Золочение методом травления на сплавах Тумбага

Золочение методом травления на сплавах Тумбага

В качестве средства получения обогащенной золотом поверхности, золочение сплавов Тумбага методом травления представляет реальную альтернативу традиционным способам золочения с использованием ртути, сусального золота и гальваническим покрытиям. В этом случае тепло используется для разделения компонентов сплава через их оксиды на драгоценный и основной металлы. Кислоты, называемые отбелами, часто используются для растворения оксидов металла-основы. После такой обработки на поверхности остается слой чистого драгоценного металла. Золочение методом травления на сплавах Тумбага менее опасно, чем амальгамное золочение, и более долговечно, чем сусальное золото. Этот способ также менее опасен, чем нанесение гальванического покрытия, и может легко применяться в мастерской без использования какого-либо специального оборудования. Тумбага - это решение проблемы для того мастера, который хочет получить на изделии цвет золота или серебра без больших затрат. Сплав Тумбага дешевле сплавов, которые можно приобрести в магазине, и золочение методом травления может обеспечить достижение того же цвета, но гораздо дешевле. Золочение методом травления можно применять на золоте 500-ой (12К), 583-ей (14К) и 750-ой (18К) пробы и на стерлинговом серебре, чтобы обогатить цвет поверхности. В дополнение к этому, золочение методом травления может быть использовано для скрытия внутреннего окисления (чешуи на металле) .
Историческая справка.
Термин Тумбага (Tumbaga) имеет испанское происхождение. Так назывались сплавы золота и меди, серебра и меди или золота, серебра и меди. Хотя эти сплавы сильно отличаются по составу, термин Тумбага относится ко всем. Мастера по работе с металлом доколумбовой эпохи разработали Тумбага и методы его обработки, результатом которой являлась золотая или серебряная поверхность готового изделия. Процесс получения такой поверхность известен как золочение или серебрение методом травления или miseen-couleur. Процесс травления использует тепло и кислотные ванны или пасты, чтобы вытравить или удалить металл-основу с поверхности, в то время как драгоценный металл остается. Таким способом мастера доколумбовой эпохи могли получить дорогую золотую поверхность на сплаве, который содержит всего лишь 12% золота по весу (Lechtman).
По меньшей мере, за тысячелетие до расцвета культуры Инков, жители Анд создали сплавы Тумбага.
Наиболее изобретательны в отношении металлообработки были мастера культур Чавин, Мохе и Чиму. Эти культуры существовали на территории нынешнего Перу. И хотя технологии развивались очень изолированно, металлургия народов Анд была широко известна как на юге, так и на севере континента. Уже развитая технология попала в Эквадор, Колумбию, Венесуэлу, Панаму, Коста-Рику на юге и в Оаксаку и Мексику на севере.
Декоративная фляжка. Сидящая фигурка. 22 см (8 1/2 дюйма). Литье. Тумбага. Стиль Кюмбайа (Quimbaya Style). Музей Пенсильванского Университета. Филадельфия.
Ювелиры из Колумбии и других северных областей Латинской Америки отдавали предпочтение литым изделиям из сплавов Тумбага. Различные Индейские культуры, которые занимаются литьем, используют метод литья по выплавляемым моделям. Также использовались формы для литья, вырезанные прямо в природном черном камне. Мастера из Анд работали преимущественно с листовым металлом. Из листового металла методом ковки изготавливались сосуды, нагрудные украшения, маски, головные уборы, ювелирные изделия и другие украшения для церемоний и личного пользования. Их технология выколотки металла очень похожа на современную. Наковальни и стойки вырезались из твердых пород дерева и часто имели замысловатый дизайн, чтобы получить декоративный рельеф на законченном изделии. Обработка листового металла могла привести к открытию золочения методом травления (Lechtman). Как большинству из нас известно, металл нагартовывается, когда его проковывают, и чтобы восстановить ковкость, его надо отжечь. Нагреваясь, медь в сплаве вступает в реакцию с кислородом, образуя слой медных оксидов. Серебро и золото менее подвержены окислению. После повторного отжига, удаления окалины и проковки, которые необходимы, чтобы отформовать металл, большая часть меди удаляется с поверхности, оставляя после себя слой с повышенным содержанием

Продолжение здесь