Врезанные пазы (для квадратных бриллиантов)

Врезанные пазы (для квадратных бриллиантов)

Постановка квадратных бриллиантов во врезанный паз -одна из наиболее продвинутых процедур закрепки. Для успешного выполнения работы требуется высочайшая степень упорства, творческого подхода и технических наклонностей мастера. Необходимые исходные навыки включают в себя опыт закрепки бриллиантов в паз при использовании базовых техник. Многие техники, применяемые при закрепке бриллиантов в пазы наиболее причудливой формы, взаимозаменяемы. Процедура в том виде, как она описывается и иллюстрируется здесь, не относится исключительно к данному дизайну. Ее» можно применить и к пазам другой геометрии, и к бриллиантам сходной огранки, включая багеты, изумрудную огранку и т. п. Каждая стадия выстроена достаточно сложно, чтобы предоставить некий набор используемых драгоценных металлов и бриллиантов. Объединить имеющиеся материалы в единое изделие, производящее яркое впечатление, удается с тем большей вероятностью, чем более впечатляюще выполнена каждая фаза работы.
ШАГ 1. Осмотрите оправу. Потратьте пару минут, чтобы оценить качество оправы. Постарайтесь предвидеть конкретные проблемы, которые могут возникнуть из-за ее дизайна, устройства и химического состава. Дизайн сам по себе даст первое впечатление об общей процедуре, которой можно следовать. Слабые места конструкции и другие несоответствия требованиям могут потребовать применения специальных мер предосторожности. К ним, в частности, относятся применение пасты китт для заполнения оправы и набор фиксирующих приспособлений, таких как ригель, BenchMate, тиски на подушке, шрабкугель. И, наконец, такие характеристики, как цвет металла и его проба, обычно позволяют сделать предположения относительно физических усилий, необходимых для проведения процедуры. Так, желтое золото обычно мягче белого, и более высокая проба обычно означает, что оправа легче поддается прочеканке и гибке.
ШАГ 2. Осмотрите камни. Как и во всех процедурах закрепки бриллиантов, камни должны быть приблизительно одинакового качества. В данном конкретном примере сходство качества камней имеет первостепенное значение. Закрепка квадратов, багетов и бриллиантов изумрудной огранки требует непрерывно прорезанных посадочных мест. При пазовой закрепке круглых бриллиантов посадочные места обычно режутся индивидуально. Небольшие различия между круглыми бриллиантами во многих типах пазов могут быть скомпенсированы. С другой стороны, попытка пазовой закрепки квадратных бриллиантов или бриллиантов схожей огранки, различающихся по размеру, может обескуражить, если только паз специально не сделан клиновидным.
Осмотр бриллиантов в этой процедуре делится на два этапа. Сначала все бриллианты внимательно осматриваются через лупу для выявления определенных особенностей. Чистота, огранка, цвет, вес - все это оказывает влияние на технику их закрепки. Например, такие отрицательные характеристики, как дефекты, намеренно скрываются посредством размещения камней так и там, где эти дефекты будут наименее заметны. Высокое качество огранки и размер бриллиантов могут изменить количество применяемых технических приемов. Даже по оттенку бриллианты распределяются в более или менее бросающихся в глаза местах паза.
Вторая часть осмотра бриллиантов квадратной огранки заключается в сравнении их размера и формы. Предполагается, что все бриллианты огранены квадратом, но качество огранки и размеры могут различаться. Эти различия окажут влияние на техники, применяемые при закрепке камней. Несмотря на все усилия, приложенные закрепщиком, значительные различия в этих двух характеристиках обязательно повлияют на внешний вид законченного изделия. Максимум, что можно сделать, не говоря о мастерстве закрепщика, это расположить бриллианты в настолько однородный ряд, насколько это возможно. К этому нужно приступать, выложив бриллианты в линию на лоток площадками вниз. Затем, глядя сверху, расположите бриллианты так, как они будут устанавливаться, добиваясь наиболее выигрышного эффекта.
