Этот подход также можно проследить в культурном отношении к земле, что демонстрируется в садах камней “дзен”, карэсансуй. Уважение к естественному порядку сезонных циклов проявляется в естественных формах камней и снова отражает способность изучать вселенную в закрытом пространстве сада. Термин ваби-саби трудно перевести, но для меня он относится к красоте, которая существует в природе. Ваби можно перевести как “тихое вкушение”, а саби относит-.
ся к классическому взгляду на элегантную простоту. Когда я смотрю на несовершенную вещь, у меня возникает чувство, что чего-то недостает. Эта нехватка, в свою очередь, заставляет меня представить этот предмет в завершенном виде, или как-будто он стал целым. Возьмем, к примеру, цветок - мы видим чудесное цветение, и все же мы знаем, что скоро он увянет, и это тоже является частью его красоты. На пике цветения цветок прекрасен, но я знаю, что естественным образом цветок угаснет. Это осознание, это сопереживание многим граням красоты заключается в понятии ваби-саби. В работе с металлом, а в особенности применительно к патинам, ваби-саби стремится к сотрудничеству между мастером и естественным поведением оксидов для создания несовершенной поверхности на совершенном законченном изделии, мы не пытаемся предотвратить окисление, вместо этого мы взаимодействуем с ним. Эта концепция является фундаментальной для понимания японской техники патинирования.
Еще одно понятие, которое позволяет нам глубже взглянуть на японскую культуру, - ёноби, оно описывает красоту с точки зрения функциональности. В предметах ремесла целью является достижение как красоты в функциональности, так и красоты внешней; полнота красоты раскрывается только в процессе пользования этой вещью.
Прекрасный пример этому можно увидеть в вазах, которые называются каки и используются для ка-до - искусства составления букетов. Когда в вазу ставят цветы, она, уже будучи прекрасной, становится богаче от того, что она содержит. В то же время составление букетов становится возможным благодаря вазе и зависит от вазы. Оба элемента требуют друг друга, и оба становятся лучше, когда они вместе, когда создается единая, уникальная красота.
Тошимаса.
Цуба с красным деревом.
Фото с любезного разрешения автора