МОДЕЛИ

МОДЕЛИ

На сегодняшний день наиболее широко распространенной техникой питья ювелирных изделий является питье по выплавляемой модели. Популярность этого метода объясняется тем, что он обеспечивает постоянное получение чистых отливок при минимуме оборудования. В следующих главах приведено детальное описание процесса.
Потратив относительно небопьшое количество времени и денег, любой мастер сможет освоить литье по выплавляемой модели. Однако следует заметить, что не у каждого есть достаточно места, характера ипи необходимости, чтобы обустроить полностью оборудованную питейную мастерскую. В конце этой книги вы найдете адреса некоторых из многих компаний, занимающихся литьем. Эти компании сослужат хорошую службу тем мастерам, чьи возможности ограничены.
Литье по выплавляемой модели.
1.
Из воска или другого полностью сгораемого материала изготавливают модель.
2.
Модель укрепляют на восковом стержне, который называется литником.
3. Снабженную литником модель и открытый с двух сторон водонепроницаемый цилиндр (опоку) устанавливают на основании.
4. Гипсоподобный материал, называемый формовочной смесью, разводят до густоты сметаны и заливают в опоку с моделью. Надо позаботиться о том, чтобы из смеси были удалены пузырьки воздуха.
5.
После того как формовочная смесь высохла, форму прокаливают (выжигают) в печи, чтобы удалить все следы модели.
6.
В еще не остывшую после выжигания форму заливают (или загоняют под давлением) расплавленный металл, где он и принимает форму, соответствующую форме модели.
7.
Слегка охладив форму на воздухе, ее опускают в холодную воду, где формовочная смесь растрескивается, и освобождает отливку.
В процессе питья с использованием формовочной смеси первым шагом будет изготовление модели, являющейся точной копией отпиваемого объекта. Эстетика изделия (его форма, массивность, поверхность, текстура) тесно связана с материалом, который при этом используется. Что касается этих факторов, то лучшие учителя - экспериментирование и опыт. Воск - наиболее популярный материал для изготовления моделей, так как его состав можно изменять с целью достижения различных свойств, и он чисто выгорает.
Воски.
Поскольку воск является привычным материалом, при работе с ним легко потерять бдительность. Не стоит. Это может привести к серьезным последствиям. Воск, перегретый до опасной температуры 260°С выглядит точно также как и при 65°С. Брызги воска могут попасть на кожу и вызвать глубокие ожоги. Для оказания первой помощи всегда держите под рукой емкость с холодной водой.
Плавьте воск только на водяной бане. Это может быть простая жестянка, помещенная в кастрюлю с водой, но, тем не менее зто очень важно. До тех пор, пока в большем сосуде есть вода, воск не перегреется выше ее температуры кипения. Если вы плавите воск непосредственно горелкой или на открытом пламени, всегда есть вероятность, что он достигнет температуры вспышки и самовоспламенится. При этом горящий воск может разбрызгаться на большое расстояние и причинить серьезные неприятности.
При плавлении большинство восков увеличивается в объеме. Поэтому небезопасно устанавливать емкость с твердым воском на горепку. Нижний слой будет плавиться и расширяться, оставаясь запечатанным под твердой верхней коркой, это приведет к росту давления. В определенный момент корка ослабнет, а давление повысится настолько, что произойдет взрыв, опять же способный привести к опасным последствиям. Держите емкость как показано на рисунке, независимо от того, даете ли вы воску затвердеть в сосуде или переплавляете его.
Воски изготовляют из трех разновидностей компонентов, очищенных и смешанных с цепью достижения определенных свойств.
1.
ВОСКИ - белый пчелиный, карнаубский, пальмовый воски, церезин, озокерит (минеральные воски) и синтетические воски.
2.
СМОЛЫ - даммара, канадский бальзам, копал, шеллак, канифоль.
3.
НАПОЛНИТЕЛИ - тальк, крахмвл, мел, мыпьный камень, пемза и древесная мука.
Каждая разновидность воска имеет свои точки ликвидуса и солидуса - первая соответствует температуре, при которой воск плавится; вторая - температуре, при которой он застывает. Между этими точками существует температурный промежуток в котором воск легко поддается обработке, так называемый интервал пластичности. Будет полезно знать зти точки и величину промежутка между ними. Можно ограничиться оценкой «на глаз», но по- настоящему аккуратная работа заслуживает того, чтобы провести тест с целью точного определения интерввла пластичности воска, с которым вы имеете дело.
Расплавьте в жестянке на водяной бане небольшое количество воска. Когда воск растечется пужицей, измерьте его температуру кондитерским термометром. После того, как весь воск расплавится, выньте жестянку из водяной бани. Наблюдая за термометром, отметьте, когда на поверхности воска начнет застывать корка. Эти две точки и будут температурами ликвидуса и солидуса.
С этими восками работают, удаляя лишний материал. Им придают форму обстругиванием или опиливанием, подобно тому, как скульптор работает с камнем или деревом. Воски для резьбы поступают в продажу в виде блоков, трубок, прутков и листов различной толщины; большинство из них слишком твердые, чтобы их можно было бы гнуть или формовать пвльца-ми. Поскольку каждый производитель использует свой собственный цветовой код, не ждите, что синий воск одной фирмы будет вести себя так же, как синий воск другого производства. Экспериментируйте, чтобы подобрать воск, который наилучшим способом подходит к стилю вашей работы.
Воски для резьбы
СМЕШИВАНИЕ ВОСКОВ.
