметь два, три и дальше витков вокруг головочки. Стенек, как и головочка, может быть основным изобразительным элементом в филигранном узоре.
ТРАВОЧКА — маленькая петелька чуть изогнутой формы. Ее используют как заполнитель маленьких пространств. Рядом с головочкой-ягодкой или цветочком этот элемент на самом деле смотрится как листочек-травочка. С его помощью можно выполнить стилизованные изображения множества трав, разнообразив тем самым тему мотива.
ОГУРЧИК — такая же, как и травочка, петелька, только чуть длиннее и более изогнута. Хвостик огурчика имеет маленькое круглое колечко, такое же по диаметру, как и у маленького завитка. Иногда им заполняют небольшие пространства, укрепляя набор в том месте, где имеется скопление головочек. Если огурчик достаточно крупный, внутри его закладывается маленькая головочка или травочка, что делает его более причудливым. В сочетании с огурчиками, выполненными для верхнего набора (о них ниже) они придадут вашему изделию целостность и стилевое единство. Чаще огурчик выполняется из плоской глади, проволоки, более толстой, нежели скань, чтобы выделить этот элемент как ритмическую единицу, а уж затем заполнить пространство вокруг более мелкими деталями узора.
КОЛЕЧКО — небольшой, до 3 мм, кружочек, выгнутый из глади или скани. Его используют как декоративный элемент отделки внешнего контура, который укладывают по периметру контура с внешней стороны. Это создает легкость, ажурность контура. Колечки используются для подвески камней-бусинок, реже — в наборе внутри контура.
ПОЛУКОЛЕЧКО — небольшое полуколечко диаметром до 3 мм, используется для так называемого чешуйчатого узора в небольших наборах. Он довольно трудно спаивается, но эффект такого набора потрясающий. Обязательно попробуйте использовать его в нижнем или верхнем наборах.
РЕПЕИЧИК — сборный элемент, образованный колечком и четырьмя полуколечками, выкладываемыми или припаиваемыми по окружности. Выполняют его из плоской глади или скани. В наборе он играет роль цветочка.
ЗВЕЗДОЧКА — выполняется так же, как и репейчик, из 5—8 полуколечек по периметру центрального колечка. Диаметр полуколечек зависит от их количества в элементе. Звездочка может быть самостоятельной ритмической единицей в полосном орнаментальном наборе, например при выполнении узора шинки кольца или декоративной ленты.
КАПЕЛЬКА — простой по исполнению элемент в виде маленькой капельки, не имеющей, в отличие от травочки, общего изгиба. Используется также для заполнения небольших пустот, образовавшихся при наборе головочек (помните всегда, что все элементы узора будут спаиваться, поэтому вы должны обеспечить соприкосновение всех элементов). Очень часто капелька набирается в сочетании с полу-колечком, если нужно заполнить достаточно большие пустоты, или с другим элементом — барашком.
БАРАШЕК — элемент, состоящий как бы из двух маленьких головочек, расположенных зеркально. Выполняется он из одного отрезка проволоки. Барашком обычно заполняют острые углы, образовавшиеся при гибке контура.
КАЛАЧИК — элемент, напоминающий стилизованный хлебный калач. Округлость и размеры его могут меняться. Одно непременное же условие: колечки калачика должны соприкасаться. Его используют при наборе небольших контуров круглой или овальной формы в сочетании с одной или несколькими капельками вокруг и внутри калачика.
ЗУБЧИК — небольшой отрезок скани, согнутый под различным углом в зависимости от надобности.
РАЗВИВАШЕЧКА — более крупный зубчик, только хвостики его выгнуты слегка наружу. Он также используется для заполнения небольших пространств.
ШНУРОК — жгутик, скрученный из трех и более серебряных нитей. Он может использоваться для украшения верхнего набора, а навитый на круглую гладь, даст необыкновенную игру бликов на полученной таким образом скани. Такую скань можно использовать и как контур изделия, и для изображения веточки в сочетании с другими сканями. Шнурочки могут изготавливаться из проволочек разной толщины, тонкой круглой скани и более толстой проволочки и т. д. При этом рисунок шнурка будет всегда разный. Для декорирования серебряных колец и каста под камень можно использовать развальцованный шнурок.
ПЛЕТЕНКА — косичка из трех и более проволочек, плотно сплетенная вручную. Перед плетением проволоку хорошенько отжигают. Спаянная, она прекрасно послужит обрамлением любому набору, украсит каст.
