Если форма кабошона придается камню со всех сторон, образуется бусина, все еще пользующаяся популярностью среди народов Востока. В бусинах просверливается отверстие, затем они нанизываются на нить, и их носят как ожерелье. Местные гранильщики часто усиливают цвет слабоокрашенных камней, заполняя отверстие подходящей краской.
Кабошоны могут быть трех различных типов с постепенным переходом от одного к другому. Первый (рис. 79) тип — выпуклый кабошон. Обе поверхности камня, верхняя и нижняя, изогнуты, причем кривизна имеет одинаковый знак, хотя ее величина может значительно меняться. При огранке лунных и звездчатых камней таким способом верхнюю поверхность делают более выпуклой для.
лучшего проявления оптического эффекта. Напротив, рубину или сапфиру^ обладающим глубоким цветом, при обработке в форме выпуклого Кабошона придают другие очертания, так как свет легче проникает в камень со стороны менее выпуклой поверхности и более полно отражается от другой стороны с последующим усилением свечения камня. Опалы всегда делаются более выпуклыми
на открытой стороне, но кривизна поверхности меняется в значительных пределах; они обычно круто обрезаются, если камень вставляется в кольцо. Хризоберилловый «кошачий глаз» всегда обрабатывается с искривлением основания, для того чтобы усилить цвет и сохранить вес.
При уплощении менее выпуклой стороны выпуклый кабошон переходит во второй тип — простой кабошон (рис. 80), у которого нижняя поверхность плоская. Эта форма обработки обычно используется для кварцевого «кошачьего глаза» и иногда для карбункулов. Плоская сторона у камня, обработанного простым кабошоном, всегда расположена внизу.
При смене знака кривизны нижней поверхности простой кабошон переходит в кабошон третьего типа — выпукло-вогнутый кабошон (рис. 81); при этом в камне снизу делается выемка, а от рундиста знак кривизны резко меняется. Этот способ предпочитают при обработке темных Камней, таких, например, как густо-окрашенные карбункулы, которые, будучи огранены более толсто, почти не проявляют цвета. В выемку часто помещают кусочек станиоля (оловянной фольги), для того чтобы усилить отражение света и таким образом увеличить цветовой эффект.