.
Исторические заметки.
Техника, которую мы называем ретикуляция, известна во многих странах и называется по-русски «самородок», а по-фински «liekkirypytys» или «krymppays». Доподлинно известно, что эта техника была открыта случайно. В этой технике работали и продолжают работать многие мастера. Потенциал ее применения постоянно растет.
Мое увлечение процессом ретикуляции датируется временем посещения мастерской хорошо известного ювелира Карла Фаберже. В 1870 году Карл Фаберже, чьи родители-гугеноты бежали из Франции, унаследовал от них маленькую ювелирную мастерскую в Санкт-Петербурге (одно время называвшемся Ленинград) на восточном побережье финского залива. «Дом Фаберже» завоевал хорошую репутацию благодаря его мастерству и дизайнерскому таланту, и под его руководством превратился в одну из ведущих дизайнерских компаний Европы. Сменилось три поколения золотых и серебряных дел мастеров, прежде чем мастерская Фаберже была закрыта в 1917 году, став жертвой большевистской революции. К тому времени в «Доме Фаберже» работало более 700 человек, многие из которых были финны. Когда в том же году Финляндия обрела независимость, многие финские мастера вернулись на родину из Санкт-Петербурга. Во время своего обучения ювелирному искусству и последующей профессиональной деятельности мне посчастливилось трудиться вместе с некоторыми мастерами, которые работали у Карла Фаберже.
«Столовое серебро», т.е. стандартный сплав серебра, используемый в промышленном производстве серебряных изделий в России, состоял на 82% из чистого серебра и на 18% - из меди. Такое сочетание, по-прежнему, применяется в Финляндии, но в качестве стандарта чаще всего выступает стерлинговое серебро. За счет уменьшения доли серебра в сплаве снижается и температура плавления до 825°С (1520°F) , что примерно на 38°С (100°F) ниже, чем у стерлингового серебра. Поскольку точки плавления металла-основы и припоя очень близки, осуществление пайки на сплавах 82 0 пробы сложнее, чем при работе со стерлинговым серебром.
Большинство рабочих были мастерами своего дела, но случайное небольшое превышение температуры, особенно при продолжительной пайке, приводило к «ретикуляции» или образованию морщинок на поверхности листа.
На продажу производилось очень много изделий, включая портсигары, футляры для очков, для косметики, ящички для сигар, плоские фляжки и подобные им маленькие емкости (футляры для булавок, зубочисток). Лучше всего ретикуляция получается на довольно тонком листе (0,5 мм), которому еще можно придать некоторую форму, не разорвав его. Так появилась ретикуляция, как способ украшения поверхности.
Когда я приехал учиться в Кренбрукскую Академию Искусств в Мичигане в I960 году, я думал, что об этой казавшейся мне привычной технике знает весь мир. Но я обнаружил обратное, когда друг из Финляндии прислал мне лист из сплава 82 0 пробы, и оказалось, что никто из моих сокурсников не видел такого раньше. На одном-единственном серебряном листе я продемонстрировал эту технику, не зная даже, как ее назвать. Дик Томас, инструктор, поинтересовался, что я делаю. Когда я ответил, что не знаю, как назвать это по-английски, он сказал « Мне кажется, что поверхность будто ретикулирует». «O.K., Мистер Томас, благодарю Вас. С этого момента я буду называть это ретикуляцией.», -что я и сделал. А было это в 1961 году.
До того времени я не слышал и не видел, чтобы кто-нибудь подвергал ретикуляции золото. Я имел в виду серебряный сплав с позолотой, чтобы создавать эффект золотого изделия, но вместо этого я решил рискнуть и подвергнуть ретикуляции лист золота.