РИСУНОК 1.1.
Базовые типы цепей «Звено в Звено» (сверху вниз): одиночная, двойная, цепь с перпендикулярным расположением звеньев, двунаправленная одиночная цепь, двунаправленная двойная цепь.
Наиболее ранними примерами являются одиночные цепи «Звено в Звено», а двойные цепи, двунаправленные двойные цепи (четверные), трехнаправленные двойные цепи (шестерные) и цепи с перпендикулярным расположением звеньев появились в ювелирных изделиях в начале второго тысячелетия.
Значительных новшеств не происходило до седьмого века до н. э., пока греческие ювелиры не создали технические приемы для плетения нескольких рядов петель в полосу; это стало выдающейся особенностью этрусских, эллинистических и римских ювелирных изделий. К третьему веку до н. э. в эллинистических ювелирных изделиях появились многорядные ожерелья, сплетенные на основе цепей «Звено в Звено» или цепей с перпендикулярным расположением звеньев, спаянных вместе, а также появились цепи, в процессе плетения которых вставлялись бусинки из драгоценных камней. Обе конструкции цепей стали наиболее выдающимися во время римского периода.
Рисунок 1.2 Пли геное ожерелье в форме полоски. VI век до н- э-) Греция.
Технический прием «Звено в Звено» распространился по всей Европе - от Италии и Средиземноморья до Германии, Британских островов, Скандинавии и России. Во время византийского периода и средневековья наиболее сложные формы постепенно заменялись цепями, изготовленными другими методами, но более простые цепи «Звено в Звено», в частности, рубчатые разновидности двойных цепей продолжали изготавливаться. С эпохи Возрождения до девятнадцатого века, технические приемы «Звено в Звено» использовались редко, а то и вообще не применялись европейскими ювелирами.
К эллинистическому периоду цепи «Звено в Звено» изготавливались в Восточной Азии, особенно в Индии, где данный технический прием был весомым более тысячи лет, а затем угас как в Азии, так и в Европе. Однако, в нескольких отдельных регионах изготовление цепей «Звено в Звено» продолжалось благодаря традиции перехода навыков ремесла в семьях; часто обнаруживали, что эти цепи ассоциировались с народным искусством.
Археологические раскопки, начавшиеся в восемнадцатом веке, пробудили интерес к классическим техническим приемам изготовления ювелирных изделий, так как ювелиры старались скопировать древние произведения. Кастеллани - наиболее известный из ювелиров девятнадцатого века скопировал многие из этих произведений и развил технические приемы для создания новых конструкций.
Работа была продолжена его сыновьями и ювелирами, которых он обучал, и длилась около пятидесяти лет с 1830 по 1880 годы.
В конце двадцатого века в Академии Кулика - Старк ювелирного искусства в г. Нью-Йорке были исследованы, восстановлены и изучены технические приемы изготовления ювелирных украшений древними мастерами. Здесь была восстановлена и сделана популярной техника сплавления звеньев, и данная техника была адаптирована к современному оборудованию.
Для данных разновидностей цепей современные ювелиры используют множество названий. Хотя «Звено в Звено» сегодня является широко распространенным характерным названием, но существует неразбериха в отношении к терминологии, связанной с некоторыми различными формами. Термины «одиночная» и «двойная» цепь «Звено в Звено» являются подходящими и не требующими объяснений («лисохвост» является изготовленной на станке цепью, которая очень похожа на двойную цепь «Звено в Звено», изготовленную ручным способом), но для многих других цепей имеется множество названий. Наша цель состояла в том, чтобы найти и использовать названия, которые были бы простыми, понятными и, по возможности, в некоторой степени описывали бы конструкцию изделия. Наиболее существенными новшествами являются: изменение названия морской цепи (также известной, как цепь восьмерка «Звено в Звено») на цепь с перпендикулярным расположением звеньев, и использование названий для указания ориентации одиночных и двойных цепей «Звено в Звено» более высокого порядка. Это предусматривает подходящие названия для многонаправленных одиночных цепей (двунаправленных одиночных, трехнаправленных одиночных и т.д.), а также для многонаправленных двойных цепей. Таким образом, четверная цепь «Звено в Звено» становится двунаправленной двойной цепью, а шестерная цепь «Звено в Звено» становится трехнаправленной двойной цепью и т.д.
В настоящее время ювелиры занимаются изготовлением этих цепей по многим причинам, которые включают в себя желание иметь копию античного ювелирного изделия, желание иметь прекрасное и уникальное ювелирное изделие или интерес к использованию этих технических приемов для создания новых ювелирных конструкций, так как данные цепи можно носить сами по себе в качестве законченных ювелирных изделий, и можно использовать в качестве составных частей во многих типах ювелирных изделий.
