ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОСЧАТЫХ ТЕКСТУР

ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛОСЧАТЫХ ТЕКСТУР

Одна из характерных особенностей агатов, привлекающая внимание ювелиров и любителей камня,— их полосчатость, определяющая рисунок камня, его декоративную ценность. Этот признак настолько важен, что многим казалось: для объяснения генезиса агата достаточно объяснить условия появления его полосчатости — ритмично-зонального строения. При этом первоначально делались попытки выяснить механизм процесса, приводящего к формированию структуры и текстуры агата [87, 176, 205, 206], а в последнее время в связи с открытием химиками автоволн и колебательных химических реакций [12, 56] все в большей мере стали преобладать декларативные тенденции причисления этих процессов к автоволновым, автоколебательным [25], самообразующимся [213], как будто этого достаточно для понимания сути явления.
Исследование текстурных и структурных особенностей агата, изложенное в части 2, показало, что причины его зонально-концентрического строения могут быть различны даже тогда, когда речь идет о мономинеральном агате (см. табл. 5 и 6); в полиминеральных агатах к перечисленным в табл. 5 и 6 причинам зональности добавляется еще зональность (ритмичность) в смене отдельных минералов друг друга. Наиболее обычно последнее для прослоек халцедона и кварца, начиная от микроскопических кристалликов кварца, завершающих отдельные кварц-халцедоновые ритмы, до крупношестоватых корок кварца, чередующихся с сферолитовыми корками халцедона.
Различные типы зональности (ритмичности) халцедона можно объединить в две группы: 1) макроскопическая и 2) микроскопическая. Первый тип легко виден невооруженным глазом, второй — под микроскопом, причем для наблюдения этого типа зональности иногда требуются достаточно большие увеличения — до 500 раз и более.
К микроскопической ритмичности прежде всего относится тончайшая ритмика отдельных сферолитовых корок халцедона, проявляющаяся, например, в чередовании полосок халцедона с разным показателем преломления при расстоянии между ними до 2 — 3 мкм [179], ритмика, определяющая эффект иризации некоторых агатов, когда в 1 мм насчитывается до нескольких сотен отдельных полосочек [11, 72, 196, 235], явления ритмичного геликоидального закручивания отдельных волокон халцедона с шагом от 20 мкм до 300 см [179]. К этому же типу относится ритмика в распределении микропор, выделений пигмента, ритмической смены корок халцедона повторяющегося строения, например, типа геометрический отбор -- > тонкошестоватый халцедон -- > параллельношестоватый халцедон, в том числе и корок, заканчивающихся мельчайшими выделениями зернышек кварца или зонтиков кварцина. Реже в эту ритмику включаются другие минералы — карбонаты, флюорит, слагающие, как правило, лишь одиночные зоны.
Макроритмы по своему строению часто идентичны микроритмам и выглядят как бы увеличенными в масштабе микроритмами. Это относится, например, к ритмике чередования халцедоновых корок, начинающихся с геометрического отбора отдельных сферолитов и заканчивающихся параллельно-шестоватым халцедоном. В других случаях эти зоны заканчиваются кварцем, кварцином или зонами других минералов. Макромасштабов достигают зоны разной пористости, с различной концентрацией пигмента.
Анализируя причины возникновения ритмичного (зонального) строения агатов, необходимо принять во внимание, что они могут быть как внутренними, связанными, например, с особенностями развития процессов кристаллизации сферолитов и образования сферолитовых корок в определенной физико-химической системе (внутренние ритмы), так и внешними — следствием пульсационного поступления питательного вещества (внешние ритмы).
В то же время до сих пор исследователи агатов концентрировали внимание, как правило, только на тех или на других, что, конечно, приводило к однобокому, упрощенному, а подчас и неправильному толкованию процессов и причин образования ритмичности.
Так, например, Р. Лизеганг [205, 206] образование зональности сводил к диффузионному прокрашиванию студней кремнезема, П. П. Пилипенко [87] и Р. Фишер [176] — к ритмично-пульсационному поступлению растворов в полость и ритмично-крустификационному отложению минералов семейства кремнезема.
Представления Р. Лизеганга о генезисе ритмики агата были подвергнуты наиболее обстоятельной критике П. П. Пилипенко [87], показавшего их полную неприложимость к объяснению ритмичности агатов. Кроме того, Р. Лизеганг предполагал предварительное заполнение полостей, где происходит агатообразование, студнем

Продолжение здесь