ДОРОЖКА — декоративный элемент в виде навитой на тоненький стерженек круглой тонкой глади, которую в разной степени растягивают, а затем либо оставляют ее объемной, либо сминают деревянным молоточком или в вальцах. Дорожки прекрасно декорируют и разнообразят верхний набор в напай-ных филигранных изделиях. Особенно часто используют зубчатые дорожки, которые пропускают через пару соосных шестеренок с одинаковыми зубцами так, чтобы зубец одной шестеренки входил в паз другой (иногда к продающимся вальцам прилагаются специальные валки в виде шестерен, или валки имеют такую поверхность). В домашних условиях приспособление для изготовления зубчатой дорожки можно сделать из шестеренок старого (и поэтому достаточно крупных размеров) будильника.
Зубчатые дорожки делают как из круглой, так и из плоской проволоки. Такие дорожки прекрасно декорируют контур и дополняют любой орнамент.
Теперь об элементах, используемых для выполнения верхнего набора.
К выполнению элементов верхнего набора вы сможете приступить не скоро. Прежде всего нужно приобрести навыки в выполнении элементов нижнего набора, научиться выкладывать филигранный узор внутри закрытого и открытого контуров, наконец, отработав приемы пайки, перестать бояться, как черт ладана, горелки и уверенно спаивать набранный узор. Но рано или поздно вы решитесь изготовить украшения с верхним набором, где имеются также свои традиции, как и в нижнем наборе.
КОРНЕР (зернь) — маленький шарик. Наиболее часто встречающийся элемент, который придает изделию необыкновенную красоту. Прост в изготовлении. Чем больше корнеров на изделии, тем привлекательнее оно выглядит. Корнеры могут быть разного размера — от совсем малюсеньких, 0,2 мм диаметром, до крупных, массивных, от 2 мм и более, в зависимости от целевой нагрузки. Но чаще используют мелкие корнеры — до 0,5 мм.
ЛИСТОЧЕК — своеобразный мини-набор, обрамленный в конкретный контур листка. Как уже говорилось, мотив филигранного набора чаще всего растительный, поэтому тема листочка с цветочком (поделочным камнем) традиционна. Листочек почти всегда бухтируют, то есть ему придают объемную форму, пытаясь приблизиться к естественной пластике листка (объемнопространственному положению). Два или несколько листиков компонуют на нижнем наборе в веточку или стебель с листьями в сочетании с крупными завитками и корнерами, создавая объемную картину.
ЗАВИВКА — крупный листок, спаянный в плоскости из трех или пяти листочков (трилистник или пятилистник). Он окантовывается цельной гладью. Форма его в зависимости от формы внутренних листочков может разниться. Он так же, как и листочек, бухтирует-ся и укладывается как основной декоративный элемент верхнего набора.
Крупные завитки с простой и двойной головочкой, выполненные из более толстой, чем в нижнем наборе, глади и скани, в верхнем создают впечатление веточек, ягодок, цветочков в вашей композиции. Часто они используются для вуалирования нижней части каста (специально изготовленной ленты, предназначенной для закрепления поделочного камня как дополнительного декоративного элемента). В отличие от завитков, используемых в нижнем наборе, эти выгибаются не только в плоскости, но и в пространстве.
ОГУРЧИК — часто встречающийся элемент при выполнении экзотических цветов с крупными лепестками. Накладываясь в определенном порядке, они образуют объемное изображение то лилии, то колокольчика, а соседствующие и дополняющие их корнеры усиливают впечатление и пластику.
ЖУЧОК — навитая на спицу или тонкий стержень круглая тонкая гладь. В виде спиральки складывается в колечко, внутрь которого, как правило, вставляется крупный корнер. Его используют для изображения мелких цветочков и сочетают с листьями и завитками, создавая этакое травяное поле. Это очень пластичный элемент. В готовом изделии он смотрится очень объемно, выпукло, придает изделию воздушность и легкость. Иногда жучком прикрывают основание каста (спиралька в этом случае должна быть очень мелкой) в виде дорожки. Убивают, как говорится, сразу двух зайцев: прекрасно декорируют и в то же время прикрывают все неровности и пустоты в основании каста.
