технология изготовления металлоакриловых коронок
назви камнів

Клиновидные пазы

Клиновидные пазы

Клиновидные пазы часто встречаются в модных ювелирных изделиях. Процедура закрепки в пазы такого типа не слишком отличается от закрепки в базовый паз. Существует лишь несколько отличий. Одно существенное отличие заключается в том, что по замыслу используются бриллианты, различающиеся по размеру. По этой причине посадочные места вырезаются на различной глубине, чтобы площадки бриллиантов лежали в одной плоскости. Другое отличие от стандартной процедуры пазовой закрепки - неравномерное распределение посадочных мест в пазах в отличие от случая, когда бриллианты одинаковы по размеру. Соответственно и расстояния между бриллиантами должны быть пропорциональными. По сравнению с более простыми типами закрепки клиновидные пазы требуют более частой смены инструментов и все более возрастающего внимания в зависимости от количества бриллиантов.
.
ШАГ 1. Осмотрите оправу. Сначала убедитесь, что дизайн подходит для применения пазовой закрепки. Паз, рассматриваемый здесь, имеет клиновидную форму. Оправа может состоять из клиновидного участка наряду с другими формами паза, а может быть только клиновидной. В любом случае стенки паза должны быть симметричны.
Исследуйте оправу на предмет дефектов и слабых мест, которые могут повлиять на процедуру. Если какая-либо часть стенки паза имеет дефект, он окажет влияние на всю оправу. Нет смысла предпринимать попытки внесения исправлений, пока оправа и бриллианты не будут детально обследованы. После того как все принято во внимание, можно сделать более правильные выводы относительно того, что именно нужно делать. В большинстве случаев потребуются лишь меры предосторожности.
ШАГ 2. Осмотрите бриллианты. Отметьте для себя те конкретные камни, которые позже потребуют особого обращения. Бриллианты с толстым рундистом нуждаются в более глубоких посадочных местах, чтобы их площадки не выдавались слишком высоко. Камни с тонким рундистом или с некоторыми определенными дефектами легко скалываются. Кроме того, бриллианты более низкого качества и меньшие по размеру должны устанавливаться так и там, где они будут меньше бросаться в глаза. Как естественные дефекты, так и дефекты обработки окажут прямое влияние на определенных этапах процедуры закрепки и, в конечном счете, на качество готового изделия.
ШАГ 3. Заново прорежьте паз, если это необходимо. Клиновидные пазы обычно требуют определенной доработки. Наиболее частая проблема - слишком короткий паз, но, как и любой паз, он может быть слишком широк или слишком узок. Для выверки размеров паза сначала опилите верх обеих стенок, чтобы убедиться в том, что они ровные и не имеют вмятин. Работайте напильником с мелкой насечкой или баретным игольчатым надфилем, судя по тому, что удобнее. Затем разместите бриллианты поверх паза площадками вниз по размеру. Выкладывайте их равномерно как вдоль, так и поперек паза. Когда бриллианты будут лежать в порядке закрепки, можно сделать выводы относительно размеров паза. Если он слишком короток, чертилкой или заостренным штихелем сделайте на металле отметки, затем удалите бриллианты.
Подгонку длины паза вначале можно выполнять трапециевидной фрезой, если приходится удалять большое количество металла. При помощи этой фрезы ширину паза можно постепенно уменьшать, поднимая ее по мере приближения к концу паза. После того как основная масса металла удалена вплоть до ограничительных отметок, металл следует подрезать. Если паз сходит «на нет», потребуется лишь мессерштихель. Если же дизайн не предусматривает смыкания стенок, работайте мессерштихелем в углах, затем флахштихелем или квадратным игольчатым надфилем для того, чтобы придать пазу форму.
Ширина паза в том месте, где будет располагаться каждый конкретный бриллиант должна составлять 3/4 его диаметра.
Расширить или сузить клиновидный паз обычно можно при помощи плоскогубцев. Доработка внутренних стенок паза выполняется флахштихелем.
ШАГ 4. Зашлифуйте металл. Металл, который подвергался переделке, обычно в той или иной степени неровный. Для того чтобы можно было с уверенностью выполнять все оставшиеся этапы процедуры, паз не должен иметь следов опиливания. Работайте сначала наждачной бумагой №2 на рейке, чтобы снять следы от напильника и другие неровности с верха стенок паза. Это поможет четко видеть линии разметки. Обработайте стенки паза заостренным пемзовым кругом настолько, насколько это возможно, чтобы не исказить их края. Если это возможно, предварительно отполируйте паз. Когда бриллианты будут закреплены, сюда не так просто будет подобраться.