ШАГ 3. Выровняйте верх оправы. Обширная поверхность оправы с врезанным пазом часто имеет углубления и бугорки. Работайте напильником со средней насечкой в технике перекрестного опиливания до тех пор, пока следы от напильника не будут покрывать всю поверхность за один проход. Затем удалите следы от напильника наждачной бумагой №2 на наждачной рейке. Следы от напильника удаляются для того, чтобы разметочные штрихи были более отчетливо видны на поверхности, и чтобы не было нужды делать их слишком глубокими.
ШАГ 4. Сделайте пометки с одной стороны лотка и оправы. Это нужно для того, чтобы не перепутать порядок бриллиантов, когда они будут многократно переноситься с лотка в оправу и обратно. Очень важно, чтобы выкладка не нарушалась.
Рис. 8.1. Квадратные бриллианты, выложенные площадками вниз для нанесения меток, чтобы прорезать паз. Отметки делаются длиной около 0,5 мм, определяя.длину и ширину полоски бриллиантов.
.
ШАГ 5. Проверьте размеры паза, чтобы определиться, нужно ли его увеличивать. Для этого выложите бриллианты площадками на паз в заранее выбранном порядке. Разместите их рундист к рундисту по прямой линии. Разметьте границы для прорезания паза. Паз должен быть прорезан на расстоянии 0,5 мм от разметочных линий каждой стенки и от концов паза (См. Рис. 8.1). При этом металла останется достаточно как раз для того, чтобы позднее вырезать штихелями посадочные места. Посадочные места режутся также и на концах паза. Пока сконцентрируйтесь на разметке металла в этих границах. Штрихи наносите заостренным штихелем или чертилкой. При помощи циркуля продлите разметочные штрихи вдоль краев паза (См. Рис. 8.2).
Рис. 8.2. Линии, ограничивающие паз после удаления бриллиантов.Паз будет вырезаться в соответствии с этой разметкой.
.
ШАГ 6. Подрежьте паз в соответствии с нанесенной разметкой. Паз, рассматриваемый здесь - открытого типа. Дно, которое пришлось бы принимать во внимание, здесь отсутствует. Если металла нужно удалять много, работайте несколькими цилиндрическими фрезами, чтобы увеличить паз вплоть до разметочных линий. Рекомендуется не снимать металл у одного конца паза, а отложить это на более позднее время, чтобы не снять слишком много металла. Позже, когда все бриллианты, кроме одного или двух будут установлены, доработайте эту сторону паза.
После обработки фрезами углы и концы паза неизбежно останутся скругленными. Их можно проработать шпитц- или мессерштихелем. Окончательные резы должны быть сделаны круто вглубь паза.
ШАГ 7. Вырежьте посадочные места. Вырезание посадочных мест для камней с прямолинейными рундистами - замысловатое и рискованное предприятие. Можно пользоваться определенными типами фрез, но лишь до определенной степени, и, обычно, этого делать не рекомендуется. Когда пытаются, манипулируя фрезой, выполнить прецизионные прямые резы, всегда есть вероятность, что фреза, даже в очень опытных руках, выйдет из-под контроля. Обычно посадочные места можно прорезать прямо и более точно мессер-, шпитц- и флахштихелем. В большинстве случаев рекомендуется применять сочетание шпитцштихеля №1 и флахштихеля №40.
В предыдущем шаге паз был доработан до размеров (вдоль стенок и по концам), не достигающих границ выкладки бриллиантов на 0,5 мм. Теперь уже очевидно, что это сделано для того, чтобы минимизировать усилия, необходимые для выборки посадочных мест вручную. Кроме этого, так обеспечивается достаточное количество металла, чтобы выбрать посадочные места и закрепить бриллианты.
Рис. 8.3. Для вырезания посадочных мест во врезанному пазу для бриллиантов квадратной огранки начните работу с подрезания углов в одном из концов паза шпитц- или мессерштихелем.
.
Существует способ резки гарантированно качественных посадочных мест, но пошаговому описанию он не поддается.