РОЗЕТКА — это, по сути, несколько капелек, сложенных в круг острыми хвостиками внутрь и предварительно спаянных перед мини-набором (в каждую капельку вкладывается маленькая головочка из скани). После пайки розетки ей придают полусферическую форму. Чаще всего она используется самостоятельно как цветок с корнером или несколькими корнерами по центру. Но иногда его используют как ложе для камня-бусинки. Розетка прекрасно украшает его, создавая образ более тонко проработанной ягодки или цветка с цветней сердцевинкой (в зависимости от цвета и размера поделочного камня) (/шс. 47).
Мастера филиграни нередко сами придумывают элементы верхнего набора в соответствии с выбранным мотивом. Например, всевозможные ленты, изящно изогнутые в пространстве или связанные в банты. Вместе с поделочными камнями, обрамленными, как подвески, могут самостоятельно организовываться в изделие и быть элементами верхнего набора, в зависимости от
задачи, которую поставил себе ювелир. Драпри с подвязками-шнурками, экзотические лепестки, листья, райские птицы и другие мотивы могут быть использованы для стилизации декоративных элементов.
Итак, представление об основных элементах плоского узора внутри контура вы получили. Пора заняться практической частью: овладением навыками правильного выполнения этих элементов.
Приготовьте корнцанги, кусачки или ножницы и плоскую гладь или скань, а также бумагу в клетку, циркуль, линейку и карандаш. Прежде чем приступить к работе, надо отрисовать каждый элемент, чтобы понять характер каждой кривой.
Головочка, как уже говорилось, — завиток, имеющий своеобразную кривую, очень напоминающую эвольвенту или спираль Архимеда. Давайте сначала построим эти кривые при помощи циркуля и линейки. Прежде постройте эвольвенту. Она более сложна в построении. Характер этой кривой больше соответствует маленькому завитку, а архимедова спираль более похожа на большой завиток с двойной го-ловочкой.
Эвольвента строится следующим образом. Начертите окружность диаметром 20 мм (начертите прежде центровые линии, чтобы было понятно, куда ставить ножку циркуля для последующего вращательного движения). Пересечение окружности с центровой линией в нижней части обозначьте точкой 0. От точки 0 проведите вправо горизонталь, но не слишком короткую. На ней отложите длину окружности, которая вычисляется так: 3,14 (коэффициент)х20 мм (диаметр заданной окружности) =.
62.8 мм, — и поставьте точку 12. Дальше, поделив отрезок длиной.
62.8 мм на 12 частей, сделайте соответствующие пометки —.
1, 2, 3 части и т.д. Теперь следует разделить окружность на 12 частей при помощи радиуса заданной окружности: ставьте ножку циркуля в точку 0 и радиусом окружности (10 мм, известно, что в диаметре 2 радиуса) сделайте две засечки на дуге окружности справа и слева. Переставьте ножку циркуля в точку, получившуюся от пересечения окружности и горизонтальной центровой линии в левой части окружности. Сделайте засечки вверху и внизу окружности. Потом, снова переставив ножку циркуля в точку пересечения окружности и вертикальной центровой наверху, сделайте две засечки справа и слева. То же проделайте из оставшейся точки на правой части, и окружность поделена. По часовой стрелке, начиная с т. 0, пометьте точки деления цифрами 1, 2, 3 и т.д. до 12. Соедините все точки с центром окружности. Теперь будьте внимательны: из каждой точки нужно восстановить перпендику
ляр к радиальной линии. На каждом перпендикуляре отложите последовательно 1/12; 2/12; 3/12 и так до 12/12. Полученные точки плавно соедините. Эвольвента построена (рис. 48).
Обведите несколько раз эту кривую карандашом, чтобы хорошенько запомнить ее характер. Попробуйте нарисовать ее отдельно от чертежа и разных размеров, приближаясь, однако, к натуральным (в пределах 0,7— 1 см). После графического упражнения приступайте к выполнению этого завитка в материале.
Корнцанги должны удобно лежать в рабочей руке, пальцами держите щечки корнцангов, чтобы удачно осуществить захват проволоки и обеспечить ее гибку. Другой край корнцангов плотно будет зажат между буграми тыльной стороны ладони (рис. 49).
