Бриллиантовая огранка.

Бриллиантовая огранка.

На протяжении многих лет считалось^ что эта форма огранки впервые была использована гранильщиком XVII в. Винченцо Перуцци, вероятно венецианцем. Так считалось по крайней мере в 1833 г.; этот факт упоминается в книге
Кэра «Наука о драгоценных камнях», вышедшей в указанном году. Однако в результате недавно проведенных исследований удалось установить, что «это мнение, возможно, неправильное» По-видимому, этот способ огранки возник в процессе усовершенствования примитивной огранки таблицей, распространенной в.
XVII в., которая прошла через множество промежуточных форм с дополнительными гранями, полученными при спиливании углов, что позволяло получать от 8 до 16 граней на коронке и 8, 12 или 16 граней на рундисте. Для полной бриллиантовой огранки (рис. 89) характерно наличие 32 граней на коронке, не считая таблички, и 24 граней на павильоне, не считая колеты. Преимущество этого вида огранки по сравнению со всеми прочими было столь очевидным, что после ее изобретения владельцы крупных
камней, ограненных розой, отдавали переогранить их, несмотря на то что при этом немного уменьшался вес (рис. 90). Не считая второстепенных
хотя и не менее важных изменений в деталях,
этот вид огранки с тех пор остается стандартным для алмазов, и слово «бриллиант» стали использовать для обозначения алмаза, ограненного таким образом.
Контур рундиста — ободка, разделяющего верхнюю и нижнюю части камня,— менялся в довольно широких пределах в про-.
цессе эволюции этого вида огранки. В некоторых ранних вариантах он был продолговатым или квадратным, со сглаженными углами, и обладал симметрией второго или четвертого порядка; в современных изделиях, в соответствии с идеальным расположением граней, характеризующимся симметрией восьмого порядка, рундист имеет округлую форму (рис. 91). Количество и порядок
расположения граней, которые сохраняются во многом такими, какими они былина начальной стадии использования бриллиантовой огранки, приведены в нижеследующей таблице.
Коровка (верхняя часть, передняя часть или вершина камня)
Количе.
ство.
граней
Название
Форма грани
Другое название
1.
8.
4.
4
Табличка.
Звезда.
Фасетка, темплет Клин, ромб
8-сторонняя, крупная.
3-сторонняя, мелкая.
4-сторонняя, крупная 4-сторонняя, крупная
| 8-гранник
8.
8
Крест, скоо Скилл
3-сторонняя,.
3-сторонняя,
мелкая.
мелкая
| 16-гранный крест
В наше время чаще применяется комбинация клиновидных граней с фасетками и скилловых с косыми гранями, что составляет 8 фасеток и 16 крестовых граней. Вероятно, звездные грани, окружающие табличку, а также крестовые и скилловые грани первоначально были названы так по своей форме и расположению; однако не исключено, что скилловые грани получили свое название из-за трудностей, которые испытывали гранильщики при точном нанесении их на камень (англ. skill — мастерство, искусство).
Для павильона наиболее характерны сочетания одинаковых граней: например, используют 8 павильонных и 16 крестовых
Количе.
ство.
граней
Название
Форма грани
Другое название
1.
4.
4
Колета.
Павильон.
Клин
8-сторонняя, мелкая 5-сторонняя, крупная 5-сторонняя, крупная
| 8-гранный павильон
00 00
Крест Скилл .
3-сторонняя, мелкая 3-сторонняя, мелкая
116-гранный крест
граней. Маленькую колету (иногда ее не делают совсем) окружают большие грани павильона, а крестовые и скилловые грани переходят через рундист в такие же грани на коронке.
Несколько иная терминология использовалась при обработке алмазов в Брайтоне. Грани назывались так: наверху — табличка, звезды (8 треугольников), паруса (kites — восемь прямоугольных граней) и половинки (16 треугольных граней); внизу — колета, пятиугольники (8 пятисторонних граней) и половинки (16 треугольников). Следующую серию граней на верхней стороне камня образуют 4 фасетки, дополняющие ряд парусов; точно

Продолжение здесь