Используя эти инструменты и молоток для чеканки, прочеканивайте обратную сторону заготовки, выдавливая рельеф с лицевой стороны, вдавленной в смолу. Довольно часто вам придется заново погружать заготовку в смолу, поскольку при чеканке она начнет загибаться и выскакивать из смолы. Аккуратно наносите серии ударов в соответствии с желаемым рисунком.
Давайте немного поговорим о конкретных узорах, ассоциируемых с формой ваших чеканов, и о том, как на них реагирует заготовка. Основная форма чеканов - круглая со сферической поверхностью. В зависимости оттого, насколько эта сфера выпуклая, ваша заготовка будет реагировать по-разному (смотрите пример ниже). Наиболее важной чертой всех чеканов является то, что они не.
имеют осгрых краев, которые смогли бы порезать металл. Кроме этого, не стоит вдавливать чекан на глубину более половины толщины металла. Простой круглый чекан можно применять, нанося короткие единичные удары в одном положении или нанося перекрывающие удары, чтобы удлинить форму. Помните, что отдельные слои в листе мокуме имеют толщину в несколько тысячных долей миллиметра. Чтобы создать соответствующий рисунок, вам нужно наносить соответствующие удары молотком!.
Вы можете использовать расходник с единичным ударом, но, верояпiee всего, вы будете его применять в сочетании с перекрывающимися ударами, чтобы создавать линию в соответствии с вашим замыслом. При этом очень важно, по моему мнению, рукой жестко вдавливать чекан в поверхность металла так, чтобы он не отскакивал каждый раз, когда вы наносите удар молотком. Держите
верхний конец чекана под небольшим углом к направлению чеканки и прокладывайте в металле гладкую «бороздку». Вы можете регулировать угол наклона чекана и интенсивность ударов, чтобы варьировать глубину отпечатка. Размер инструментов и высота гребней, которые вы вычеканиваете, будут обнаруживать больше или меньше слоев в узоре. Помните, что каждый отдельный удар, который вы наносите, при согшшфовывании откроет несколько слоев металла. То, что с обратной стороны выглядит, как простой рисунок, вдавленный молотком внутрь поверхности, станет очень сложным замысловатым узором, когда лицевая сторона будет ошлифована, чтобы открыть многослойность металла. Вы можете повторять конкретные отпечатки, чтобы создать повторяющийся орнамент, или их комбинировать для получения более органичного, струящегося рисунка.
Посте того как вы завершите чеканку рисунка с обратной стороны заготовки, нагрейте ее, чтобы ее было легче высвободить из смолы, и протрите дочиста. Обычно в этот момент я огжигаю заготовку и выравниваю ее на наковальне при помо-
Пожалуйста, учтите, что фого справа приведено в зеркальном отображении, чтобы облегчить сравнение.
Этот способ традиционно применяется дтя формирования рисунка на больших брикетах мокуме. При помощи острого стального зубильца, известного как хатсури-тагане (или сечка «бычий нос») рисунок вырезается в брикете на глубину нескольких слоев. Брикет затем проковывается, пока поверхность снова не станет абсолютно плоской. Весь процесс можно повторить, прорезая начальный рисунок и создавая новый, более сложный, до тех пор, пока не будет получен желаемый узор. Я применяю схожий прием, получая отличные результаты, используя бормашинку с гибким приводом и прорезая брикета мокуме при помощи боров вместо сечек.