Для того чтобы создать материалы с определенной твердостью, гибкостью, вязкостью и температурой плавления, воски очищают, отбеливают и смешивают. Затем их окрашивают для того, чтобы разнь е типы различались по цвету и при работе не возникало перенапряжение глаз. Для изготовления моделей годится любой воск, от ушной серы до хозяйственного парафина, но большинство мастеров предпочитает покупать готовую к употреблению продукцию.
Можно получать уникальные воски. Смешивая два или три различных воска для литья. Так как они продаются свободными от загрязнений, в результате смешивания почти всегда получается пригодный для работы воск.
- пока вы следите, чтобы он не был загрязнен или перегрет во время приготовления Выгорание каких-либо компонентов изменяет воск, обычно к худшему, делая его бледным хрупким и иногда полным воздушных пузырьков.
Исходя из одного блока можно получить любую форму, однако, бывают случаи, когда на это уходит слишком много времени и материала. При
ПОДГОТОВКА БЛОКА
создании обобщенной формы изделия зачастую более эффективна сварка нескольких блоков.
Чтобы прочно соединить два восковых блока, необходимо расплавить их в точке контакта. Это можно сделать пламенем спиртовки или электрическим паяльником. Прижмите расплавленные поверхности друг к другу слегка вращающим движением и, прежде чем начнете резать, оставьте воск до полного затвердения (около минуты или пока не восстановится исходный цвет). Будьте осторожны, не притрагивайтесь к расплавленному воску: он прилипнет к коже и может вызвать ожог.
Распиливание.
Для резки воска годится пюбая пипка, но некоторые работают лучше, чем другие. Сгодится и ювелирная пилка, однако при работе она разогревается и плавит воск в месте распила. Если полотно остановится хотя бы на несколько секунд, воск вдоль него застынет, и пилка застрянет. Ленточная пила, слесарная ножовка или лучковая пила лишены этого недостатка, но ими нельзя работать в труднодоступных местах модели.
Спиральная пилка - это ювелирная пилка, которая в процессе изготовления скручивается таким образом, что ее зубья смотрят наружу во всех направлениях. После нее остается широкий пропил, края которого не слипнутся друг с другом. Могут возникнуть некоторые трудности в том, чтобы точно направлять пилку, поэтому работайте с внешней стороны разметки.
Спиральные пилки можно купить у большинства поставщиков ювелирного инструмента, но если возникла.
неотложная необходимость, их можно сделать самостоятельно. Зажмите один конец пипки в тисках, а другой в ручных тисках или плоскогубцах. Нагрейте пилку до ярко-красного свечения пламенем горелки и скрутите. Возможно, окажется, что вы можете держать нагретым до такой температуры участок сантиметра в полтора. Скрутите его и переходите к следующему. Поскольку такая пилка предназначена для работы по мягким материалам, нет нужды закалять и отпускать ее.
ОПИЛИВАНИЕ.
Большая часть резьбы по воску выполняется при помощи напильников с грубой насечкой, которые работают быстро и не забиваются. Хорошим выбором будут те, что продаются для работы по мягким материалам, таким как дерево, пластик или белые металлы; их можно приобрести в хозяйственных магазинах или у поставщиков ювелирного инструмента. Напильники этого типа обычно большие и тяжелые, что может быть неудобным при ювелирной работе, особенно когда зто работа с небольшим кусочком воска.
Для более тонкой работы производители ювелирного и литейного инструмента продают напильники с грубой насечкой, предназначенные специально для работы по воску. Они недешевы, но это самый подходящий инструмент. Если использовать их только по воску, как и должно быть, то они будут служить вам всю жизнь.
Для работы с воском годится любой напильник с верстака мастера по металлу. Тонкая насечка работает медленно и склонна забиваться, но это не более чем неудобство, с которым легко справиться. Тонкий слой талька кукурузного крахмала, порошка мела или силиконовой смазки предотвратит забивание напильника. Если необходимо, используйте для очистки специальную корду или мягкую латунную или стальную щетку, но не пытайтесь выжечь налипший воск. Это приведет к тому, что он будет липнуть еще лучше. Очень важно очищать напильники перед тем, как вновь работать ими по металлу, так как небольшие частицы воска могут безнадежно испортить пайку. И наоборот, частицы металла могут попасть с напильника в воск и загрязнят последующую отливку Будет •оеагьиым иметь два отдельных -ебора напильников, боров и два чса для работы с воском и металлом.
Боры.
Вращающиеся фрезы и боры, закрепленные на гибком валу, обеспечивают быстроту и возможность маневрировать при резании по воску. В этом случае также предпочтителен инструмент с крупными зубцами. Тот самый, напоминающий пропеллер бор, у которого всего три попасти, предназначен именно для работы с воском. Сферические боры можно приобрести практически везде где продают ювелирный инструмент.
Вращающиеся инструменты (или боры на гибком валу) быстро нагреваются и даже лучший из них может забиться. Это неудобно и нарушает плавное течение творческого процесса. Чтобы избежать этого, прикасайтесь к воску вращающимся инструментом, а затем убирайте его на секунду перед тем как прикоснуться снова. Работая методом «туда-обратно», вы дадите теплу возможность рассеяться, не изменяя при этом положения рук. Такая прерывистость движения важна для достижения непрерывности формы.
Предприимчивый мастер должен иметь в виду возможность самостоятельного изготовления и модифицирования инструмента по мере надобности. Потраченное время будет возмещено эффективностью работы Возьмите старую оправку или гвоздь и припаяйте к ним кусочки латуни, мельхиора или стали.
