Имитация и синтез драгоценных камней

Имитация и синтез драгоценных камней

Как все редкостное, дорогое и прекрасное, драгоценные камни испокон веков вызывали многочисленные попытки их искусственного воспроизведения. Однако прошло много лет, пока эти опыты увенчались успехом: лишь в прошлом веке удалось изготовить синтетические камни. В настоящее время они представляют собой важнейший тип имитаций природных драгоценных камней, от которых отличаются, собственно, лишь своим искусственным происхождением, тогда как по химическому составу и физическим свойствам синтетические камни либо вдентичны своим природным аналогам, либо очень близки к ним.
Напротив, чистые подделки (так называемые имитации) представляют с физикохимической точки зрения нечто совершенно иное, чем их природные прототипы, и лишь в одном каком-либо отношении, чаще всего по цвету, напоминают те камни, в подражание которым созданы.
Уже Плиний сообщает о стеклянных имитациях различных драгоценных камней, а также об изготовлении триплетов: «Настоящие от поддельных отличить очень трудно, так как изобретен способ фальсифицировать геммы определенного рода, используя для этого подлинные камни. Так, научились столь искусно склеивать из трех разных гемм сардоникс (многоцветный агат из черных, белых и красных слоев. — Перев.), что обнаружить это невозможно, хотя его черный, белый и суриково-красный цвета на самом деле все принадлежат сугубо различным камням».
Основой многих фальшивых драгоценных камней служит красивый, чистый, неокрашенный стеклянный сплав, получивший название страза (по имени своего изобретателя австрийского химика Йозефа Штрасса). Ему удалось, смешивая и сплавляя зеленый кремень, окись железа, глинозем, известь и соду, изготовить в 1758 г. бесцветную массу, которую оказалось возможным гранить и шлифовать, после чего она приобретала сверкание, напоминающее сверкание настоящих алмазов. Хотя указом императрицы Марии-Терезии самому Штрассу было запрещено пользоваться своим изобретением, его рецепт вскоре попал в Париж, откуда стразы — «камни Штрасса» — быстро распространились по всей Европе. (Согласно Блюму, смесь состояла из кремнезема, поташа, буры и окиси свинца.) Другой способ подделки—дублирование. Он заключается в том, что верхнюю (лицевую) часть, сделанную из настоящего драгоценного камня, наклеивают на нижнюю (тыльную) часть, состоящую из стекла, горного хрусталя или синтетического материала. Заслуживают упоминания и полудублеты*.
Таким образом, сегодня мы можем различать следующие типы подделок или подражаний:.
синтетические камни: корунд (рубин, сапфир), аналог александрита состава корунда, шпинель, рутил, изумруд, алмаз (причем синтетические алмазы ювелирного качества, пригодные для огранки, стоят дороже природных), кварц* *;.
искусственные продукты: титанат стронция, ниобат лития, алюминат иттрия и алюминия (иттриево-алюминиевый гранат, ИАГ), карбид кремния и т. д.*; имитации: а) стёкла, б) дублеты и триплеты.
Синтетические камни. После многочисленных безуспешных попыток французскому химику М. А. Вернейлю в конце прошлого века удалось произвести синтез драгоценных камней, который оказалось возможным осуществить в промышленных масштабах для изготовления корунда (первоначально была получена его красная разновидность — рубин).
В 1892 г. Вернейль в закрытом докладе Французской академии сообщил об успешном результате своих опытов. Начиная с 1902 г. он стал поставлять на рынок синтетические рубины под названием «синтетические, или искусственные, рубины» (по-французски rubis scientfiques — рубины, полученные «научным методом»)**. Немного позже появились также синтетические сапфиры и шпинели. Вот что писалось о номенклатуре искусственных камней в 1932 г. (М. Bauer und К. Schlossmacher. Edelsteinkunde. Liepzig, 1932): «Употреблять для синтетических камней название «искусственный», или «поддельный», вначале требовали представители ювелирного дела, шлифовальной промышленности и заинтересованных торговых палат. Против подобного наименования выдвигался тот довод, что при таком определении подлинные, но синтетические камни легко можно принять за продукты настоящей имитации. Поэтому в конце концов сошлись на том, чтобы считать термин «искусственные драгоценные камни» допустимым при условии добавления в скобках слова «синтетические» — компромисс, наеденный в 1914 г. Берлинской торговой палатой. Развитие, однако, шло своим путем, так что ныне укоренилось название «синтетические драгоценные камни».
В международном соглашении

Продолжение здесь