Подберите две контрастных по цвету круглых проволоки диаметром 12-18 B&S (1-2 мм), отожгите, отбелите и обработайте их по всей длине стальной ватой или губкой ScotchBrite. Загните концы обеих проволок вместе и зажмите в тисках. Другой конец проволок зажмите в патроне электродрели или в плоскогубцах. Начинайте скручивать проволоку. Чем плотнее и круче виток, тем лучше. Обычно я продолжаю скручивание, пока проволока не начинает загибаться петлей или ломаться. После чего проволока должна выглядеть, как отрезок хорошо.
Наносите припой экономно, начиная с одного конца, и используйте горелку, чтобы протянуть его вдоль проволоки, насколько это возможно перед нанесением следующей порции. Отбелите, очистите и удалите излишек припоя. Следующий шаг - прокатать или проковать заготовку до получения прутка квадратного сечения. Это сожмет круглую форму двух отделы 1ых отрезков проволоки внутрь друг друга и создаст единую с квад-агным сечением. При прокатке двигай- _.
тесь медленно и поворачивайте металл на.
90 градусов при каждом проходе. Продолжайте, пока все углубления не закро-.
ются, оставив маленькие холодные швы. Проверьте, чтобы на проволоке не оставалось следов масла посте прокатки в вальцах перед переходом к следующему этапу. Снова офлюсуйте всю заготовку, убедившись, что флюс заполнил все мизерные трещинки между сжатыми отрезками проволоки. Затем заставьте тугоплавкий припой заполнить все эти трещинки так, чтобы получился отрезок цельной проволоки. После отбеливания удалите излишек припоя при помощи шлифовки или полировки, чтобы выявить рисунок. Эту проволоку теперь можно расплющить до полосы, прокатать в разных направлениях в пластину или разрезать и снова спаять, чтобы получить более замысловатый рисунок. При использовании этого типа мокуме в изделиях, применяйте только средне- или легкоплавкие припои, чтобы избежать расплавления ранее использованного в ламинате припоя.
«Среди некоторых мастеров, практикующих мокуме гане, существует тенденция быть захваченными самим процессом и потерять образ законченного изделия. Отношения между узором и формой всегда были более важными для меня, чем техника сама по себе».
-Элистер МакКаллум.
Когда вы вынете из отбела вновь изготовленный мокуме - брикет, рассмотрите его с близкого расстояния и отметьте все перегретые и несоединившиеся участки. Зафиксируйте их в свой «бортовой журнал» и все особенно примечательное, что происходшто во время нагрева. Включите информацию о сплавах, толщине мета:шов, массе, порядке металлов в брикете, температуре печи, суждение по цвету и длительность нагрева. Иметь такой журнал, в который вы записывали бы свои опыты по сплавлению, чрезвычайно важно. Если вы работаете с множеством различных сплавов, невозможно удерживать в голове всю информацию, поэтому, как твердила моя мама: «Записывай». Вы можете начать, используя «Формуляры сплавлений», приведенные в конце книги, или откопи-ровав их и изготовив свой собственный журнал специально для этой цели.
Первое, что необходимо сделать с «сырым» брикетом - мягко его проковать. Вам нужно уменьшить его толщину на 15% от начального размера. Это поможет снизить размер зерен и заметно облегчит прокатку. Стедуюгций шаг - срезать края. Вам нужно удалить все, что мешает получению чисгого металла, опиливая, отшлифовывая, отполировывая все неровности, как впадинки иди пластины меньшего размера. Проявление тонких линий между слоями, неважно светло-или темноокрашенных, говорит о том, что необходимый