РАБОТА НАД КЛИШЕ ПОД КРАСКУ

РАБОТА НАД КЛИШЕ ПОД КРАСКУ

Готовясь воспроизвести на металле рисунок клише, предназначенного для переноса красителя на изделие непосредственно с матрицы, следует обратить особое внимание на исключительную зеркальность поверхности заготовки, ее идеальную плоскость перед самым гравированием. Только в этом случае можно качественно выполнить данную работу, так как глубина выборки металла должна быть не менее и не более 0,15 мм. Слишком мелкие штрихи могут оказаться нечувствительными к поливу красителем, а слишком глубокие могут скопить в себе такое количество краски, что при оттиске на изделии (бумаге или ткани) рисунок будет размазан.
Одним словом, процессы изготовления клише под краску различны, и перед тем как взяться за работу, гравер должен ясно представить себе, для какой цели предназначается клише, и знать условия его эксплуатации.
Готовое клише под краску, используемое при маркировке посредством переноса красителя на изделие с резиновых валков или пластин, представляет собой прямой выпуклый шрифт (рисунок), выполненный на заготовке (основе) из цветного металла, в частности из бронзы Бр2БТ или латуни JIC59 (сыпучки).
Для облегчения механического переноса текста на изделие, скажем на пузырьки из-под лекарств и т.п., готовое клише, как правило, имеет изогнутую форму определенного радиуса (в зависимости от диаметра барабана печатной машины, на котором крепится клише во время работы). Поэтому для гравирования следует иметь кольцевые заготовки. В процессе работы гравер отрезает от кольца заготовку нужной длины и, зажимая в специально изготовленные для этого
Рис. 31. Заниженный металл внутри букв
тиски, размечает будущий текст клише. Разметку лучше всего выполнять стальной чертилкой, чтобы в начальной стадии гравирования не стерлись буквы. Для удобства разметки шрифта поверхность заготовки нужно сделать матовой.
Если рука набита и четко отработан глазомер, гравер рисует контуры букв, цифр и знаков вручную. Такой метод увеличивает затраты времени на разметку особенно сложных текстов, где слова должны располагаться по вертикали строго симметрично. Из-за боязни не суметь как следует разметить текст сложных клише гравер не должен отказываться от этой интересной работы. Для точности построения букв, как каждой в отдельности, так и их сочетании, следует пользоваться заранее изготовленными трафаретными планками, выполненными из оргстекла.
Текст можно размечать и непосредственно на граверном станке, что в несколько раз ускорит процесс разметки и даст возможность более точно вычертить контуры букв. Точность построения букв, цифр и знаков предотвращает возможность порчи той или иной буквы, в частности при занижении контуров внутри таких букв, как Р, В, 3, О и др.
Итак, при наличии в слове вышеупомянутых букв гравер, пользуясь чеканами, зеками и всевозможными зубильцами, занижает контуры внутри букв, а заодно и промежутки между ними (рис. 31).
Рис. 32. Готовое клише
После проделанной работы нетрудно визуально убедиться в том, что металл как несколько раздался вширь, так и приподнялся над общей поверхностью заготовки клише, где начертан сам текст. Причем наибольшая приподнятость металла наблюдается именно в тех местах, где расположены буквы с наибольшей площадью занижения внутреннего контура.
Для водворения на место расползшегося вширь металла нужно кромки заготовки клише обработать плоскими чеканами. В основном это относится к двум базовым кромкам. Выравнивание торцов выполняют по ходу работы, постепенно перенося удары чеканом по заготовке снизу вверх. Это позволяет легко избавиться от наплывов и завалов по краям рабочей части клише, приподнять металл на величину первоначальной толщины заготовки на участках, подвергшихся обработке ударным инструментом.
Деформация середины заготовки характеризуется лишь приподнятием металла. Образовавшиеся неровности на поверхности заготовки необходимо спилить бархатным напильником или надфилем и тщательно довести поверхность под гравирование до абсолютно ровной, проверяя ее на просвет при помощи лекальной линейки.
После этого гравер приступает к обработке штихелями внешних контуров

Продолжение здесь