Итак, возьмите корнцанги в рабочую руку, а большим и указательным пальцами другой руки — плоскую гладь шириной 0,9 мм так, чтобы кончик прово-
локи находился сверху пальцев не больше чем на 5—7 мм. Захватите губками корнцангов самый край проволоки (чем меньше вам удастся захватить, тем лучше пойдет работа) и поворотом корнцангов по долевой их оси на себя загибайте проволоку на четверть окружности диаметром 0,5 мм. После этого посмотрите на проволоку на просвет, выясните — получилась ли у вас эта четверть оборота. Если не получилась, попытайтесь проделать это столько раз, сколько нужно для достижения результата, потому что от первого захвата зависят размер головочки (0,5—0,7 мм) и правильность ее формы. После того как сделаете первое движение, перехватывайте губками корнцангов проволоку в том месте, где кривая закончилась, и поворотом на себя снова совершите четверть оборота. Посмотрев на просвет, вы увидите, что проволока загнулась уже на пол-оборота. Снова перехватывайте проволоку и снова поворотом корнцангов на себя загибайте проволоку на четверть оборота, и еще раз, чтобы кончик проволоки, совершив виток, коснулся основной нити (нитью называют тонкую проволоку гладкую или сканую) (рис. 50).
Это касание необходимо для того, чтобы при пайке край проволоки, совершивший виток, крепко присоединился к основной части завитка. При выполнении этого завитка не допускайте перехлеста ( см. схему рис. 50), который испортит форму головочки и в целом весь элемент.
Если зрение у вас плохое и очки имеют линзы с плюсовыми диоптриями, то лучше обзавестись наглазной, как у часовщиков, лупой или надеть более «сильные» очки, так как эта работа очень мелкая и требует особой тщательности и точности. Продается специальный шлем, в котором вместо стекол имеются линзы. Перед близорукими такой проблемы не стоит.
После того как головочка оформилась, зажмите ее губками, а проволоку теперь чуть припустите, подавая ее для дальнейшей гибки, и поворотом корнцангов на себя выгибайте проволоку, придерживаясь формы эвольвенты. Затем откусите кусачками завиток от основной нити. Кусачки при этом должны смотреть лицевой частью к завитку. Хвостик завитка при таком положении будет срезан в виде уголка, в то время как оставшаяся часть будет иметь перпендикулярный оси проволоки срез. Нужно сразу привить этот навык, потому что при выкладывании узора важно, чтобы хвостик завитка был острым. Если вы работаете ножницами, то срез получается обоюдоострым. Затем вложите завиток в щечки корнцангов и выплощите его в плоскости, так как в процессе выполнения завитка он мог изогнуться в пространстве. Этот навык также следует отработать и сделать его обязательным, как этап оформления завитка перед укладыванием его в набор.
Наложив изготовленный завиток на рисунок, сравните с линейным и сделайте правку дуги, а потом, зажав завиток в щеч:сах корнцангов, снова выплощите его. Повторите выполнение этого завитка несколько раз, потом, проанализировав форму готовых завитков, выявите ошибки и выберите лучший. По этому образцу ещелотрени-руйтесь, пока все фрагменты не станут точными и плавными. Помните, что никаких углов, защипов на завитке быть не должно. Не жалейте для упражнений проволоки — брак будет использован для изготовления корнеров. Дачные же завитки пойдут скоро в дело. Не жалейте сил, поскольку этот элемент чаще всего используется в наборе узора, он должен быть выполнен безукоризненно, от его качества будет зависеть качество всего набора.
Чтобы выполнить другой элемент — большой завиток, нужно изучить характер спирали Архимеда. Начертите центровые линии. Затем, сколько позволит размер бумаги, начертите несколько все увеличивающихся окружностей, имеющих один центр, начиная с радиуса в 5 мм и увеличивая каждый раз на 5 мм: 5, 10, 15, 20, 25 и т.д. Затем поделите самую большую окружность на 12 частей так, как вы делили ее, строя эвольвенту. Поставьте точку 0 на пересечении самой маленькой окружности и вертикальной центровой линии внизу, точка I будет находиться на пересечении дуги второй окружности и радиальной линии — 1/12, точка 2 — на пересечении дуги третьей окружности и радиальной — 2/12 и так дальше до последней окружности. Полученные точки соедините плавной кривой. Спираль Архимеда построена (рис. 51).