Ниже приведен краткий обзор литературы, в которой содержится дополнительная информация о ювелирном деле в древнем мире. Хотя информация о цепях во всех данных книгах не является полной, но некоторый материал может быть найден, и его поиск обязательно будет вознагражден.
Anne Garside, Jewelry, Ancient to Modern, Viking Press with the Waiters Gallery,.
Baltimore, 1979.
Reynold Higgins, Greek and Roman Jewelry, University of California Press, Berkeley, 1961 Jack Ogden, Jewelry of the Ancient World, Rizzoli, New York, 1982 Dyfri Williams and Jack Ogden, Greek Gold, British Museum Press, London, 1994 Geoffrey Munn, Castellani and Guiliano, Rizzoli, New York, 1984.
Хотя цепи «Звено в Звено» не трудно изготавливать, на это может потребоваться различное количество времени, терпения и материалов в зависимости от выбора типа и размера цепи. Существуют три базовых типа цепей: одиночная (одно звено проходит через другое), двойная (одно звено проходит через два других) и с перпендикулярным расположением звеньев или «морская» (одно звено проходит через другое под прямым углом друг к другу). Все эти базовые типы могут изготавливаться в форме сетчатых многорядных цепей. В дополнение, двунаправленная одиночная и двунаправленная двойная цепи могут быть преобразованы до трехнаправленной, четырехнаправленной и даже шестинаправленной цепи.
Создание цепи «Звено в Звено» включает в себя три основных процедуры: (1) изготовление звеньев, (2) придание звеньям формы и (3) сплетение их в цепь. В других типах цепей открытые звенья благополучно продевают друг в друга, после чего концы каждого звена обычно запаивают. В технике, используемой при создании цепей «Звено в Звено», процедура изготовления носит обратный порядок; сначала концы звеньев сплавляются или запаиваются, затем звенья сплетаются в цепь.
Сплавление подразумевает нагревание звена при специальных условиях, чтобы металл в точке соединения расплавился и потек, заполняя пространство между концами звена. При правильном осуществлении данной процедуры образуется звено, которое является непрерывной петлей из однородного металла без места стыка: данное звено может выдержать нагрузку при плетении и может беспрепятственно являться частью цепи.
В данной книге сплавление является методом, используемым для соединения концов проволочных колец для последующего изготовления звеньев. Хотя это, вероятно, будет новой техникой для многих, но она не является трудной для освоения человеком, имеющим некоторые навыки работы с металлом. Техника для подготовки сплавленных звеньев, приведенная позже в данной главе, должна использоваться при изготовлении звеньев для всех наших цепей «Звено в Звено». По существу, звенья для всех типов цепей «Звено в Звено» готовятся и сплавляются одинаково.
До того, как звенья заплетаются в цепь, им придают форму путем растягивания, сдавливания и изгибания. Различные типы цепей получаются посредством придания формы и сплетения, так что инструкции по изготовлению отдельных типов цепей в основном включают в себя то, как придавать звеньям форму и как сплетать их. Там, где некоторые процедуры являются одинаковыми при изготовлении нескольких цепей, то вам укажут ссылку на первую цепь, для которой процедура описывается с детальными инструкциями.
Кроме некоторой вводной информации по созданию цепей и инструкциям по изготовлению сплавленных звеньев в данной главе содержится информация по оборудованию и материалам, а также советы, которые помогут вам избежать общих ошибок, и рекомендации как сделать, чтобы работа шла более гладко.
Целесообразно прочитать все разделы по материалам, инструментам, сплавлению и плетению, содержащиеся в данной главе, до того, как вы попытаетесь изготовить какую-либо из данных цепей, потому что большая часть информации является основной для всех цепей, и она не будет повторяться в отдельных инструкциях. В дополнение имеется некоторая общая практическая информация, которая окажется полезной при изготовлении любых цепей. Последовательность групп и цепей в каждой группе начинается с самых простых и легких в изготовлении и заканчивается более сложными. Одним способом для того, чтобы приступить к освоению данных технических приемов, является изучение основных узоров «Звено в Звено» древних цепей, которые являются основанием всех разновидностей. Это может осуществляться путем соблюдения последовательности:.
Первая цепь: Цепь 1, Одиночная «Звено в Звено», стр. 24.
Вторая цепь: Цепь 6, Базовая с перпендикулярным расположением звеньев, стр. 47 Третья цепь: Цепь 11, Базовая двойная цепь «Звено в Звено», стр. 68 Четвертая цепь: Цепь 16, Двунаправленная одиночная «Звено в Звено», стр. 91 Пятая цепь: Цепь 19, Двунаправленная двойная «Звено в Звено», стр. 100.
Другой способ заключается в том, чтобы изготовить все цепи, описанные в главе, до того, как продолжить осваивать другой тип цепи.