Мокуме «идет» на Запад

Мокуме «идет» на Запад

Вооружеьшые новыми знаниями о диффузионной сварке мокуме Пижановски вернулись в Америку с целью продолжить свои новаторские работы в этой области. Однако они не были первооткрывателями этой техники среди западных мастеров. Как было упомянуто в предыдущем параграфе, японские техники работы по металлу (включая мокуме гане), японские епчавы и патины изучал Робертс-Остин. Кроме этого, о технике мокуме упоминает Рафаэль Пампелли в American Tournal of Science (Американский Научный Журнал) в 1886 г.
Чеканный сосуд: медь, серебро и шакудо. Норио Тамагава.
В статье Notes in Japanese Alloys (Заметки о японских сплавах) он пишет:.
«Прекрасная дамасская работа создается путем спайки вместе поочередно уложенных 30 или 40 пластин из золота, шакудо, серебра, розовой меди и золотистого шибуичи...».
Следует заметить, что Пампелли пишет: «путем спайки», когда говорит о способе соединения слоев металлов. Робертс-Остин также предполагает, что слои металлов в мокуме спаяны между собой, следовательно, понятно, что на западе история диффузионной сварки, используемой в декоративных целях, была малоизвестна или неизвестна вообще. Возможно, когда эти авторы изучали изделие, выполненное в технике мокуме, они ошибочно приняли тонкий эвтектический слой сплава, который образуется между двумя основными металлами, за слой припоя. Тем не менее, Робертс-Остин пишет, что это не остановило Альфреда Гилберта от «попыток использовать эту технику в эксклюзивных работах, выполненных в технике репуссе, которые мог изготовить только он один». По-видимому, кроме всего прочего, Гилберт применял эту технологию при изготовлении центрального звена цепи «Chain of offices» («Цепи ведомств») дпя мэра Прэстона, Ланкашир, в 1888 году. В своей книге TheDesign and Creation of lewelry (Дизайн и создание ювелирных изделий) Роберт фон Ньюманн также говорит о японской технике мокуме, где металлические листы спаяны между собой при помощи припоя. И, совершенно случайно, именно в этой, изданной в 1961 году, книге впервые содержалась информация о мокуме, и именно эта книга вдохновила многих западных ювелиров, в том числе и Пижановски.
Нет ни одного факта, подтверждающего использование в японской технике мокуме припоя при соединении металлов. Однако, некоторые медные сплавы могут соединяться между собой при помощи очень тонкого слоя серебра между ними. Во время нагрева этот слой образует эвтектический сплав меди и серебра, который плавится и связывает металлы между собой. Если температуру нагрева поддерживать выше этой точки, то серебро полностью диффундирует из сплава-связки, т. е., по сути, исчезает. Эта технология, известная, как Transient Liquid Phase Bonding (Соединение в исчезающей жидкой фазе), в настоящее время используется в промышленности для соединения жаропрочных сплавов, например, стальных суперсплавов на основе никеля и кобальта.
Единственная техника, похожая на технику мокуме гане, которая развивалась на Западе исторически независимо, известна, как Шеффилдские пластины (Sheffield Plate). Эта техника была открыта в 1743 году ножевщиком Томасом Булсовером. Было ли эго открытие случайным или явилось результатом исследований, специалисты не могут сказать, но совершенно определенно можно сказать, что это открытие было многообещающим. Более века в больших количествах Шеффилдские пластины изготавливались путем прикрепления листового серебра к слитку меди, бронзы или нейзильбера толщиной около 4 см с последующим сплав, гением в коксовом горне. Процесс ставления внимательно отслеживался до момента появления «отпота» (показателя того, что образовался эвтектический сплав меди и серебра), это означало, что металлы соединены. Слиток затем проковывали, а после этого пропускали через вальцы, после.
чего его можно было использовать для изготовления всевозможной утвари: от канделябров до чайников.
Несмотря на то, что способ соединения металлов в Шеффилдских пластинах очень близок к мокуме, важно отметить тот факт, что такая технология применялась исключительно в целях экономии серебра. При разработке и изготовлении предметов из Шеффилдских пластин очень много усилий тратилось на то, чтобы на готовом изделии скрыть внутренний слой меди. Техника мокуме гане, напротив, специально используется, чтобы подчеркнуть естественный рисунок поверхности, а это достигается путем соединения нескольких слоев металлов.
Вернемся в 70-е! После возвращения из Японии Пижановски начали свои исследования традиционной японской техники. Они широко размещали эту информацию

Продолжение здесь