ШАГ 5. Выложите бриллианты на лоток по размеру. Расположите их в линию площадками вниз. Глядя точно сверху, разместите бриллианты так, чтобы они равномерно сходились к обоим концам. Бриллианты более высокого качества поместите ближе к центру, если это допускает разница в размерах. Аналогично, бриллианты более низкого качества разместите по возможности на концах. Другими словами, постарайтесь сделать так, чтобы все хорошие, либо все плохие бриллианты не оказались собранными вместе на одном из концов оправы.
ШАГ 6. Сделайте пометки на одном краю ряда бриллиантов на лотке и с одного края паза. Это нужно для того, чтобы не перепутать камни во время неоднократных переносов с лотка на оправу и обратно для подгонки при вырезании посадочных мест. В клиновидном пазу сложно перепутать порядок бриллиантов, однако посадочные места не всегда идентичны для симметрично расположенных камней по обеим сторонам паза. Если посадочное место вырезается для данного конкретного камня с одной стороны паза, то и бриллиант должен устанавливаться именно в это посадочное место, а вовсе не в расположенное симметрично. Пометьте паз буквами Л (левая) и П (правая), и тогда, что бы вы ни делали с оправой, бриллианты всегда будут оставаться на своих местах.
ШАГ 7. Выложите бриллианты. Сначала методом проб и ошибок с помощью циркуля найдите центр паза. Нанесите в этом месте два штриха, по одному на каждой стенке (См. Рис. 5.2). Затем выложите камни площадками вниз, равномерно расположив их, начиная с центрального бриллианта (или двух центральных бриллиантов). Тонкий слой воска на металле не даст бриллиантам соскальзывать.
Рис. 5.2. Найдите центр клиновидного паза при помощи циркуля.
.
ШАГ 8. Отметьте положение каждого бриллианта. Этими отметками вы будете руководствоваться при вырезании посадочных мест. Неглубокой царапины между бриллиантами и по обеим сторонам паза должно быть достаточно (См. Рис. 5.3). Работайте заостренным штихелем или чертилкой, но не врезайтесь в металл слишком глубоко.
ШАГ 9. Снимите камни. Поместите их на лоток точно в том же порядке, что и ранее. Обращайте внимание на их положение относительно правой и левой стороны паза согласно меткам, сделанным в ШАГЕ 6. По мере удаления каждого камня очищайте их, потерев между указательным и большим пальцами. Особо упрямые частички воска можно снять, покатав бриллиант кончиком пальца по лоскуту ткани, натянутому на плоской поверхности. После очистки бриллиантов и перенесения их на
Рис. 5.3. Выкладывание бриллиантов на клиновидный паз площадками вниз. Разметка выполняется чертилкой, лоток сотрите весь оставшийся воск с оправы (если вы им вообще пользовались).
.
ШАГ 10. Вырежьте посадочные места. Здесь используются подрезные фрезы, поскольку одна стенка паза будет подрезаться. Поскольку размеры камней и паза уменьшаются к краям, фрезы используются различного диаметра. Более того, в целях безопасности вначале следует преднамеренно вырезать посадочные места заведомо меньшего размера, а затем по мере необходимости увеличивать их размер, чтобы не сделать их слишком большими. А для этого потребуется еще больший набор фрез. По мере вырезания очередного посадочного места проверьте, насколько хорошо в него садится бриллиант, а затем верните его на свое место в лотке.
Сделайте отметку на той стенке паза, которая будет подрезаться. В процессе выполнения процедуры легко запутаться и забыть, какую, собственно, стенку вы подрезали. Если для разных бриллиантов подрезать разные стенки, глубину посадки труднее контролировать. Кроме этого, возникнут трудности при закрепке. Поскольку стенки паза прямолинейные, подрезать можно любую из них при условии, что выбрана какая-то одна.