Хорошо заточенное лезвие, расположенное под прямым углом к поверхности, может снимать с воска тонкую стружку. Поверхность при этом остается гладкой, и процесс прекрасно поддается контролю. Строгать можно пезвием ножа, бритвой, трехгранным шабером или инструментом произвольной формы, сделанным в соответствии с контурами определенного изделия.
СКОБЛЕНИЕ
Скобление или любой другой способ резьбы при помощи лезвия на ранних стадиях изготовления модели обычно требует слишком много труда. Имейте в виду, что строгание больше подходит для того, чтобы модифицировать уже существующую форму. Будет затруднительно выскоблить из прямоугольного блока, к примеру, круглую шинку. В этом случае лучше сначала оформить общие контуры изделия при помощи, сперва, пилы, а затем, напильника. Когда же общая форма уже намечена вчерне, соскабливание будет эффективным способом отточить дизайн.
Зубоврачебные инструменты великолепно подходят для скобления. Их можно приобрести у поставщиков ювелирного инструмента, а иногда и у дантиста, чей сломанный инвентарь продолжает таить огромные возможности для изготовления моделей. Эти инструменты сделаны из незакаленной, нержавеющей стали, их можно обрабатывать напильником и наждачной бумагой.
Чтобы получить крутой изгиб, нагрейте инструмент в пламени горелки и согните. При красном калении можно выполнять и ковку, однако, даже при такой температуре контроль затруднителен. Приспособления особой формы можно сделать из латуни или стали, и припаять к ручке серебряным припоем. Такие инструменты не изнашиваются при правильном использовании, так что потраченное на них время будет возмещено многими годами службы.
Оттиск текстуры.
На предназначенном для резьбы воске можно оттиснуть текстуру любой поверхности, свободной от поднутрений и способной выдержать нагревание до 160°С. Держите блок в руке, на которую надета защитная перчатка, или зажмите его в ручных тисках, нагрейте одну из его плоскостей пламенем горелки или электрическим паяльником. При работе «в полевых условиях» сгодится обычная зажигалка. Когда вся поверхность воска приобретет одинаковый блеск, плотно прижмите воск к нужной поверхности. В большинстве случаев воск отстает без применения каких-либо разделяющих реагентов.
Механические приспособления.
Воск для резьбы можно обрабатывать на токарном или сверлильном станке, или с помощью любого подобного электрического инструмента. Особенности выбора могут варьироваться в зависимости от размеров изделия, от того, какие инструменты есть под рукой и от воображения мастера Токарные заготовки небольшого размера можно выточить при помощи сверлильного станка или закрепленного в тисках гибкого вала. Просверлите отверстие в куске воска, затем оберните сверло бумажной салфеткой. Вращательно-скользящим движением плотно насадите воск на место. Работайте на малых оборотах, обтачивая вращающийся воск. Для удаления воска используйте лезвие ножа, штихели, напильники или скребки. На деньте защитные очки и противопылевую маску.
Хитрость здесь заключается в том, чтобы работать медленно, следя за тем, чтобы не загпубиться сильно за один проход. Это может привести к тому, что воск соскользнет со сверла, и его придется укреплять заново.
ШПИНДЕЛЬ С ПЛОСКОЙ ПЛОЩАДКОЙ
В этом случае шпинделем будет болт, а площадкой - стопка шайб. Разумеется, можно вырезать диск из листа латуни или мельхиора; годится и монета. Не забудьте сгладить все острые края опиливанием,.
Нагрейте воск так. Чтобы его поверхность подплавилась, затем нагрейте шпиндель и вожмите его в воск. Небольшие отверстия в диске увеличат прочность соединения. Когда все остынет, закрепите шпиндель в патро-.
- - гибкого вала и начинайте токарную обработку. Работайте в защитных wax и респираторе, чтобы предохра--~1 себя от воздушной взвеси восковых ЧВСПЛХ-Как и в предыдущем случае, здесь важно работать без спешки, иначе при слишком большом усилии соединение.
ослабнет и воск сдвинется. Поскольку заново отцентровать воск на шпинделе непросто, осторожность будет гораздо эффективнее починки.
Еще один метод состоит в том, что в восковом блоке проплавляют плоскость заранее нагретым электрическим паяльником В эту полость с расплавленным воском надо быстро опустить подогретый гвоздь или фрезу и оставить до застывания. Для удерживания можно использовать защелкивающийся пинцет - «третью руку».
Любой из зтих способов, как и их вариации, годится для закрепки воска при токарной обработке с помощью других вращающихся механизмов.
РАСЧЕТ ВЕСА.
Типичная проблема начинающих -тенденция к созданию слишком тяжелых изделий. Если вы будете понимать причины попадания в эту ловушку, вы сможете избежать ее.
Воск для резьбы хрупок, особенно по сравнению с металлом, материалом, привычным для большинства ювелиров. После нескольких поломок новички осознают хрупкость воска и боятся истончать его. Кроме того, воск в десять-двенедцать раз легче металла, из которого будет сделана отливка. Правильно изготовленная модель ювелирного изделия может быть такой легкой, что рука не почувствует ее веса. Для большинства работающих с металлом зто необычное ощущение и мы инстинктивно склонны не доверять ему. Очень важно помнить, что конечный объект будет сделан из металла и будет иметь прочность, вес и стоимость металла.
