Введение

Введение

Когда в 1982г. я налисал книгу «Полное руководстео по обработке металлов для ювелиров», мне виделась серия книг, в которых был бы сохранен тот же стиль подачи материала Данное издание - второй шаг на пути к осуществлению этого замысла. Я надеюсь, что здесь сохранены популярные подходы к изложению информации, присущие первой книге, и внесены некоторые изменения к лучшему. При создании этой серии книг мыслилось в частности, что информация должна дробиться на легко воспринимаемые фрагменты которые расположены в простой и удобной последовательности. Стиль книги в основном наглядный с уклоном в сторону максимально простого и недорогого способа достижения вполне определенного результата.
Эта книга как и её предшественница, напечатана на плотной бумаге и заключена в ламинированную обложку, способную противостоять всему, что может пропиться в мастерской. Спиральный корешок позволяет уложить раскрытую книгу на верстак, а прилагаемый к книге по желанию покупателя лист с закладками позволит читателю изготовить метки на каждую главу.
Первые пять глав посвящены литью по выплавляемым моделям, как наиболее распространенному методу литья в ювелирном деле. Этот процесс рассматривается в нескольких аспектах, и каждый из них подробно обсуждается. В остальных главах описаны альтернативные техники литья, а в конце книги приведен глоссарий, дающий возможность быстро навести справки. В книге нет попыток осветить смежные вопросы металлообработки, такие как пайка и доводка. Именно благодаря такой узкой направленности «Практическое литье» может предложить столь полный обзор предмета.
В то время как почти вся информация в книге может относиться к отливкам любого размера, не забывайте, что она написана как учебное пособие для тех ситуаций, когда присутствует преподаватель и объемы работ ограничены. Не предполагалось использовать эту книгу как учебник для промышленных рабочих - там могут быть другие требования к технике безопасности.
Если вам понадобится помощь в этой области знаний, проконсультируйтесь в соответствующих государственных организациях. Ответственность за собственное здоровье и здоровье окружающих лежит полностью на вас.
Краткий обзор предмета.
С точки зрения истории литье является не особой технологией, а логическим продолжением процесса очистки руды и сплавления самородного металла Когда первые мастера обнаружили материал для своих изделий в пепле костра, они заметили, что он воспроизводит рельеф поверхности, на которую бып пролит. С этого началось развитие всей последующей технологии литья.
Когда мастер отливает исходный слиток для будущего изделия, логично придать ему форму, близкую к форме желаемого продукта. Делая проволоку, мы отливаем стержень, и так далее. Когда-то в древности мастер осознал, что можно отлить практически готовое изделие. С момента этого открытия изложница превратилась в литейную форму и родилось литье как искусство.
Очевидно, что зто революционное открытие было сделано самостоятельно в нескольких культурах. Нам известны искусные бронзовые отливки, сделанные в Китае около 7000 лет назад. Спустя не так уж много времени древние египтяне, достигнув высокого мастерства в литейном деле, создавали великолепные изделия, которые вдохновляли многие поколения мастеров. Около V в. н.э. греческие кузнецы изобрели горн, в котором на железную руду направлялась струя воздуха. Это важнейшее изобретение сделало возможным получение металла лучшего качества при относительно невысоких затратах. В каком-то смысле зто ознаменовало начало индустриальной революции.
По сравнению со многими отраслями промышленности - литье за последние 4000 лет очень мвло изменилось Совершенствовались материалы, росли масштабы производства, но суть процесса осталась неизменной. Также не изменилась с годами и терминология.
Литейная форма - это обратный рельеф, в который вдавливается, заливается или загоняется под давлением размягченный или жидкий материал, и принимает заданную форму.
Литейная форма - промежуточное звено между двумя объектами -мастер-моделью и готовой отливкой От каждого из этих объектов зависит выбор материала для формы и ее сложность. Сложная модель требует применения форм определенного типа и исключает использование других. Выбор материала для изготовления литейной формы также зависти от температуры плавления отливаемого материала.