Вырезание посадочных мест начинайте с центрального камня» и продвигайтесь по направлению к обоим концам. Каждое посадочное место должно располагаться точно между разметочными линиями. Введите фрезу в паз под наклоном так, чтобы стенка паза подрезалась при вертикальном расположении хвостовика фрезы по отношению к пазу. Если хвостовик фрезы не будет расположен, как следует, посадочное место будет наклонено. Режущая кромка фрезы должна располагаться на глубине в 1,5 раза превышающей высоту коронки бриллианта, который будет сюда устанавливаться. Поэтому более мелкие бриллианты будут устанавливаться слегка выше более крупных, но их площадки будут располагаться на одной плоскости по отношению к пазу.
Врезайтесь в стенку паза до тех пор, пока с противоположной стороны врезка не будет получаться на такую же глубину. В то же самое время отклоняйте фрезу к вертикальному положению, выполняя вертикальный рез противоположной стенки паза (См. Рис. 5.4). Обороты нужно увеличивать до средних, чтобы прорезать обе стенки паза. Когда фреза станет почти перпендикулярно пазу, снизьте обороты. Если бриллиант сидит с перекосом, вставьте фрезу на место и еще больше приблизьте положение ее хвостовика к перпендикуляру. По мере вырезания каждого посадочного места проверяйте, как в нем сидит бриллиант, и сопоставляйте его с соседними гнездами. Время от времени бриллианты придется вынимать и ставить на место для контроля равномерности их расположения и глубины посадки. Никогда не режьте посадочное место рядом с гнездом, в котором установлен бриллиант.
ШАГ 11. Очистите паз и бриллианты. Даже самые мелкие частицы мусора могут повлиять на закрепку. Очистите паз щеткой, чтобы убрать металлические стружки и прочий мусор из посадочных мест. Вновь почистите бриллианты, покатав их по лоскуту ткани, натянутому на плоской поверхности или потерев их между кончиками пальцев. Берите по одному камню, затем возвращайте его на свое место в лотке.
Рис. 5.4. Метод подрезки одной стенки клиновидного паза при помощи подрезной фрезы с одновременной выборкой вертикального углубления в противоположной стенке.
.
ШАГ 12. Установите камни. Разместите все бриллианты каждый на свое посадочное место. Они должны быть равномерно распределены; площадки должны лежать в одной изогнутой плоскости. Если что-то не так, например, бриллианты сидят неровно, или они распределены неравномерно, исправления должны быть сделаны немедленно. Что-либо поправить, когда бриллианты будут уже закреплены, совсем непросто.
ШАГ 13. Зафиксируйте бриллианты. Бриллианты фиксируются нагибанием металла на грани коронки с той стороны паза, которая не подрезалась. Давление, оказываемое на эту стенку, к тому же вожмет бриллианты в подрезанный металл. Это можно сделать, прижав металл плоскогубцами или прочеканив его. Поджатие металла плоскогубцами обычно рекомендуется в таких случаях, как рассматриваемый в настоящем примере, когда плоскогубцами можно свободно манипулировать с обеих сторон паза. При работе плоскогубцами бриллианты с меньшей вероятностью смещаются со своего места и не подпрыгивают; смещение металла легче контролировать, поскольку используется рычаг. Однако определенное прочеканивание часто необходимо после фиксирования бриллиантов, чтобы металл примять ближе к граням коронок камней. Этот этап применяют по желанию закрепщика.
Фиксация бриллиантов плоскогубцами может привести к повреждению оправы, если работа выполняется неумело или неподходящим инструментом. Рекомендуется использовать плоскогубцы с длинными тонкими губками. Они не позволят приложить слишком сильное давление, хотя и оно может оказаться избыточным. Поскольку их размер невелик, поле зрения ограничено в меньшей степени, а плоская внутренняя поверхность губок сводит повреждение металла к минимуму. Техника пазовой закрепки бриллиантов при помощи плоскогубцев сводится к тому, чтобы, оперев плоскостью одну губку плоскогубцев о стенку клиновидные пазы.
При фиксации бриллиантов сначала нагните верхнюю часть неподрезанной стенки паза. Для этого обоприте плоскую часть одной губки плоскогубцев о подрезанную стенку. Другая губка должна располагаться на внешнем крае противоположной стенки (См. Рис. 5.5). Затем сжимайте плоскогубцы в разных местах вдоль паза для того, чтобы нагнуть металл на рундисты бриллиантов.
Рис. 5.5. Использование плоскогубцев с тонкими губками для фиксирования бриллиантов в клиновидном пазу. Обоприте одну губку плоскогубцев плоскостью о подрезанную стенку паза и нагибайте верх противоположной стенки на бриллианты.
