Изготовление мокуме при помощи припоя

Изготовление мокуме при помощи припоя

Посте подробного описания эвтектического и диффузионного соединения мокуме я хочу включить некоторую информацию для тех из вас, кто захочет попробовать изготовить мокуме при помогли припоя. Как было сказано ранее, паянному мокуме свойственны некоторые проблемы, но знакомство с используемыми при этом приемами и минимальное время для предварительной подготовки может стать привлекательным отправным пунктом. Ниже Элистер МакКаллум описывает технику, которую он использует д ; 1я создания множества прекрасных изделий мокуме.
«Техника, которую я собираюсь описать - адаптация традиционных приемов использования тугоплавкого серебряного припоя. Существует много различных способов, но этот мне нравится больше всего.
1.
Подберите металлы для пайки согласно их совместимости по параметрам ковкости и способности подвергаться пайке серебряным припоем. Обычно это медь, медные сплавы, серебро и золото. Я использую томпак (95 Си, 5 Zn) и серебро.
2.
Нарежьте металл на полосы шириной не более 25 мм, идеально около 20 мм. Длина полосы не представляет проблемы, но для небольших предметов хорошо подходят заготовки длиной 75 - 100 мм. Форма заготовки должна представлять собой узкую полосу, таким образом, припой можно протягивать при пайке по всей ширине. Квадратные или прямоугольные заготовки спаиваются только по краям, но не в середине. Старайтесь использовать металл максимально возможной толщины. Это уменьшит площадь поверхности для пайки, и при прокатке в вальцах получится лист большего размера. (Я использую пластины толщиной 1,5 - 2 мм.)
3.
Выровняйте и ошлифуйте поверхности полос так, чтобы они были очищены от оксидов, без впадин и глубоких царапин. Затем снимите фаску подлинной стороне.
4.
Кистью покроите ошлифованную поверхность пастообразной бурой. Затем отложите в сторону и повторите процесс со второй пластиной. Когда готово, очистите/ототрите поверхности при помощи бумажного полотенца, чтобы удалить буру. Снова покройте флюсом и соедините две полоски так, чтобы скошенные стороны совпали. Используйте буру кремообразной консистенции.
5.
Свяжите две заготовки относительно толстой проволокой, уделяя внимание тому, чтобы между витками проволоки было равное расстояние. Сверху важно оставить 6-миллиметровые петельки. Таким образом, вы сможете удерживать заготовки под углом, и пайка проедет легче. Проволока должна быть хорошо натянута, чтобы надежно удерживать металл. За один прием можно паять только две полоски, чтобы минимизировать появление неспаянных участков. В течение всего процесса используйте тугоплавкий серебряный припой. Это позволит понижать температуру припоя, используемого в дальнейшем. Очистите и офлюсуйте палочку припоя.
6.
Предварительно прогрейте блок большим кустистым пламенем на вращающейся подставке до тускло-красного свечения. В этот момент уменьшите пламя и сконцентрируйте его в центре соединяемого металла. Когда вы достигнете необходимой температуры, начинайте подавать прово-лочный припой между пластинами, используя V-образную вы-емку. Не жалейте припоя.
7.
Теперь поверните подставку, нагрейте с обр; ной стороны и протяните припой по всей ширине пластин. Снова поверните подставку и нанесите больше припоя на расстоянии около 15 мм от левого края. Поверните и протяните припой, пока он не соединится с центральным участком.
Повторите с правой стороны. Проверьте, чтобы полоски полностью спаялись непрерывным швом припоя, выступающего по всему периметру металла.
8.
Остудите, снимите проволоку и отбелите. Выньте из отбела и опилите излишек припоя с поверхности. Выровняйте заготовку, ошлифуйте и повторите процесс, добавив по желанию третий металл.
9.
Когда полоски спаяны друг с другом, прокатайте их в длину, пока она не удвоится. Разрежьте пополам и снова спаяйте две половинки между собой, увеличив кол1гчество слоев вдвое.
Этот процесс можно повторять сколько угодно раз. После того как вы набрали.
необходимое количество слоев, эту полоску можно таким же образом припаять к толстой металлической основе из меди или серебра, проковать, прокатать в разных направлениях, чтобы создать желаемую форму и толщину.»
Чаша Мокуме Гане: серебро, томпак, обод из золота 583 пробы (14К).