Формирование складок больше связано с пределами пластичности и ковкости, чем основная масса стандартных техник металлообработки. Эта методика создает формы, которые напоминают природные объекты (бараньи рога, листья папоротника и т.п.), главным образом, потому, что процесс использует физические свойства металлов. В некотором смысле, также работает сама Природа. Определенные виды складок по форме похожи на природные объекты, поскольку они производятся по тем же законам, которые управляют ростом органических объектов.
Исторические заметки.
.
Впервые я представил свои идеи по формированию складок в 1985 году на конференции Общества Североамериканских Ювелиров в Торонто. С тех пор идеи подхватили сотни людей во многих странах. Шло постоянное прогрессирование форм и методов работы и, по-прежнему, имеется большой потенциал для дальнейшего развития.
Основы учения о формировании складок были заложены в 197 9 году, когда я ездил в Западную Германию учиться у профессора Клауса Ульриха в Fachhochschule fur Gestaltung в Пфорцхайме. Он учил своих студентов «совершать действия» над металлом, а именно: колотить его, резать, гнуть, играть с ним, не имея в голове определенного образа, и наблюдать, что получается в процессе игры. Результаты часто были интригующими и прекрасными. Каждый студент был вдохновлен на эксперименты с самыми неожиданными случайностями, как с целью совершенствования своих возможностей, так и для того, чтобы научиться контролировать результат. Я провел там почти два года и все это время я экспериментировал с многочисленными видами поверхностей и результатами формовки. Я наслаждался тем, как быстро и свободно рождались новые идеи. В то время и в течение последующих нескольких лет, когда я вернулся в Канаду, я продолжал исследования в этом направлении. Процесс, в основном привлекавший мое внимание, включал складывание, обжатие складки тем или иным способом, отжиг и разворачивание листа.
Многие из изготовленных мною образцов базировались на серии экспериментов, которые я провел, складывая листы металла, прокатывая их через вальцы под сильным давлением и разворачивая их разными способами. В 1984 я поехал в SUNY New Paltz, чтобы пройти обучение у Курца Мацдорфа, Боба Эбендорфа, Джона Когсвелла и Джеки Беннет. Именно тогда произошло выделение метода формирования складок в самостоятельное направление.
Примечания.
.
Существует несколько принципиальных моментов, без которых методика формирования складок не развивалась бы. В их числе: упор на понимании и осознании процесса, знание ограничений при работе с благородными металлами, умение полагаться на интуицию и способность рассматривать традиционные методы в свете определенного процесса. Все это сделано в попытке достичь большей эффективности и свободы в решении технологических и эстетических проблем.
Процесс - это то, что фактически происходит с металлом во время работы. Методика - это способ реализации процесса, это рецепт, техника. Могут существовать десятки методик, позволяющих достичь одинакового конечного результата, но происходящий при этом процесс будет одним и тем же. Сравнение и противопоставление технических приемов и вариантов ведет к большему пониманию Процесса, основных свойств используемого материала и более свободному подходу к металлообработке.
Методика формирования складок происходит из тщательного изучения процесса, происходящего при обработке листового металла молотками, вальцами, гибочными щипцами и пр.
Часто обучение ювелиров идет по пути механического заучивания или обучения тому, что может восприниматься как традиция. Традиция - это одновременно хорошая опора и ужасная ловушка для ювелира. Традиции всегда существуют по какой-либо причине, и первоначально это уважительная причина. Но условия меняются, и первоначальная причина уже не может считаться достаточной. Чтобы иметь свободу творчества, надо пересмотреть технические проблемы и традиционные методы в свете знания Процесса.
Сам размер ювелирного изделия предполагает, что им будет пользоваться один человек, к нему часто прикасаются во время изготовления, и оно часто сделано из ценных или требующих длительной обработки материалов. Определяемая нами высокая стоимость изделия часто вызывает нежелание рисковать. Я полагаю, что медь и другие «бросовые» металлы полезны для отработки идей, которые затем могут быть перенесены на драгоценные металлы.
Интуиция также играет роль в работе с металлами. Вследствие высокой стоимости работы и больших нагрузок мы чаще пытаемся приспособить случайные результаты к общему дизайну изделия, чем избавиться от них. Превратив случайность в цель, сознательно выбирая ее и изменяя деталь в зависимости от случайных результатов, мы вносим в работу некий баланс. Обычно мы не останавливаемся, чтобы понять, что мы наткнулись на способ дизайна. Метод формирования складок имеет много общего с использованием врожденной интуиции.