Металл удаляют постепенно, меняя тип используемого штихеля и постоянно примеряя к посадочному месту бриллиант. В общем известно, что полмиллиметра металла, ограждающего паз, должно быть преобразовано в посадочные места. Одна сторона паза должна быть подрезана, в то время как другая сторона и торцы срезаются вертикально вниз до той же самой глубины. Затем все стороны вырезаются соответственно углу павильона. Глубина посадочного места отсчитывается от линии, разделяющей вертикальную и наклонную составляющие посадочного места. Она должна быть примерно в 2 раза больше высоты коронки. Это обеспечит посадку бриллиантов на такую глубину, при которой площадка располагается чуть ниже поверхности металла.
Рис. 8.4. Вертикально вырезанное посадочное место для квадратного бриллианта в одном из торцов паза.
Чтобы вырезать посадочное место начните подрезку углов в обработанном торце паза. Работайте шпитцштихелем №1, чтобы круто прорезать углы вглубь паза (См. Рис. 8.3). Эти резы не должны начинаться далее полумиллиметра от торца и не более полумиллиметра от каждой из стенок. С другой стороны, это не всегда так в реальных условиях, поскольку разметочные линии наносятся без учета подрезки. Более аккуратную оценку можно сделать, если положить на это место бриллиант площадкой вниз, который предстоит сюда установить, и посмотреть, как далеко от паза можно начинать эти резы. Лучший выход - резать углы повторите процесс для вырезания посадочного места на этом торце. При завершении резки посадочного места в этом торце снимите несколько камней, чтобы случайно их не повредить. Последний камень должен едва-едва входить на свое место.
ШАГ 8. Осмотрите и подкорректируйте установку бриллиантов. Они должны располагаться рундист к рундисту, ниже уровня поверхности металла и ровно. Глядя почти параллельно линии бриллиантов, вы должны убедиться, что их площадки лежат в одной плоскости. С этой точки зрения сидящие неровно бриллианты сразу же себя обнаружат при сравнении положения их площадок с остальными. Но это только в том случае, если все бриллианты не установлены с наклоном. Любые проблемы, которые вам удалось обнаружить, решать следует немедленно, пока камни еще не закреплены.
ШАГ 9. Зафиксируйте бриллианты. Бриллианты крепятся прочеканкой окружающего металла для наваливания его на камень при помощи чекана и чеканочного молотка. Используйте чекан, кончик которого сходится в плоскую круглую площадку диаметром около полутора миллиметров. Площадка меньшего диаметра приведет к появлению серьезных забоин. Если площадка больше - металл будет смещаться с трудом.
Поместите кольцо в зажимное приспособление, которое обеспечит его устойчивость при прочеканке. Вначале обработайте не подрезанную сторону паза. Держите чекан перпендикулярно металлу вплотную к стенке паза (См. Рис. 8.8). Между ударами молотка продвигайте чекан вдоль паза, слегка заходя за его углы. Не молотите по чекану, а наносите быстрые ритмичные удары. В конце концов, металл должен сдвинуться и зажать бриллианты у рундистов.
Рис. 8.8. Положение чекана и результат его работы при закрепке бриллианта квадратной огранки во врезанный паз.
.
Время от времени останавливайтесь и проверяйте ход работы гфи помощи лупы, чтобы убедиться, что металл действительно закрывает рундисты. Не пытайтесь на этом этапе примять металл вплотную к граням коронки. Этим металлом мы займемся позже и с меньшим риском, используя технику заглаживания. Если металл совершенно не удается сдвинуть, поместите чекан так, чтобы его кончик немного перекрывал внутренний край стенки паза. Металл будет сдвигаться легче, но при этом появится нежелательный уклон металла в сторону камней. Когда бриллианты будут поджаты, повторите то же самое по отношению к подрезанной стенке паза и на его торцах (См. Рис. 8.9). зПо завершению этой операции весь металл должен перекрывать рундисты бриллиантов.