Те, кто знаком с работой по металлу, могут думать в привычной системе отсчета. Насколько массивна эта часть по сравнению с обычной шинкой кольца? Какова толщина этой части согласно системе B&S? Какая толщина была бы достаточной, если бы вы работали непосредственно с металлом? олщину воска можно контролировать на просвет; более тонкие участки будут более бледными по цвету. Для наглядности вырежьте из воска клин, промерьте его и используйте в качестве шкалы «Цвет - толщина». Это можно сделать с помощью измерителя для камней или подобного ему инструмента.
Как уменьшить массу модели.
Первые шаги к уменьшению массы должны быть предприняты еще на стадии планирования общей формы и пропорций изделия. Если готовая модель слишком тяжела, иногда возможно выбрать некоторые участки с ее внутренней стороны. Это можно делать самыми разными инструментами, однако, наиболее частый выбор - выскабливание или высверливание вращающейся фрезой.
За информацией о том, как взвесить модель и рассчитать вес готового изделия обращайтесь к главе 2.
После окончания формовки резной воск выглаживают тонкими надфилями, нейлоновым чулком или бумажной салфеткой Эти материалы предпочтительнее наждачной бумаги или стальной ваты, которые могут оставить на воске прилипшие частицы абразива или волокна.
Заключительная отделка твердых восков
Вид поверхности воска послв полировки должен воспроизводить вид поверхности готового изделия так точно, как это только возможно. Помните что несколько легких прикосновений к воску сэкономят вам многие минуты работы по мвталлу. Небрежность при отдепкв воска приведет не только к трате времени, но и к перерасходу металла и истиранию издвлия. Восковая модель должна быть идеальной.
ИСПРАВЛЕНИЯ.
Чтобы ликвидировать поломки или внвсти изменения в дизаин восковой модели, нагрейте иглу в пламени спиртовки или горелки и прикоснитесь вю к месту шва. Убедитесь, что обе соединяемые поверхности расплавлены, иначе соединение будет непрочным При таком способе соединения деталей могут оставаться зазоры; подогрев нужнов место, его заполняют небольшими каплями расплавленного воска. Таким образом, можно сглаживать некоторые особенности конструкции и текстуры Начинающие модельщики должны помнить об этом и свободно экспериментировать в процессе создания формы Когда бы вы ни плавили воск, избегайте вдыхания паров. Они могут содержать нефтяные дистилляты и вызывать раздражение глаз и тошноту.
Мягкие абразивы, такие как тампон из нейлонового чулка, движутся по поверхности изделия, выявляя вв особенности Если поверхность слегка волнистая, тампон углубит впадины и волнистость усилится. Мягкив абразивы подходят для округлых природных форм. Если изделие допжно иметь плоские грани, используйте жесткий инструмент вродв напильника или грубой бумаги, наклеенной на плоскую дощечку (например, на палочку от мороженого) Для окончательной отделки воспользуйтесь жвсткой тканью типа джинсовои или твипа, натянув ее на плоскую дощвчку Скребки могут оставлять на поверхности модели тонкие пинии. Чтобы сделать их болев отчетливыми, пропилите на лезвии скребка зубчики. При перекрестном движении этого инструмента получается матированная поверхность.
Такая обработка рекомендуется для участков, которые будут подвергаться сильному износу, либо трудных для полировки, либо в дальнейшем подлежащих патинированию Когда поверхность которую нужно матировать, труднодоступна для скребка, испопьзуите для пунктирной обработки этой поверхности кончик иглы.
Воск можно использовать повторно только до тех пор, пока он свободен от инородных включений. Это очень важно, поскольку даже крошечные частицы могут привести к неприятностям, если они попадут в критическое место модели. Частицы постороннего металпа могут оказвть разрушительное действие при литьв, особенно если вы имеете дело с белыми металлами
УТИЛИЗАЦИЯ ОБРЕЗКОВ ВОСКА
Рассортируйте обрезки воска и отбросьте те, которые загрязнены. Остальные сложите в стальной контейнер и медленно нагрейте в духовом шкафу. Следите за тем. Чтобы воск не перегрепся до появления дыма. Как только воск расплавится, сразу же прекратите поднимать температуру и установите ее на достигнутом уровне. Необходима вентиляция, поскольку могут выделяться резко пахнущие и ядовитые пары.
Можно дать воску застыть в том же контейнере, однако блок будет проще вынуть, если вы перельете воск в емкость другого типа. Сделайте ев из толстой алюминиевой фольги, складывая вручную или сформируйте на банке или коробке. Чтобы воск не так сильно прилипел, смажьте фольгу жидким мылом или сбрызните разделяющим силиконовым спревм.
Если вы подозреваете, что в воске есть посторонние включения, процвди-те вго червз кусок металлического сита (которое потом будет не жаль выбросить) или через редкую ткань. Дайте воску медленно остыть.
Восковые листы делают, наливая расплавленный воск на чистую плоскую поверхность, например, на лист стекла или плексигласа или в плоскую сковороду, на палец заполненную кипящей водой.
Воск для лепки
Мягкие воски формуют способом наложения дополнитепьных споев. Для изготовления ювелирных моделей испопьзуют как мягкий, так и твердый воск, но с точки зрения дизайнера эти два семейства различаются как дерево и глина.
Как и воск для резьбы, воск для пепки депают из смеси смол, восков и наполнителей. Эти ингредиенты смешивают в таком соотношении, чтобы в результате получипся достаточно мягкий воск, который можно гнуть, формовать резанием, штамповкой и прищипыванием.
