ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕПЕЙ «ЗВЕНО в ЗВЕНО»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЦЕПЕЙ «ЗВЕНО в ЗВЕНО»

Техника изготовления цепей «Звено в Звено» преобладала при работе с золотыми и серебряными украшения, начиная с раннего Бронзового века на Ближнем Востоке, на протяжении Классического периода и до конца Средних веков. Среди самых ранних сохранившихся образцов цепей «Звено в Звено» цепи, обнаруженные в королевских могилах в г. Ур, датированные около 3000 лет до н. э., но совершенство владения мастерством указывает на то, что простые цепи данного типа, вероятно, были изготовлены в более ранние периоды. Цепи «Звено в Звено» также были обнаружены в ювелирных изделиях Трои II, роскошного Крита и в египетских усыпальницах в более поздний период (2100 лет до н. э.). Поскольку имеются доказательства существования торговых связей между некоторыми центрами цивилизации в начале Бронзового века, то место, где начали изготавливать цепи «Звено в Звено», невозможно точно определить.
РИСУНОК 1.1.
Базовые типы цепей «Звено в Звено» (сверху вниз): одиночная, двойная, цепь с перпендикулярным расположением звеньев, двунаправленная одиночная цепь, двунаправленная двойная цепь.
Наиболее ранними примерами являются одиночные цепи «Звено в Звено», а двойные цепи, двунаправленные двойные цепи (четверные), трехнаправленные двойные цепи (шестерные) и цепи с перпендикулярным расположением звеньев появились в ювелирных изделиях в начале второго тысячелетия.
Значительных новшеств не происходило до седьмого века до н. э., пока греческие ювелиры не создали технические приемы для плетения нескольких рядов петель в полосу; это стало выдающейся особенностью этрусских, эллинистических и римских ювелирных изделий. К третьему веку до н. э. в эллинистических ювелирных изделиях появились многорядные ожерелья, сплетенные на основе цепей «Звено в Звено» или цепей с перпендикулярным расположением звеньев, спаянных вместе, а также появились цепи, в процессе плетения которых вставлялись бусинки из драгоценных камней. Обе конструкции цепей стали наиболее выдающимися во время римского периода.
Рисунок 1.2 Пли геное ожерелье в форме полоски. VI век до н- э-) Греция.
Технический прием «Звено в Звено» распространился по всей Европе - от Италии и Средиземноморья до Германии, Британских островов, Скандинавии и России. Во время византийского периода и средневековья наиболее сложные формы постепенно заменялись цепями, изготовленными другими методами, но более простые цепи «Звено в Звено», в частности, рубчатые разновидности двойных цепей продолжали изготавливаться. С эпохи Возрождения до девятнадцатого века, технические приемы «Звено в Звено» использовались редко, а то и вообще не применялись европейскими ювелирами.
К эллинистическому периоду цепи «Звено в Звено» изготавливались в Восточной Азии, особенно в Индии, где данный технический прием был весомым более тысячи лет, а затем угас как в Азии, так и в Европе. Однако, в нескольких отдельных регионах изготовление цепей «Звено в Звено» продолжалось благодаря традиции перехода навыков ремесла в семьях; часто обнаруживали, что эти цепи ассоциировались с народным искусством.
Археологические раскопки, начавшиеся в восемнадцатом веке, пробудили интерес к классическим техническим приемам изготовления ювелирных изделий, так как ювелиры старались скопировать древние произведения. Кастеллани - наиболее известный из ювелиров девятнадцатого века скопировал многие из этих произведений и развил технические приемы для создания новых конструкций.
Работа была продолжена его сыновьями и ювелирами, которых он обучал, и длилась около пятидесяти лет с 1830 по 1880 годы.
В конце двадцатого века в Академии Кулика - Старк ювелирного искусства в г. Нью-Йорке были исследованы, восстановлены и изучены технические приемы изготовления ювелирных украшений древними мастерами. Здесь была восстановлена и сделана популярной техника сплавления звеньев, и данная техника была адаптирована к современному оборудованию.
Для данных разновидностей цепей современные ювелиры используют множество названий. Хотя «Звено в Звено» сегодня является широко распространенным характерным названием, но существует неразбериха в отношении к терминологии, связанной с некоторыми различными формами. Термины «одиночная» и «двойная» цепь «Звено в Звено» являются подходящими и не требующими объяснений («лисохвост» является изготовленной на станке цепью, которая очень похожа на двойную цепь

Продолжение здесь