.
.
ШАГ 14. Примните металл при помощи чекана ближе к граням коронки. Необходимость в этом зависит от того, какая масса металла была навалена на камни, и от надежности крепления камней. Металл не обязательно должен быть полностью прижат к граням коронок, поскольку камни уже закреплены у рундистов. Значительную часть металла срезают позже при финишной доводке паза. Если какие-либо из бриллиантов сидят свободно, или просвет между гранями коронки и металлом придает непривлекательный вид, тогда прочеканивание может оказаться необходимостью.
Для этого сначала укрепите кольцо в надежном зажимном приспособлении. Если используется ригель, убедитесь, что бриллианты не выходят за внутренние контуры кольца. Помимо ригеля можно использовать BenchMate, тиски на подушке или шрабкугель. Неподрезанная стенка паза прочеканивается в первую очередь. Работу нужно расположить так, чтобы металл было видно во время того, как он будет поджиматься к коронкам. Поместите кончик чекана на металл, расположив инструмент перпендикулярно, либо слегка наклонив его к пазу (См. Рис. 5.6). Используйте чекан, кончик которого сходится в плоскую круглую площадку около 1 мм в диаметре, и легкий чеканочный молоток.
Рис. 5.6. Прочеканивание стенок паза для поджатия металла к граням коронок бриллиантов.
.
Наносите молотком по чекану равномерные удары, одновременно продвигая его кончик вдоль стенки паза. Лучше повторить этот процесс несколько раз, чем сосредоточиться на одном участке. Не наносите удары слишком сильно и не пытайтесь вплотную поджать металл к коронкам. При этом вы либо сколете бриллиант, либо серьезно замнете оправу. После того как металл будет близко придвинут к граням коронки, переверните кольцо и прочеканьте подрезанную стенку паза. Здесь металл не нужно смещать столь же сильно, поскольку над камнями металл уже есть. Чтобы завершить эту часть работы, простучите металл по обеим сторонам паза в тех местах, где это необходимо для того, чтобы, насколько это возможно, устранить глубокие вмятины.
ШАГ 15. Осмотрите бриллианты и оправу. Любые исправления в оправе должны быть сделаны сейчас, прежде чем вы перейдете к стадии финишной обработки. По причине излишне или неверно выполненного прочеканивания бриллианты могут расшататься или сместиться. Так же может исказиться и форма оправы. Любые исправления на этом этапе очень трудоемки, но лучше обнаружить проблему сейчас, чем после полировки изделия.
ШАГ 16. Удалите вмятины. Первая задача этапа доводки -опиливание для удаления вмятин, оставленных плоскогубцами и чеканом. Работайте напильником со средней насечкой на больших участках и баретным игольчатым надфилем - на маленьких. Цель - вернуть металлу исходный дизайн. Не снимайте больше металла, чем это абсолютно необходимо. После опиливания используйте наждачную бумагу №2 на наждачной рейке, чтобы снять следы напильника. Наждачную бумагу можно использовать и без опиливания, если вмятины не слишком глубоки.
ШАГ 17. Выполните подрезку паза. Срежьте металл под небольшим наклоном от коронок бриллиантов к внутреннему краю верха стенок паза. Металл, наваленный на бриллианты, обычно измят и неровен. Он должен стать одинаковым и ровным по обеим сторонам паза. Бриллианты не должны перекрываться металлом с одной стороны паза больше, чем с другой. Поскольку это клиновидный паз, основная часть работы выполняется флахштихелем (См. Рис. 5.7). Не «срубайте» металл, работайте длинными бреющими движениями. Старайтесь резать металл под как можно меньшим углом для создания максимального декоративного эффекта.
Рис. 5.7. Подрезка наваленного на бриллианты металла при помощи флахштихеля.
Рис. 5.8. Использование острозаточснного пемзового диска для выглаживания наваленного на бриллианты металла.
ШАГ 18. Выгладьте металл. Работайте острозаточснным пемзовым диском, слегка проходясь по скосам металла над бриллиантами (См. Рис. 5.8)..Работайте осторожно, потому что металл может слепса потерять свою форму, если шлифовать слишком сильно. Верхушку и стороны паза можно обработать аналогично, используя резиновый диск большого диаметра с плоским краем. Значительные по площади участки следует обрабатывать полировальной бумагой №4/0 на наждачной рейке.