Лепной воск продается в виде блоков, листов и проволоки с поперечным сечением практически любой конфигурации. Он окрашен в радугу цветов, но, как и в случае с воском для рвзьбы, не в соответствии с универсальной системой, а по прихоти изготовитепя.
Нагревательные приборы.
Тепло - необходимое условие при работе с лепным воском. Обычно источником тепла служит спиртовка, но вместо нее можно использовать пламя свечи или горелки.
Пламя свечи загрязняет воск копотью, поэтому работать с ним следует лишь, в крайнем случае. С каким бы нагревательным прибором вы ни работали, расположите позади пламени черный матовый экран, чтобы меньше уставали глвэа. Он должен быть сделан из огнеупорного материала, например из металла, покрытого краской.
СПИРТОВКИ
Спиртовка мастера-моделыдика представляет собой просто стеклянный сосуд с плотно закрывающейся крышкой, в которую впаяна короткая трубка. Через эту трубку пропущен хлопковый фитиль, по которому благодаря капиллярным силам подается горючее. Удобное приспособление - поднимающий фитиль регулятор на трубке. С его помощью можно выдвинуть горящий фитиль; в противном случае, это придется делать пинцетом.
Спиртовку можно сделать, как показано на рисунке, из маленькой стеклянной баночки (например, из под детского питания). Еще лучше будет изготовить спиртовку из жестяной масленки (не разобьется, если упадет). Отпилите большую часть носика и просверлите отверстие для воздуха, как на рисунке. Через несколько лет такая спиртовка может проржаветь насквозь, в этом случае ее надо выбросить и заменить ее на новую.
ГОРЮЧЕЕ.
В магазинах лакокрасочных товаров можно приобрести денатурированный спирт, который продается там в качестве растворителя. В универсальных магазинах продают горючее для декоративных ламп. Оно часто ароматизировано, что является излишеством, но воску вреда не причинит. Откажитесь от заменителей. Скорее всего, они окажутся более летучими, чем того требует безопасность. Ни при каких обстоятельствах не пользуйтесь бензином и не помещайте емкость с горючим на открытое пламя.
Очень удобно хранить пластиковую воронку рядом с запасом спирта для спиртовки. В случае пролива, дайте пуже полностью испариться, прежде чем зажжете спичку.
Полезные инструменты для такой работы - трафареты и лекала, вырезанные из тонкого плексигласа. С помощью алфавитного пластикового трафарета и иглы можно выдавливать или вырезать буквы. При работе с листовым воском также хороши просечки или трубчатые сверла для бумаги.
РЕЗАНИЕ ЛИСТОВОГО ВОСКА
Воск может скалываться при резке, особенно в холодную погоду. Чтобы избежать этой проблемы, перед началом работы опустите воск в сосуд с теплой, но не горячей водой. Чтобы
не намочить рисунок, положите на него лист стекла или плексигласа.
Модели из мягкого воска наращиваются подобно росту снежного сугроба или сосульки, через последовательное наложение слоев. В некоторых случаях первым шагом будет кройка листового воска при помощи выдвижного резака или нескольких переходов острием иглы. Так как листовои воск прозрачен, его можно положить прямо на предназначенный для копирования рисунок.
Чтобы отпечатать на листовом воске буквы и слова, согрейте его в теплой воде и хорошо стряхните. Работая быстро, положите воск между двумя листами упаковочного пластика и вставьте в пишущую машинку. Отключите подачу пишущей ленты и отпечатайте слова. Чтобы воск оставался теплым направьте непосредственно на него свет пампы. При известной осторожности для поддержания нужной температуры воска можно исполь зоватъ фен.
При работе с воском инструмент является непосредственным продол жением руки и должен быть удобным в каждом смысле этого слова. Длина инструмента, обычно около 15 см, но для каждого мастера она может быть своя. Базовый инструмент имеет форму иглы и лично я. предпочитаю иглу с легкой деревянной рукояткой любому инструменту, с которым доводилось работать Купить такие иглы можно там же, где продают глину для лепки (иногда их называют) или в магазине наглядных пособий - там их называют биологическими иглами
Инструменты
Мне нравится их небольшой вес, и во время работы я часто переворачиваю инструмент, чтобы при помощи его рукоятки приглаживать или гнуть воск. Другие инструменты для моделирования можно сделать из обрезков стальной проволоки, латуни или зубоврачебных инструментов Рукоятки необходимо теплоизолировать дере вом или изолентой.
Выбор инструмента во многом зависит от окончательного вида изделия. По мере того как будет формироваться ваш личный стиль, экспериментируйте с инструментами и изобретайте свои собственные.
Чтобы сделать аккуратнее и удобнее кусачки для восковой проволоки, заточите в виде лезвий кончики заостренного пинцета. Этот инструмент хорош своей легкостью, быстротой действия и способностью проникать в труднодоступные места.
СТЕКИ ДЛЯ ВОСКА С ЭЛЕКТРОПОДОГРЕВОМ.
Эти популярные инструменты предлагают альтернативу движению «туда-сюда» (нагревание-работа) при моделировании инструментом, который нагревается пламенем. Стек постоянно подогревается изнутри, что экономит время и позволяет пристальнее сконцентрироваться на собственно моделировании. Чтобы избежать перегрева при работе с недорогим электрическим стеком, его нужно время от времени выключать при помощи переключателя (или вынимать вилку из розетки), но инструменты лучшего качества имеют регулятор позволяющий поддерживать постоянную температуру. При работе с ними следует опытным путем найти температуру подходящую для воска, с которым вы работаете. Как только это сделано, можно установить нужную температуру с помощью регулятора и сфокусировать внимание на модели.
