Соединение при помощи припоя

Соединение при помощи припоя

В начале 70-х, когда я только начал работать с мокуме гане, эта техника сразу же захватила меня не только своим почти магическим процессом создания рисунка поверхности, но и всем технологическим циклом от начала до конца. Бесконечные возможности (и проблемы), открывающиеся при работе с мокуме одновременно и вдохновляли, и радовали меня, но и создавали трудности. Модный в то время прием ламинирования включал в себя спаивание двух контрастных по цвету металлических пластин, прокатку получившегося слитка в вальцах, чтобы удвоить его длин}’, после чего металл разрезали пополам и снова спаивали.
Процесс повторялся до получения желаемого количества слоев в брикете. Я помню, что было очень пресгажно, если кто-то создавал изделие из брикета мокуме в 128 слоев. И не то, чтобы тончайшие слои металла являли собой особенную красоту, все дело было в том, что каждый мастер понимал, сколько усилий и времени вы потратили, и через что вам пришлось пройти, чтобы достичь таких высот. Большинство из вас, возможно, уже опробовали этот способ, для тех же, кто не пробовал, позже Мистер Алистер МакКаллум даст несколько советов для изготовления этим способом высококачественного мокуме. Однако, поскольку спаять слои металлов вместе без газовых пузырьков и капель флюса между ними практически невозможно, широко распространена проблема появления раковин между слоями, от которых очень трудно избавиться. Кроме этого, механические свойства серебряных припоев таковы, что
«Морская серия», брошь в форме раковины: шибуичи, медь, чистое серебро, жемчуг, гранат. Розмари Гоулд.
Фото: Дэвид А/ьбрехм
соединительный стой подвержен разрушению под силой механического воздействия либо при пайке уже готового слоистого материала. Весь процесс может быть очень трудоемким и, в итоге, весьма разочаровывающим. Не поймите меня неправильно: были и до сих пор есть много красивых вещей, изготовленных этим приемом, но все же я полагаю, что существует лучший способ.
Диффузионное соединение в жидкой фазе.
Большинство изделий, выполненных в технике мокуме, созданных как в настоящее время, так и за всю историю, попадают в эту категорию. Это процесс, при котором пластины разных металлов соединяются без помощи легкоплавкого промежуточного слоя. Вместо этого, две исходные пластины в процессе диффузии создают третий ci шав в плоскости их соприкосновения. Эгот сплав в жидком состоянии и соединяет два слоя. В зависимости от металлов, из которых состоит брикет, эго может быть только частичное, тестообразное состояние или полностью жидкий эвтектический сплав контактирующих металлов. Эвтектическая точка двух металлов - состояние, при котором концентрация атомов обоих
Фазовая диаграмма для меди и серебра
металлов достигла оптимального соотношения, и создается сплав с максимально низкой для всевозможных комбинаций этих ме-таллов температурой плавления. В случае с чистыми металлами эта точка определяется полным отсутствием любой частично жидкой фазы, это температура, при которой сплав переходит из полностью жидкого в полностью твердое состояние без переходного тестообразного состояния. Некоторые сочетания металлов, используемые в мокуме, в плоскости соприкосновения не создают жидкий эвтектический сплав, но соединяются посредством т ого, что один из исходных металлов частично переводится в жидкую фазу. В этот момент соединение происходит благодаря процессу, очень близкому к пайке твердым припоем, при котором жидкий металл из слоя с.
более низкой температурой плавления наплывает на другой и связывает их. Для отображения различных фаз бинарных (из двух металлов) и тернарных (из трех металлов) сплавов металлурги используют фазовые диаграммы.
Говоря практическим языком, эвтектическая точка сплава - это то, что мы иногда видим, когда наблюдаем за появлением «отпота» у металлов при изготовлении мокуме или появлением «ободков» вокруг гранул в процессе грануляции. Примером приведения сплава в частично жидкую фазу может служить стадия кашеобразной консистенции, через которую проходит стерлинговое серебро при его плавлении в процессе подготовки к литью и которая отражает состояние металла между точками солидуса и ликвидуса.
Диффузионное соединение в твердой фазе.
Диффузионное соединение в твердой фазе подобно волшебст ву. Это прочное соединение разных металлов между собой, которое происходит при соответствующих условиях при температуре, которая существенно ниже точки плавления либо эвтектической точки применяемых металлов. Этот метод основан на обмене исходных металлов достаточным количеством атомов, приводящем к созданию прочного соединения путем выращивания новых металлических кристаллов или зерен в зоне контакта. Поскольку эвтектическая точка не доспггается, видимого третьего сплава не создается. Абсолютная чистота и абсолютный контроль атмосферы вокруг металлов - необходимые условия для создания такого типа соединения. Диффузионное соединение в твердой фазе занимает больше времени, чем диффузионное соединение в жидкой фазе и требует более стожного оборудования. Способ изготовления мокуме при помощи припоя как при использовании пластин, так и при использовании проволоки, будет затронут лишь слегка, в то время как диффузионное соединение в обеих фазах будел тщательным образом продемонстрировано, изучено, проанализировано и, надеюсь, усвоено.
Цифровая печь для изготовления мокуме гане, сделанная на заказ.
«Сочетания и контраст цветов металлов захватывают дух, техника мокуме - самый естественный способ их графически комбинировать».
-Стивен Уолкер.
Заколка для волос: сгерлинговое серебро, нейзильбер, медь, латунь, бронза. Стивен Уолкер.
Фото: Ральф Габринер.
Давайте начнем с изучения металлов, используемых для мокуме. Они естественным образом подразделяются на 4 основные группы: медь и ее сплавы, серебро и его сплавы, золото и связанные с ним сплавы и металлы платиновой группы.
Медь - чрезвычайно ковкий, легко поддающийся обработке металл. Она легко образует сплавы со многими другими металлами, при этом облегчает их обработку и придает цвет. Не считая золота, это единственный небелый металл. Медь и ее сплавы традиционно были наиболее важными составляющими мокуме. В отношении ювелирных изделий упор делается на серебряные и 30. ютые сплавы, но медные сплавы имеют огромное значение для изготовителей ножей и специалистов по художественной обработке металлов, которые работают с более широким спектром металлов.
Чистая медь хорошо ламинируется и отлично себя ведет в мокуме. Ее розовый цвет патинируется естественным путем до светло-коричневого, поэтому медь может добавить вашему изделию с деревянной текст)’рой насыщенный «деревянный» вид. Для создания широкой цветовой гаммы ее также можно окрашивать при помощи химических патин. Это мягкий, ковкшт металл, но он может при необходимости упрочняться.
Сосуд, изготовленный в технике мокуме: медь, шибуичи, куромидо, шакудо.
Марвин Дженсен.