Тренированный глаз синтетическую шпинель узнает сразу — ее голубой цвет несколько кричащий, а блеск и игра ярче, чем у берилла, имеющего стеклянный блеск и низкую дисперсию. Имитации из стекла без использования приборов часто определить трудно. Сферические блестящие пузырьки, свидетельствующие о том, что образец является стеклом, поскольку в природных минералах такие пузырьки не встречаются, иногда можно заметить уже с помощью пупы. В синтетической шпинели пузыри имеют "профилированную" форму или настолько малы, что необходим микроскоп, чтобы их различить.
Стекло — плохой проводник тепла, и поэтому все имитации из него на ощупь кажутся теплыми в отличие от настоящего аквамарина. Перед проведением этого опыта камень нужно очистить, довести до комнатной температуры, затем, удерживая его пинцетом (если камень не в изделии), прикоснуться к нему кончиком языка. Эталонами для сравнения могут служить кусочки горного хрусталя и обычного стекла. Говорят (мы надеемся, что это неправда), ювелиры до сих пор иногда используют напильник, чтобы определить, не стекло ли это. Однако следует иметь в виду, что некоторые "аквамариновые" стекла характеризуются высокой твердостью. Кроме того, даже стеклянное украшение может высоко цениться его владельцем, и он отнюдь не станет радоваться, сели ему возвратят его с большой царапиной поперек камня.
Синтетическую шпинель, даже не принимая во внимание ее излишне сверкающий вид, можно сразу отличить от аквамарина, если посмотреть на нее через фильтр Челси при ярком освещении. Голубая синтетическая шпинель будет казаться ярко-оранжевой или красной, тогда как аквамарин выглядит зеленым; он очень эффектно отрезает дальнюю красную область спектра. Были получены синтетические голубые шпинели, не содержащие кобальта и поэтому не "краснеющие" под фильтром. Однако в ювелирной практике такие камни встречаются очень редко.
С дублетами, имитирующими аквамарин, едва ли придется когда-нибудь столкнуться, однако при осмотре любого камня всегда следует иметь в виду возможность встречи с дублетами.
Из всего вышесказанного следует, что принять за аквамарин можно лишь минералы, имеющие близкий цвет, — циркон, топаз, синтетическую шпинель, а также имитации из стекла. Циркон по сильному двупреломлению и многие стекла (по пузырям) легко определяются с помощью лупы, тогда как синтетическую голубую шпинель позволяет выявить фильтр Челси. Однако, если камень не имеет явных отличительных признаков, то мы остаемся в сомнении, с чем же в действительности имеем дело — с аквамарином, голубым топазом или стеклом, не содержащим ясно видимых пузырьков. И на этот раз точные методы, рекомендованные и описанные в этой книге, позволяют быстро прийти к определенному решению.
Прежде всего обратимся к рефрактометру. Показатель преломления аквамарина 1,58, двупреломление 0,006. Всякий камень, имеющий показатель преломления меньше 1,56 или больше 1,60, безусловно, не является аквамарином. Показатель преломления топаза (1,62) заметно выше, чем у аквамарина, двупреломление топаза 0,01. Большинство имитаций из стекла имеет только один показатель преломления в области 1,50—1,51 или (у свинцовых стекол) около 1,64. Однако существуют стекла, у которых и показатель преломления, и удельный вес почти такие же, как у бериллов. На шпинелевом рефрактометре с использованием света натриевой лампы распознать их не составит труда, поскольку у аквамарина будет отчетливо видно двупреломление, которого нет у стекол. На обычном рефрактометре не удается замерить двупреломление в белом свете, так как оно слишком мало. Поэтому, даже получив показатель преломления 1,58, рекомендуется исследовать камень под микроскопом или с помощью дихроскопа, чтобы окончательно убедиться, что это не стекло.