Самодельный стек для воска.
Обычные паяльники и приборы для выжигания по дереву можно использовать и при работе с воском, однако, они слишком сильно нагреваются. Для того чтобы контролировать степень нагрева, поставьте на силовой щиток бытовой регулятор освещения. Для индикации работы прибора во вторую розетку этого регулятора включите маломощную лампочку (ночник).
Следуйте инструкциям изготовителя касательно мощности, на которую рассчитан регулятор Чтобы легче было устанавливать температуру, на корпус можно нанести цифры При небольшом навыке вам удастся подбирать необходимый нагрев для каждого из ваших восков Мне это устройство обошлось в $20, включая паяльник.
Самодельные наконечники
Конструкция большинства паяльников такова, что вы легко можете изготовить для них нужные вам наконечники. Возьмите болт с резьбой, подходящий к наконечнику паяльника и припаяйте к нему серебряным припоем отрезки скрепок для бумаги или латунной Проволоки.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОСКОВЫХ МОДЕЛЕЙ МОНТИРОВКОЙ.
При работе с некоторыми моделями легче всего начинать с каркаса из восковых проволок. Их нарезают по размеру и сваривают в точках соединения кончиком нагретой иглы.
Каркас можно заполнить восковыми пластинами или капающим с проволоки воском. При правильном подходе каркас обеспечивает не только систему для изготовления модели, но и сеть, способствующую заполнению.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
Поднесите кончик восковой проволоки к пламени спиртовки. Он расплавится и образует каплю. Ее можно быстро перенести и капнуть на лист воска Критический фактор - время. Если вы замешкаетесь на долю секунды, капля упадет в пламя. Если проволока недостаточно разогрета, она не пристанет к листу. Терпение и практика вскоре обеспечат вам точный навык.
ВТОРОЙ СПОСОБ.
Нагрейте иглу для воска и нацельте ее на тот участок, куда нужно добавить воск; игла должна находиться чуть выше поверхности листа воска. Прикоснитесь к игле восковой проволокой в 1-1,5 см от ее кончика. Воск расплавится, потечет по игле и попадет точно на место. По крайней мере, должен попасть. Важно следить за температурой иглы.
При нанесении больших количеств воска на нужное место можно положить восковую проволоку и залить ее дополнительным количеством воска, чтобы образовался бортик. Такую проволоку можно изготовить из мягкого воска, ее можно раскатывать ладонью на поверхности стола в «колбаску» неравномерного сечения. Отдельные участки такой «колбаски» можно быстро утолщать, наращивая множество дополнительных слоев. Также можно наносить расплавленный воск при помощи кисти. Нагрейте баночку с воском на водяной бане и используйте ненужную кисть из мягкой щетины.
Заготовку для модели можно вылепить пальцами. Чтобы размягчить воск, опустите его в теплую воду или подышите на него. Возможно. В жаркую погоду окажется необходимым «зафиксировать» форму воска в холодной воде. Это особенно важно, когда предстоит дальнейшая работа с моделью. Если при этом возникают какие-либо трудности, модель следует укрепить на подставке, так, чтобы можно было работать, не опасаясь помять ее.
САМОДЕЛЬНЫЙ ЭКСТРУДЕР.
Формам проволоки, которую делают с помощью этого инструмента, практически нет числа. Продавливая через экструдер обычный мягкий воск, можно получать проволоки с необычным поперечным сечением. Если смешать очень мягкий воск, экструдер можно использовать подобно кондитерскому шприцу, получая интересные фигуры.
1.
Купите отрезок металлической трубки около 30 см длиной и 2,5 см в диаметре. Вам также понадобится плотно входящий в эту трубку поршень. Если вы не можете найти подходящий по диаметру, воспользуйтесь меньшим, прикрепив к его торцу резиновую шайбу, которая обеспечит герметичность.
2.
Отпилите головки у двух болтов, а оставшиеся стержни с резьбой припаяйте к концу трубки таким образом, чтобы их концы выступали вперед на 10-12 мм.
3.
Из листа латуни толщиной около 1 мм вырежьте панели с фигурным отверстием, как на рисунке. Чтобы обеспечить герметичность, расстояние между направляющими пазами должно точно соответствовать расстоянию между болтами.
4.
Работая с экструдером, надевайте защитные перчатки. Залейте в экструдер расплавленный воск и вставьте поршень. Медленно и равномерно надавливая на него выдавите из трубки восковую проволоку.
Там воск в экструдере застывает.
РАБОТА СО ШТАМПОМ.
С помощью штампа на листе воска легко оттиснуть различные текстуры и изображения. Штампы могут быть изготовлены (в том числе травлением) из латуни или меди, причем их рельеф должен быть обратным рельефу будущей отливки.
Поместите пластину штампа в тиски, проложив ее для прочности между стальными листами, а для амортизации используйте кусок увлажненной кожи или резины. Подогрейте лист воска и защитите его с двух сторон полимерной пленкой. При сжатии губок тисков штамп вдавится в воск и оставит на нем оттиск. Таким образом, можно получать большое количество идентичных изделии.
Шинки колец
1.
Перед тем как накладывать воск, покройте ригель тонким споем разделяющей смеси, например, микрофильмом, тальком или обрызгайте маслом. Подогрейте ригель (стальной или алюминиевый) и нанесите на него слой размягченного воска. При этом нужно следить за температурой ригеля, что потребует некоторого опыта, но, тем не менее, вполне возможно изготовить за один оборот шинку постоянной толщины.