Нарисуйте эту кривую несколько раз, приближаясь к натуральным размерам, затем приступайте к практической работе. Выполните маленькую головоч-ку, затем, захватив ее губками
корнцангов, сделайте небольшой виток вокруг нее (диаметр описанной окружности должен быть не более 1,5—2 мм), подавая нерабочей рукой проволоку. У вас оформится вторая головочка. Проследите за тем, чтобы окружность внешней головочки была правильной. Затем, захватив обе головочки губками в том месте, где они соприкасаются, поворотом корнцангов на себя выгните проволоку, придерживаясь той кривой, которую вы только что построили, и откусите кусачками от основной нити. Не забудьте выплощить завиток в щечках корнцангов.
Выполните завиток несколько раз, добиваясь должной формы, и не жалейте проволоки.
Следующий элемент, который следует выполнить, — ТРАВОЧ-КА. Захватите проволоку корнцангами, но не хвостик, а отступив от него на 1,5—2 мм. Поворотом на себя выгните проволоку, как подковку. Подведите кончик проволоки к основной нити и откусите кусачками. Пока получилась лишь капля. Для того чтобы вышла травочка, выгните, как показано на рисунке, один край проволоки. Теперь должно все получиться. Выплощите ее в щечках корнцангов.
Травочки, как и головочки, могут быть разного размера, изогнутости и длины, в зависимости от того, какой формы пустоту вы собрались заполнять. Поэтому при выполнении упражнений вам нужно лишь придерживаться принципа его выполнения, стараться, чтобы линии, образующие травочку, были плавными, не имели углов и изломов.
Чтобы выполнить ОГУРЧИК, оформите маленькую головочку. Затем, отступив от нее на 2—3 мм, согните проволоку подковкой. Примерьте, какую длину вам нужно оставить, и откусите от основной нити. Затем откусанный край заведите под головочку. Поправьте, если надо, форму огурчика корнцангами или пальцами до желаемой конфигурации. Готовый элемент выплощите в щечках корнцангов. Размер огурчика произволен. В соответствии с замыслом, мастер может выложить вместо основных элементов — завитков с двойной голо-вочкой — огурчики довольно крупной формы, так чтобы края его касались контура, например, а внутри огурчика выложить более мелкие элементы сканью. Такой мотив очень хорош в полосных орнаментах при изготовлении плоских колец. Обязательно используйте его в работе.
Для выполнения БАРАШКА нужно прежде откусить отрезок проволоки и выгнуть две маленькие головочки по краям. Потом, рассчитав середину, сделать излом так, чтобы головочки «смотрели» наружу. Этот элемент применяют в мелких контурах.
КАЛАЧИК выполняется также из готового отрезка проволоки, только головочки оформляются вовнутрь. При выполнении калачика следите за тем, чтобы головочки в итоге касались друг друга. Это обеспечит пайку и, следовательно, сделает крепким набор.
КОЛЕЧКО выгибают круглогубцами. Если требуются колечки одинакового размера, то проволоку накручивают на стерженек. Навитую спираль снимают со стерженька и раскусывают кусачками по одной линии. ПОЛУ-КОЛЕЧКИ — по двум параллельным линиям.
ЗУБЧИКИ и РАЗВИВАШЕЧ-КИ выполняются из нарезанной на равные отрезки проволоки (глади или скани) изломом корнцангами посередине. Хвостики у развивашечки слегка выгибаются наружу.
ШНУРОЧКИ свивают так же, как вы сучили проволоку, с применением мотора и цанга. Вариантов составления проволочек много, круглая гладь может быть любого сечения. Красивыми шнурочки получаются, когда свиваются две сканые нити, сканая и гла-диевая, две сканые разной толщины и т. д. Если заготовлено много проволоки, то можно наделать разнообразных дорожек. Применение им вы всегда найдете.
Другие плоские элементы вы сделаете без особого труда, не забывайте их выплащивать в щечках корнцангов. Важно, не только то, насколько правильно вы научитесь их выполнять, но и то, насколько правильно сумеете сочетать с другими элементами в узоре внутри контура любой формы. Практическую часть по выполнению элементов узора нужно совмещать с рисованием композиций узоров, используя разные мотивы. Комбинируя эти упражнения, вы сможете более успешно выполнять каждое из них, потому что, зная, какие элементы можно выполнить в материале, а какие — нет, вы рисуете более конкретные композиции, которые можно впоследствии применить на деле. Необходимо обзавестись иллюстративной литературой, которая поможет вам в работе.