Дихроскоп, пожалуй, обеспечивает самый простой способ определения даже закрепленных в оправе камней, если задняя сторона камней не закрыта и свет может свободно проходить через них. Дихроизм аквамарина выражен достаточно сильно: у зеленых образцов одно изображение в дихроскопе будет выглядеть более зеленым, чем образец, а другое будет практически бесцветным. У голубого образца одно изображение также будет бесцветным, а второе — более голубым, чем образец. Особенно замечательный голубой цвет в дихроскопе обнаруживают мадагаскарские камни. К сожалению (замечание для подготовленных читателей), голубой цвет принадлежит необыкновенному лучу, и, следовательно, в ограненном камне он всегда "разбавляется" бесцветным лучом, когда на него смотрят невооруженным глазом. У синего берилла типа "машише", описанного ниже, наблюдается противоположная картина — для обыкновенного луча камень окрашен интенсивнее.
При определении дихроизма необходимо помнить, что камень следует рассматривать под разными углами, чтобы получить наиболее четкий эффект. Кроме юго, лучше пользоваться светом, отраженным от белой стены или облака, поскольку безоблачное небо само по себе слегка дихроично и наблюдатель может прийти к ложному выводу, что этот небольшой дихроизм свойственен образцу.
И в этом случае может с успехом применяться микроскоп, являющийся очень 11,енным инструментом всегда, когда необходимо различить природные и искусстиенные камни по их внутренним характерным признакам. Имитации из стекла обычно содержат один или два пузырька, хотя они могут бьггь слишком малы, чтобы их можно было обнаружить с помощью карманной лупы. Наблюдаются также свили — результат недостаточно однородного перемешивания компонентов. Аквамарин же, будучи природным минералом, может содержать слои мелких кристаллов ("перья"), тонкие игольчатые кристаллические включения, тонкие каналы с жидкостью и, возможно, пузырьком газа Такие каналы расположены параллельно главной кристаллографической оси исходного гексагонального кристалла (рис. 16.1).
Если рефрактометр недоступен, а камень не закреплен в оправе, его можно испытать в тяжелой жидкости. С помощью этого метода путем простого по-
Рис. 16.1. Включения в аквамарине: "дождь", двухфазные включения, параллельные главной оси, и слои дисков, перпендикулярные к ним. |
гружения камня, или камней, в бромоформ (2,9) или иодистый метилен (3,3) можно отличить аквамарины от топаза, циркона, синтетической шпинели или тяжелых стекол. Аквамарин будет плавать, тогда как все другие указанные мак-риалы будут тонуть в этих жидкостях. Бледно-голубой образец, который плавает в бромоформе или иодистом метилене и, кроме того, обладает дихроизмом, можно с уверенностью считать природным аквамарином. Но и без этого испытания опытный ювелир, постоянно имеющий дело с аквамаринами, обычно узнает среди них голубой топаз, когда взвешивает камни по отдельности, поскольку топаз более чем на 30% тяжелее аквамарина такого же размера.
Следовательно, можно сделать вывод, что единственным надежным методом определения аквамарина является тщательное измерение показателя преломления в свете натриевой лампы (или на шпинелевом рефрактометре в обычном свете), когда можно учесть не только средний показатель преломления, но и двупреломление. Если же этого сделать нельзя, тогда нужно определить средний показатель преломления и удельный вес, а затем сопоставить их с данными, полученными при исследовании камня с помощью дихроскопа.
В заключение можно отметить, что синтетические аквамарины на ювелирном рынке отсутствуют. Образцы, продающиеся под таким названием, в действительности представляют собой синтетическую голубую шпинель или стекло. Иногда встречается стекло, полученное при плавлении берилла и поэтому имеющее такой же химический состав, как и аквамарин, но, будучи некристаллическим материалом, оно резко отличается по свойствам от берилла, как можно видеть из табл. 16.1, в которой физические константы всех камней и имитаций, рассмотренных в этой главе, представлены в форме, удобной для сравнения. Приведены также физические константы специального твердого стекла, имитирующего аквамарин.
Таблица 16.1 Физические константы, полезные для идентификации аквамарина | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иммитации из свинцового стекла (пасты) могут иметь удельный вес от 2,63 до 3, &5, показатель преломления от 1,57 до 1,64 или выше, твердость около 5. |