Снимите ее и, перевернув, снова наденьте на ригель, чтобы убрать конусность. Если воск прилипает прежде чем снимать его, охладите ригель в течение нескольких минут под струей холодной водопроводной воды.
2.
Другой способ получения заготовок для колец включает наращивание листового или проволочного каркаса. Это можно сделать на коническом ригеле, но я предпочитаю работать на цилиндрическом. Поставщики ювелирных инструментов продают наборы алюминиевых стержней, проточенных до целых и половинных размеров колец, которые крепятся к стойке в удобном для работы положении. В качестве альтернативы можно использовать пятнадцатисантиметровую деревянную цилиндрическую оправку.
Скорректируйте диаметр оправки до нужного при помощи липкой ленты, при необходимости наматывая или сматывая ее, чтобы диаметр оправки в точности соответствовал диаметру кольца. Чтобы воск не прилипал к ленте, покройте ее смазкой или полимерной пленкой.
Время от времени поворачивайте модель, чтобы она не прилипала.
После того, как форма модели в основном завершена, ее уточняют, убирая или добавляя воск. Воск можно соскабливать инструментом в форме миниатюрной ложечки, сделанной из латуни или мельхиора, или из зубоврачебного инструмента При работе с некоторыми восками (и особенно - в холодную погоду) возможно, будет желательно подогреть инструмент в пламени, но обычно воск соскабливается при комнатной температуре. Подогревая инструмент, избегайте перегрева. Даже небольшой просчет может привести к тому, что горячий инструмент сильно повредит модель Держите под рукой салфетку или тряпочку, чтобы убирать лишний воск после каждого прикосновения.
Помните, что одно только нагревание не уберет воск. Он остынет и затвердеет примерно там же, где и находился. Чтобы снять расплавленный воск, прикоснитесь к нему горячей иглой и либо дайте ему стечь по игле, либо промокните бумажной салфеткой. Чтобы сделать отверстие, проколите воск горячей иглой и выньте ее. Слегка подуйте на пятнышко расплавленного воска, и появится отверстие. На рабочую поверхность под изделием будут лететь брызги, поэтому я советую подстелить ненужный лист бумаги, как на рисунке
Полировка
При работе с лепным воском почти никогда не используют напильники. Они рвут форму, забиваются и будут совершенно бесполезны. Наждачная бумага и стальная вата также неприемлемы для лепного воска. Стальная вата особенно ппоха, так как она оставляет стальные волокна, которые засоряют литейную форму, и будут заметны в готовой отливке.
Для того чтобы сделать гладкой поверхность лепного воска, нагрейте иглу и мягко водите ее кончиком по поверхности модели. Чтобы сгладить поверхность модели, некоторые модельщики проводят ее сквозь пламя спиртовки, но это рискованно. Прежде чет пробовать этот способ, попрактикуйтесь на обрезках воска, и применяйте его только в том случае, если вы уверены в быстроте вашей реакции. Секундное промедление - и все ваши труды по изготовлению модели пойдут прахом.
Иглу для надувания спортивных мячей можно превратить в миниатюрную бунзе-новскую горелку. Закрепите иглу в резиновом шланге, присоединенном к источнику пропана или природного газа и очень осторожно выгладите пламенем поверхность модели.
СПОНТАННЫЕ ЭФФЕКТЫ
Лейте воск:
Выливая воск нав различные материалы, можно получить много интересных форм и текстур. Полученные образцы можно обрабатывать любым из вышеизложенных способов.
Никогда не нагревайте воск до температуры вспышки. При этой температуре, которая для каждой разновидности своя, воск неожиданно воспламеняется. Это очень опасно. Следите за процессом плавления и убирайте нагрев сразу же, как только воск станет жидким. Для плавления воска всегда используйте водяную баню, помещая сосуд с воском в емкость большего диаметра, в которую налита вода до уровня 2-3 см. добавляйте воду по мере выкипания.
• В воду (результат зависит от температуры).
• На старую обветренную древесину (хорошо смоченную водой).
• На стальную плиту.
• На бетон.
• На листья.
• На древесные стружки.
• На пластиковые обертки
Вы сможете получить интересные и неожиданные результаты, заливая воском сделанные в глине оттиски различных рельефов и текстур. Используйте гончарную или любую другую глину, замешав ее с водой. Детский пластилин не годится, так как он расплавится от соприкосновения с горячим воском.
ГЛИНЯНЫЙ РЕЛЬЕФ
Раскатайте или разомните глину в лепешку и сделайте на ней оттиски, например, вдавливанием, волочением, резкой. Помните, что на воске получится рельеф, обратный (негативный) рельефу глины.
Воск на глину лейте или наносите кистью. При заливке, возможно, окажется необходимым сделать из глины ограничивающую стенку. Если вы работаете кистью, бросайте расплавленный воск на глину резким движением запястья. Как бы вбивая его в небольшие углубления. Для работы с глиняным рельефом лучше всего подходят воски для лепки или инкрустации, так как в жидком состоянии они особенно текучи.
Момент затвердевания воска обычно определяют, наблюдая за изменением его цвета по мере охлаждения. Через минуту-две отделите воск от глины и сполосните под холодной водой. Включения можно удалить с помощью мягкой кисти. Восковые детали можно резать ножом или ножницами, их можно гнуть, формовать, моделировать и комбинировать, как и при работе с любыми другими восковыми моделями.
