КАМЕНЬ В МАГИИ И ДРЕВНЕЙ МЕДИЦИНЕ

КАМЕНЬ В МАГИИ И ДРЕВНЕЙ МЕДИЦИНЕ

Однако так сложилось, что не только декоративную роль играет драгоценный камень в разнообразной религиозной утвари, облачениях, всевозможных предметах культа — камню издавна приписывалась магическая сила. Не перечесть всех суеверных примет, связанных с камнем! Достаточно упомянуть «охранительные» талисманы и амулеты из драгоценных и цветных камней, всякого рода «счастливые» камни.
Всеми доступными способами стремились люди защититься от сил природы, и чем сильнее была опасность, чем ничтожней, чем беспомощней чувствовал себя человек перед лицом стихии, тем сильнее было его стремление оградить себя магическими, волшебными силами.
А какой же амулет может надежней отвести беду, чем «вечный» драгоценный камень, не подверженный силам времени? Что может благотворнее повлиять на судьбу, нежели драгоценный талисман, излучающий таинственные, магические силы? И люди веками верили в это.
На магические и целебные силы камней указывали в особых книгах о камнях писатели минувших столетий. Классической страной, где зародилась и широко распространилась вера в силу драгоценных камней, явилась Индия, именно та страна, где встречались самые редкие и красивые камни. В индийских руководствах по медицине Чарака-Самхита и Сушутра-Самхита (около 100 г.) камни считались лечебным средством. В древней китайской медицине также в рецептуру лекарств входили все известные к тому времени драгоценные камни. Древние народы Месопотамии — халдеи, вавилоняне и ассирийцы — верили и а силу камней-талисманов (от арабского «тилзам» — мираж, волшебная картина), и амулетов (от арабского «хамалет» — подвеска), спасающих от всевозможных опасностей, подстерегающих человека во тьме.
Из стран Месопотамии применение магических сил камней в медицине проникло в Египет. В древних египетских папирусах (например, папирус Эберса или папирус, датированный II тысячелетием до н. э., который хранится в Берлине) также имеются указания на применение минералов в качестве медицинских снадобий и на магическую силу талисманов и амулетов. Лазурит, малахит, красная яшма и аметист — все эти камни якобы охраняли в первую очередь от злого рока, оберегали и дарили счастье. Особенно сильной была вера в действенность амулетов, снятых с мумий. Ни один из народов не избежал этого «духа своего времени» — веры в магическую силу камней. В талмуде, священной книге иудеев, также указывается на колдовское действие самоцветов. У древних евреев вера в камни была так глубока, что, например, амулету, который носил Авраам, приписывалась особая магическая сила: больной исцелялся при одном взгляде на этот камень! Интересно, что позднее уже в христианских легендах это целительное свойство было перенесено на кубок св. Грааля.
Такие греческие ученые, как Платон, Геродот, Теофраст, в сочинениях, имевших отношение к камню, также высказывали убеждение в действенности его «сил».
100 Аристотель написал книгу, в которой были собраны легенды о камнях, бытовавшие.
в его время*. Полный обзор имевшихся к тому времени сведений приводит в своей «Естественной истории» Плиний (23—79 г.). Все познания о целебных свойствах камней содержатся в пяти посвященных медицине томах, принадлежащих перу современника Плиния Диоскуриду. В частности, там описаны в качестве минералов, применявшихся в медицине, лазурит, малахит, гематит, гагат, нефрит и янтарЬ.
Дальнейшего развития знания и верования восточного мира достигают в арабских лапидариях о камнях. Из всех этих столь различных источников складывались воззрения ученых и философов средневековья. В их трактатах к прежним сведениям примешивались также многочисленные легенды и познания более позднего времени. До нас дошли имена средневековых естествоиспытателей. Исидор из Севильи (около .630 г.), Марборус фон Ренн, Хильдегард фон Бинген (1098—1179), Альбертус Магнус (1193—1280), Боэций де Боот, лейб-медик короля Рудольфа II (1552—1612), — все они упоминают в своих научных трактатах и книгах магическое и целебное воздействие камней. Но сегодня мы можем называть лишь поэтическими сказаниями истории возникновения отдельных камней, изложенные, например, в естествен но историческом труде под названием «Физика», составленном необыкновенной женщиной Хильдегард фон Бинген, прославившейся в свое время как величайшая прорицательница, целительница, исследователь природы и, наконец, ...святая. «Каменная» терапия средневековья зачастую сохранилась почти до наших дней, во всяком

Продолжение здесь