Обработка драгоценных камней

Обработка драгоценных камней

Как уже говорилось, драгоценные камни в большинстве своем представляют собой чудесные природные кристаллы, и тем не менее человек издавна обрабатывал эти удивительные образования, стремясь усилить их блеск и сияние. В таком виде они украшали своих владельцев, подчеркивая их влиятельность и богатство, будь то в светской жизни или в культовых отправлениях.
Одним из самых древних ввдов обработки камня является искусство резьбы на самоцветных камнях, или глиптика. В нем ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки, плодом которого является высокохудожественное произведение. Техника резьбы при этом была достаточно простой: камень помещался на каменную плиту, с помощью порошка из более твердых пород ему придавалась желаемая форма, а затем железными резцами или острыми осколками более твердых минералов на нем наносился желаемый рисунок. Различают искусство углубленной резьбы — скульптуру и выпуклой рельефной гравировки — торнатуру. И в том, и в другом случае резной камень носит название геммы. Однако, строго говоря, под теммой следует понимать изображение, вырезанное в технике углубленного, отрицательного рельефа, называемое также инталия, тогда как выпуклое резное изображение на камне носит название камея.
Исторически инталии предшествовали камеям — они служили печатями, оттиски которых делались на глине и воске. Самые ранние сообщения о таких печатях мы обнаруживаем в библейских преданиях. Так, согласно Библии, еще Соломон владел перстнем с печатью, а Моисей повелел вырезать на драгоценных камнях, составлявших нагрудное украшение первосвященника, имена двенадцати колен Иуды.
Древнейшие цилиндры из камня, украшенные резным рисунком, дошли до нас с Ближнего Востока, из Ассирии и Вавилонии, ще они служили в качестве печатей и амулетов. Как сообщает Геродот, каждый знатный вавилонянин носил перстень с печатью. Еще до III тысячелетия до н. э. в Египте применялись цилиндрические печати (печати-цилиндры), в эпоху пирамвд (3000—2300 гг. до н. э.) к ним добавились круглые печати (печати-пуговицы), а в период Среднего царства (2100—1800 гг. до н.э.)— печати в форме скарабея. В крито-микенском искусстве конца III тысячелетия до н. э. мотивы изображений на камнерезных изделиях становятся богаче и разнообразнее, наряду со знаками и буквами на них появляется орнамент. Со времен греко-персвдских войн геммы широко распространились и в Древней Греции. В VII и VI вв. до н. э. на них изображают не только животных, но и богов и героев.
Резные камни античной Греции классического периода свидетельствуют о дальнейшем расширении круга тем и сюжетов. Глиптика следует в своем развитии за крупной пластикой. В качестве материала для резьбы используются преимущественно мягкие камни. Но иногда инталии резались и на достаточно твердых минералах. Согласно Геродоту, драгоценный перстень Поликрата* представлял собой резной изумруд работы самосского мастера Феодора (VI в. до н. э.).
Материалом для изготовления гемм служили одноцветные, прозрачные, пятнистые, облачные (мутные) камни. Даже разноцветные жилки искусно вплетались в композицию при изображении волос, одежд или украшений. Чаще других камней употреблялись гранат, халцедон, сардоникс, карнеол и яшма.
Пожалуй, самая блестящая эпоха в развитии античного искусства резьбы по камню относится к Греции времен Александра Македонского (IV в. до н. э.), а наиболее выдающимся камнерезом того времени считается Пирготель. Ему одному было дано право вырезать портреты Александра Великого. По преданию он занимался и резьбой по изумруду, что свидетельствует о высокой технике камнерезного искусства в ту эпоху. Слава Пирготеля была столь велика, что даже в древности мастера ставили его имя на ими самими вырезанных геммах, дабы повысить их цену. Попытки подобных фальсификаций особенно участились с XVI в.
В эпоху эллинизма (IV—I вв. до н. э.) очень высоко ценились многоцветные многослойные камни с сильной игрой цветов. К этому времени относится и появление камей*, и с тех пор их режут наравне с инталиями. Правда, увлечение ими художников-резчиков, как и художественная ценность изделий, исполненных и в той и в другой манере, периодически меняется.
Уже в VI в. до н. э. греческие геммы проникли в Италию, что послужило стимулом для возникновения самобытного этрусско-италийского камнерезного искусства. Самым значительным резчиком гемм во времена Древнего Рима слыл Диоскурид. Кроме него, Плиний в своей «Естественной

Продолжение здесь