ШАГ 10. Заполните вмятины, образовавшиеся при прочеканке. При закрепке бриллиантов прочеканкой металл в большей или меньшей степени будет наклонен от бриллиантов и покрыт вмятинами. Чтобы частично заполнить эти углубления, прочеканьте металл вокруг паза рядом с ранее обработанной поверхностью. Работайте чеканом с кончиком большого диаметра (от 1,5 до 2 мм). Золото как ковкий металл можно при этом перераспределить так, что оно сдвинется ближе к краю паза. Этот прием также поможет сдвинуть причиняющий хлопоты металл в углах паза и навалить его на бриллианты. Когда вы сделаете все возможное, пройдитесь по участкам, покрытым вмятинами, чеканом с большей площадью кончика, чтобы, насколько это возможно, выгладить забоины. Не забывайте, что в дальнейшем поверхность металла будет сниматься на глубину наиболее глубокого участка.
Рис. 8.9. Бриллианты квадратной^огранки, закрепленные во врезанный паз путем прочеканки металла вдоль стенок и торцов.
.
ШАГ 11. Притрите края паза к бриллиантам. Если металл не прочеканен слишком сильно, скорее всего, останется зазор между гранями коронок бриллиантов и краями паза. Выгладьте металл инструментом, похожим на давчик для крапанов с прямоугольным кончиком размером около 1x2 мм. Длина кончика важна, чтобы не позволять инструменту соскальзывать на бриллианты. Узкий кончик предназначен для улучшения обзора.
Держите инструмент под наклоном к металлу под таким углом к горизонту, который обеспечит его движение вдоль паза. Кончик располагают почти вертикально, и инструмент продвигают вдоль металла почти вплотную к бриллиантам, но не касаясь их (См. Рис. 8.10). Если кончик инструмента придет в контакт с камнями, их можно сколоть или слишком сильно пригладить металл. Мастерство здесь частично заключается и в том, чтобы знать, когда остановиться. Давите кончиком в повторяющемся ритме без излишнего приложения силы в одном направлении настолько, насколько это необходимо. Направление придется менять на коротких отрезках в противоположных углах.
Рис. 8.10. Применение инструмента с плоским прямоугольным кончиком для притирания металла к квадратным бриллиантам во врезанном пазу.
.
ШАГ 12. Удалите забоины. Глубокие забоины должны быть заполнены прочеканкой металла в их направлении, как было сделано в ШАГЕ 10. Затем работайте плоским напильником со средней насечкой. Опилите металл прямо поверх паза, если бриллианты лежат ниже поверхности. Вся поверхность оправы должна быть опилена перекрестным способом, пока не будут устранены все вмятины, и вся поверхность не будет покрываться рисками от напильника за один проход. При этом время от времени очищайте паз щеткой от опилок, чтобы убедиться, что бриллианты все еще лежат ниже поверхности.
ШАГ 13. Подровняйте паз. Работайте флахштихелем №40 с полированным кончиком, чтобы выровнять притертый металл. Держите штихель под небольшим углом к поверхности так, чтобы его режущая кромка располагалась вертикально. С эстетической точки зрения лучше резать металл перпендикулярно к пазу. Допустимо резать с наклоном от бриллиантов, но конечный результат не будет столь же привлекателен. Обрабатывать углы непросто, поскольку кончик штихеля должен находиться под тем же углом, в то время как направление реза меняется. Для того чтобы при подрезке избежать серьезных ошибок, снимайте металл понемногу и постоянно останавливайтесь, чтобы очистить паз и проконтролировать ход работы.
ШАГ 14. Удалите следы опиливания. Работайте наждачной бумагой №2 на наждачной рейке, чтобы снять следы от напильника. Старайтесь не сошлифовывать слишком много металла, чтобы не скруглить острые ребра. Часто лучше положить наждачную бумагу на плоскую поверхность и несколько раз провести по ней оправой, удерживая ее в руке.
Рис. 8.11. Пять квадратных бриллиантов, закрепленных во врезанный паз.
.
ШАГ 15. Зашлифуйте металл. Используйте полировальную бумагу №40, закрепленную на наждачной рейке или расстеленную на плоской поверхности, как в предыдущем шаге, для дальнейшего выглаживания металла. На поверхностях оправ данного конкретного типа не работайте резиновыми кругами, поскольку круги неизбежно будут выбирать в оправе углубления.