Для удаления отливки некоторые формы могут быть разобраны. Они называются разъемными и могут состоять только из двух частей, либо могут быть очень сложными - из десятка и более деталей. Некоторые формы делают из эластичных материалов, что повышает их универсальность, в то же время как другие - при извлечении отливки должны быть разрушены Такие формы называют разовыми, так как в них можно сделать только одну отливку, после чего они разруша ются.
Модель является точной копией изготовляемого предмета. Выбор материала, из которого будет сделана модель, зависит от литейной формы, способа литья и от замысла мастера-модельщика.
В промышленности, литье - один из многих процессов, применяемых для получения большого количества одинаковых изделий. Литье стоит в одном ряду с другими технологиями, такими как вырубка, вытяжка, штамповка, токарная обработка. Изготовитель выбирает такой способ производства, который дает наиболее высокий выход самой качественной продукции при минимальных затратах. Зачастую этим требованиям удовлетворяет литье, и ему постоянно находится новое применение. В 1940-х годах ювелирной промышленностью быпа позаимствована технология, первоначально разработанная для зубопротезного депа, а сегодня с ее помощью отпивают сотни тысяч небольших деталей, таких как клапаны и детали механизмов. Когда производители обратили внимание на литье, изобретения и усовершенствования стали появляться в большом количестве Сейчас в течении года проводится больше исследовании в области питья чем за целое десятилетие в пятидесятых годах.
Не уменьшая важности и занимательности процесса изготовления питейной формы и заливки металла, следует заметить, что пик творчества зто изготовление модели. Большая часть своеобразия готового изделия -его форма, пропорции, контуры, и обычно его поверхность - все решается именно здесь. Успех или неудача при изготовлении литейной формы и заливке металла определяется как степень соответствия исходной модели и готовой отливки. Каждый мастер способен оценить «спонтанный дизайн» (счастливую случайность), но важно управлять технологическим процессом.
Если позаимствовать идею у известного автора книг по ремеслу Дэвида Пая, модель - зто «кладезь времени и таланта» её создателя Профессионализм дизайнера и модельщика может быть реализован посредством профессионализма формовщика и питейщика. На самом депе, при наличии постоянной (многоразовой) литейной формы он может быть даже растиражирован. Технические навыки, неважно насколько они значительны, не смогут исправить недостатки исходной модели. Самое замечательное мастерство при отливке по бездарной модели даст пишь бездарную копию.
Разделение труда в мастерстве металлообработки почти так же старо, как само мастерство. На древнеегипетских изображениях показано, как подмастерья выполняют черновую работу для квалифицированных мастеров. В этой и в большинстве других культур, как правило, мастер приобретал навыки и положение, последовательно проходя все цеховые ступени. Хотя мастеру и не приходилось потом трудиться на подсобных работах в мастерской, но знания приобретались личным - и обычно длительным -опытом. В позднейших культурах и, в особенности, с начала индустриальной революции в XIX в. в литейные мастер ские стали по мере надобности принимать свободных наемных рабочих По этой причине стало возможным найти модельщика который лишь смутно представляет последующий технологический процесс, посредством которого именно зта модель будет превращена в отливку.
Если в этой книге и есть какая-то посыпка, так это то, что такая узкая специализация не слишком ценна, а подчас, возможно, и губительна для мастера. Когда ювелир имеет дело с небольшими сериями изделий или с уникальными экземплярами, для него в порядке вещей делать всю работу от начала до конца своими руками В нашем мире, ориентированном на узкую специализацию пичности такая работа обладает эмоциональной притягательностью и вознаграждается психологически.
Форма масштабность и образность модели имеют больше общего с дизайном - категорией эстетической, - чем собственно с процессом литья -техническим аспектом. Изучение дизайна - столь же захватывающий, сколь и важный процесс, но это выходит за рамки данной книги. Качественный дизайн - это алхимическая смесь восприятия, вдохновения, прилежания и чувства материала. Здесь мы вынуждены поощрять старательность, вознаграждать восприятие, надеяться на вдохновение и остановить свов внимание на технике.