Цвет

Цвет

Все твердые и жидкие вещества в той или иной мере поглощают свет. Если такое поглощение невелико и одинаково по всему видимому спектру, камень кажется бесцветным; если поглощение сильное, но оно одинаково во всех частях спектра, камень по-прежнему бесцветен и кажется серым. Но если различные части спектра поглощаются с разной интенсивностью, камень приобретает окраску, которая зависит не только от того, какие части спектра проходят через камень, но и от их интенсивности. Глаз в отличие от уха не способен к анализу и сам по себе не может определить, из чего образован сложный цвет. В сущности, любую окраску, различаемую глазом, можно получить, смешивая в требуемых пропорциях три главных исходных цвета: красный, зеленый и фиолетовый.
В связи с тем что наш глаз не способен анализировать цвет, камни могут казаться очень близкими по окраске, хотя образующий эту окраску свет составлен из разных частей спектра. В этом можно убедиться, наблюдая камни через подходящий фильтр: эффект будет различным. Один из двухцветных фильтров — фильтр Челси (изобретен Андерсоном и Пейном), пропускающий узкую полосу в красной части спектра и такую же полосу в желто-зеленой части. Изумруд в отличие от других зеленых камней пропускает значительное количество красного света, и поэтому при наблюдении через фильтр Челси он кажется красным или розовым. Когда этот фильтр был впервые изготовлен (в начале 30-х годов), он предназначался специально для того, чтобы отличать естественный изумруд от других зеленых камней, например от зеленого корунда, зеленого турмалина, зеленого оливина (хризолита) или от пасты: все они кажутся через фильтр зеленоватыми. Последующий опыт показал, что такое испытание надо применять с осторожностью: ряд других естественных зеленых камней, таких, как демантоид и некоторые виды зеленых цирконов, через фильтр выглядят красноватыми в противоположность некоторым естественным изумрудам, содержащим железо. Синтетические изумруды всегда кажутся красными, и сама интенсивность этого цвета может быть иногда их отличительным признаком.
Фильтр Челси имеет и другое употребление. Синтетическая голубая шпинель кажется через него красной, а драгоценные камни, на которые она похожа по цвету (сапфир, голубой циркон и аквамарин),— зеленоватыми или сероватыми; поддельный «сапфир» из кобальтового стекла через фильтр выглядит красноватым. Рубин, как натуральный, так и синтетический, имеет при взгляде через фильтр характерный флюоресцирующий ярко-красный цвет. (Об использовании фильтров для изучения флюоресценции более подробно говорится на стр. 135.).
Как уже было сказано, видимый цвет камня зависит от того, какие части солнечного спектра поглощает этот камень. В этом отношении показателен пример александрита — разновидности хризоберилла. Среднюю часть спектра (желто-зеленую) александрит не пропускает, и проходящий свет образован сочетанием крайних цветов спектра: красного и фиолетового. При дневном свете такой камень выглядит зеленым, а при искусственном свете, в котором сильнее выражена красная часть спектра, равновесие сдвигается в другую сторону и цвет камня становится малиновым. Это удивительное явление осложнено сильным дихроизмом, характерным для данной разновидности хризоберилла.
В постоянстве цветов неорганический мир держит верх над органическим. Каждая опытная домохозяйка отлично знает, что надо закрывать ковры и другие ткани от яркого солнца, чтобы они не потускнели. Но как бы мы ни заботились об их сохранности, все равно самые яркие цвета со временем становятся серыми, как это видно по старинным гобеленам. С другой стороны, цвет драгоценных камней гораздо более устойчив, и, насколько можно судить по сопоставлению с только что извлеченным из породы материалом, окраска старинных ювелирных камней за истекшие столетия едва ли изменилась. Есть, однако, и исключения. Например, розовая окраска камней сравнительно недолговечна: красный турмалин, пробыв на дневном свету около ста лет, заметно желтеет. Некоторые оттенки коричневого цвета, например цвет топазов из Сибири, на ярком свету полностью исчезают.
Цвет многих драгоценных камней можно изменить или даже совсем удалить нагреванием. Поскольку при этом ничто к камням не добавляется, причину такого явления надо искать в какой-то устойчивой перестройке атомов окрашивающего агента. Наиболее известный пример — прекрасный розовый топаз, который в течение долгого времени был излюбленным ювелирным украшением. В природе топазы розоватой окраски встречаются

Продолжение здесь