Многие органические объекты хорошо выгорают и могут быть использованы для отпивки Имейте в виду что вам придется поэкспериментировать. Поскольку каждый материал обладает своими уникальными свойствами. Вот несколько факторов, о которых следует помнить.
Органические материалы
• Содержание воды в модели повлияет на ее способность сохранять форму в процессе формовки и выжигания. Растительные материалы, собранные осенью будут более сухими, чем собранные весной, и зта разница может сыграть решающую роль в успехе либо провале питья.
• «Листоподобные» материалы, как правило, выгорают; «древоподобные».
- как правило, нвт. Здесь может возникнуть путаница, поскольку между этими двумя типами нет четкого различия. Я убедился, что одни сосновые шишки выгорают чисто. В то время как от других остается некоторое количество угля, препятствующего заполнению питейной полости. Экспериментирование - лучший способ определить, какой материал даст чистую отливку.
Готовые пластмассовые объекты.
Большинство пластмасс выгорает без остатка, тем самым, предоставляя мастеру -модельщику широчайшие возможности. Газы, выделяющиеся при плавлении пластика, могут быть токсичными и должны тщательно отводиться. Работайте с пластмассовыми моделями в просторном помещении с хорошей вентиляцией. Особенно важна вытяжная вентиляция при выжигании пластмассовых моделей. Пренебрегая этими правилами безопасности. Вы рискуете своим здоровьем Вокруг нас изобилие пластмассовых предметов: детали из наборов для конструирования, техника, в том числе и бытовая - все зто источники сырья. Огромное «жичество интересных объектов несет в себе некоторые трудности, поскольку есть соблазн просто трансформировать пластмассовый предмет в металлический. Это всего 1»шь упражнение в технике, а в остальном не представляет большой ценнос-Основная задача при отпивке пластмассовых объектов - подходить к их использование творчески, придавая им новое и необычное значение.
• Вес и влага гипсоподобной формовочной смеси могут сильно исказить природную модель Формовочная смесь сомнет распустившийся цветок, так что даже полная отливка будет представлять собой жалкий неряшливый комок. Чтобы упрочнить модель, покройте одну из ее сторон воском. Обычно зто делают, осторожно заливая поверхность воском или нанося кистью. Цветок можно также покрыть аэрозольным паком или краской. Помните, что во время выжигания будет выделяться особенно ядовитый дым. Включите вентиляцию и покиньте помещение.
• Очень тонкие детали не отольются, так как поверхностное натяжение металла не позволит ему проникнуть в узкие щепи, тонкие части. Такие как крылья насекомых, должны быть утолщены с помощью воска, пака. Краски или клея.
&bubull; Кости и раковины обычно не выгорают полностью. Если вы хотите поработать с ними, устройте в литниковой системе повушки для пепла, где будут собираться несгоревшие остатки, и увеличьте время выжигания.
Пластмассовые предметы, которые слишком массивны для отливки в металле, можно сделать тоньше путем опиливания, выпиливания или высверливания борами. Не нагревайте объект, если не хотите исказить его форму. Полипропилен (из него депают контейнеры холодипьникоа и молочные бутылки) обычно обеспечивают чистую отливку; его можно использовать вместо листового воска. Прозрачные материалы предпочтительнее непрозрачных.
Твердые пластмассы
Было бы хорошо провести предварительный тест на образце материала, прежде чем тратить время на модель, отливка которой может не получиться. Если у вас есть несколько экземпляров готового предмета, сделать зто будет легче всего, заформовав и отпив один из них. Для такой предварительной отливки можно использовать любой металл.
После отливки проверьте ее целостность и качество поверхности. Отсутствующие детали и большие пустоты указывают на то, что в изложнице остались невыгоревшие части модели, которые не позволяют металлу заполнить всю полость. Может быть, необходимо более долгое время выжигания. Или может быть, этот предмет просто нельзя выжечь.
Чтобы провести более простой, но менее доказательный тест, поместите образец материала модели в небольшую жестяную банку и накройте ее обрезком металла (латуни, стали и т.д.). Нагрейте печь до 650° затем проверьте, нет пи в банке остатка.
Если нет, скорее всего, этот материал будет выгорать начисто. Если же есть смолистый остаток, то не стоит надеяться на хорошую отливку. Возможно, в этом случае придется снять с оригинала резиновую форму и с ее помощью изготовит восковую модель.
ВСПЕНЕННЫЕ ПЛАСТМАССЫ.
Для изготовления моделей можно применять мягкие пластики, такие как полистирол и стирофом. Работайте только при хорошей вентиляции, так как выделяющиеся при работе с этими материалами газы могут быть опасны.
Вокруг нас много разновидностей мягких пластмасс. От пищевых оберток до упаковочных материалов, от кофейных чашек до строительной изоляции, и каждая из них супит мастеру - модельщику уникальные возможности.
Пластик можно резать липой или ножом, можно обрабатывать горячим и холодным инструментом, его можно использовать в чистом виде и достраивать воском. Его можно нагревать в пламени, получая затейливые текстуры и неожиданные формы. Помните. Что поскольку стирофом практически ничего не весит, легко увлечься и сделать модель, которая после отпивки будет слишком тяжелой. Здравый смысл и опыт помогут вам справиться с этой проблемой.
Пластмассовые детали можно скреплять горячим воском или легким клеем, например, для авиамоделей или резиновым. Очень хрупкие детвли упрочните дополнительным слоем воска, или сбрызните паком или полимерным спреем.