Если химикаты не приобретались в порошкообразном виде, измельчите их каждый по-отдельности в ступке до тонкого помола. Нагрейте воду, затем размешайте в ней медный купорос, пока он полностью не растворится. Добавьте рокушо, снова размешайте до полного растворения. Медный купорос растворяется медленнее рокушо. Некоторые мастера рекомендуют добавлять японскую сливу (умебоши) для усиления красных оттенков. Лучше всего нагревать раствор в медной посуде. Если используете стеклянную посуду, положите в нее кусочек меди, чтобы ввести в раствор дополнительное ее количество.
Процедура ниаги.
1.
По возможности работайте с медной, эмалированной или кастрюлей из нержавеющей стали, тогда вы можете быть уверены, что с другими металлами не происходит никаких нежелательных реакций. Нагрейте раствор ниаги практически до кипения и размешивайте, чтобы обеспечить однородность состава. Помните, что некоторые частицы останутся нерастворенными, поэтому важно размешивать раствор в течение процесса окрашивания. Уменьшите огонь до медленного.
2.
Смойте тертую редьку с изделия водой. Работайте в чистых резиновых перчатках, основной момент здесь - избежать загрязнения поверхности.
3.
Поместите изделие в пластиковое сито. Если у вас нет пластикового сита, или оно не того размера, что вам нужно, сплетите сетку подходящего размера из проволоки и накройте ее тканью. Это защитит изделие и предотвратит появление царапин.
Погружение изделия в раствор ниаги.
4.
Погрузите изделие в нагретый раствор. Чтобы добиться равномерного окрашивания, периодически поворачивайте его пластиковыми или деревянными щипцами. Поскольку химикаты в растворе могут осаждаться, периодически помешивайте его.
5.
Продолжайте до достижения желаемого цвета - чем дольше время нагрева, тем темнее будет цвет. Если вы будете продолжать процесс в течение длительного времени, не забывайте добавлять воду, чтобы компенсировать ее испарение.
6.
При получении желаемого оттенка выньте изделие из раствора, промойте под струей воды и вытрите чистой, незагрязненной жиром тканью. Раствор потеряет эффективность после нескольких использований, и его нужно слить, особенно если вы используете стеклянную емкость. При использовании медной кастрюли оставляйте зеленый осадок, образующийся при каждом использовании: он усилит действие раствора при его последующем применении.
Цвет готового изделия будет зависеть от длительности погружения, пропорций ингредиентов, температуры раствора, толщины металла и от того, каким способом было изготовлено изделие (литое или штампованное). В общем случае патина ниаги дает следующую последовательность цветов, причем сплавы с высоким содержанием меди (например, бронза) приобретают оттенки, лежащие ближе к концу этогосписка:.
соломенный желтый > серо-коричневый > ржавый »>.
> кирпично-красный > “печеночный” цвет »>.
> темно-коричневый.
Ниаги по меди.
Используйте рецепт с предыдущей страницы для создания серокоричневой, более свойственной для бронзы, патины на меди. Для углубления коричневого оттенка приготовьте более концентрированный раствор, добавив сульфата меди и рокушо по 15 граммов.
Ниаги по латуни.
При нагревании латунных изделий в растворе ниаги при низкой температуре патина получится бледно-зеленой. Если нагревать до высокой температуры, цвет будет охристый.
Ниаги по шибуичи.
Раствор ниаги окрасит шибуичи в оттенки от светло- до темно-серого. Для углубления цвета добавьте в сплав небольшое количество шакудо.
Для получения на шибуичи других цветов сначала необходимо обогатить поверхность серебром. Это достигается путем нагревания готового изделия на мягком огне до точки, когда оно начинает окисляться, и погружения его в отбел. Повторите несколько раз, и вы увидите, что изделие станет принимать серебряный вид. Этот слой так легко не