Основные патины

Основные патины

Ниаги.
Ниаги - важная и одна из основных японских патин. Ее столетьями использовали как базовый цвет для меди и медных сплавов, сегодня она используется в качестве финишной патины. Как для всех приведенных здесь рецептов, пропорции являются основными направляющими, и приветствуются эксперименты. Изменяя концентрацию, пропорции и время выдержки, можно добиться широкого спектра цветов.
Ниаги.
5 граммов 5 граммов 1 литр
рокушо*.
медного купороса, CuS0
• 5H
O воды.
Если химикаты не приобретались в порошкообразном виде, измельчите их каждый по-отдельности в ступке до тонкого помола. Нагрейте воду, затем размешайте в ней медный купорос, пока он полностью не растворится. Добавьте рокушо, снова размешайте до полного растворения. Медный купорос растворяется медленнее рокушо. Некоторые мастера рекомендуют добавлять японскую сливу (умебоши) для усиления красных оттенков. Лучше всего нагревать раствор в медной посуде. Если используете стеклянную посуду, положите в нее кусочек меди, чтобы ввести в раствор дополнительное ее количество.
Процедура ниаги.
1.
По возможности работайте с медной, эмалированной или кастрюлей из нержавеющей стали, тогда вы можете быть уверены, что с другими металлами не происходит никаких нежелательных реакций. Нагрейте раствор ниаги практически до кипения и размешивайте, чтобы обеспечить однородность состава. Помните, что некоторые частицы останутся нерастворенными, поэтому важно размешивать раствор в течение процесса окрашивания. Уменьшите огонь до медленного.
2.
Смойте тертую редьку с изделия водой. Работайте в чистых резиновых перчатках, основной момент здесь - избежать загрязнения поверхности.
3.
Поместите изделие в пластиковое сито. Если у вас нет пластикового сита, или оно не того размера, что вам нужно, сплетите сетку подходящего размера из проволоки и накройте ее тканью. Это защитит изделие и предотвратит появление царапин.
Погружение изделия в раствор ниаги.
4.
Погрузите изделие в нагретый раствор. Чтобы добиться равномерного окрашивания, периодически поворачивайте его пластиковыми или деревянными щипцами. Поскольку химикаты в растворе могут осаждаться, периодически помешивайте его.
5.
Продолжайте до достижения желаемого цвета - чем дольше время нагрева, тем темнее будет цвет. Если вы будете продолжать процесс в течение длительного времени, не забывайте добавлять воду, чтобы компенсировать ее испарение.
6.
При получении желаемого оттенка выньте изделие из раствора, промойте под струей воды и вытрите чистой, незагрязненной жиром тканью. Раствор потеряет эффективность после нескольких использований, и его нужно слить, особенно если вы используете стеклянную емкость. При использовании медной кастрюли оставляйте зеленый осадок, образующийся при каждом использовании: он усилит действие раствора при его последующем применении.
Цвет готового изделия будет зависеть от длительности погружения, пропорций ингредиентов, температуры раствора, толщины металла и от того, каким способом было изготовлено изделие (литое или штампованное). В общем случае патина ниаги дает следующую последовательность цветов, причем сплавы с высоким содержанием меди (например, бронза) приобретают оттенки, лежащие ближе к концу этогосписка:.
соломенный желтый > серо-коричневый > ржавый »>.
> кирпично-красный > “печеночный” цвет »>.
> темно-коричневый.
Ниаги по меди.
Используйте рецепт с предыдущей страницы для создания серокоричневой, более свойственной для бронзы, патины на меди. Для углубления коричневого оттенка приготовьте более концентрированный раствор, добавив сульфата меди и рокушо по 15 граммов.
Ниаги по латуни.
При нагревании латунных изделий в растворе ниаги при низкой температуре патина получится бледно-зеленой. Если нагревать до высокой температуры, цвет будет охристый.
Ниаги по шибуичи.
Раствор ниаги окрасит шибуичи в оттенки от светло- до темно-серого. Для углубления цвета добавьте в сплав небольшое количество шакудо.
Для получения на шибуичи других цветов сначала необходимо обогатить поверхность серебром. Это достигается путем нагревания готового изделия на мягком огне до точки, когда оно начинает окисляться, и погружения его в отбел. Повторите несколько раз, и вы увидите, что изделие станет принимать серебряный вид. Этот слой так легко не реагирует с патинирующим раствором, его можно выборочно снять наждачной бумагой или пемзой, чтобы создать “перьевой” переход между цветами. Нагрейте изделие в растворе ниаги до температуры около 50-60°С. Сплав будет приобретать красный оттенок, и, если его выдерживать в практически кипящем растворе длительное время, цвет превратится в красивый серый. В течение процесса поверхность проявит красивую кристаллическую структуру - отличительную особенность этого популярного сплава.
Дебора Крупениа 1 1/8 дюйма (около 3 см) в диаметре.
“Спокойныеритмы” Шакудо, шибуичи, стерлинговое серебро,.
золото 22К (916 проба).
Фото: Дин Пауэлл.
Ниаги по куромидо.
Для получения матовой черной патины погрузите работу в теплый раствор ниаги. В ходе процесса вероятно беспорядочное появление красных точек. Чтобы окрасились и эти точки, разведите раствор и нагревайте изделие немного дольше до тех пор, пока вся поверхность не окрасится в ровный черный цвет. Имеются отчеты мастеров, которые непосредственно перед погружением куромидо в ниаги отбеливают изделия в крепком растворе серной кислоты.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ.
Этот раствор безопасен для прикосновения, но по окончанию работы необходимо тщательно вымыть руки; испарения также безопасны, поскольку испаряется только вода, а не химикаты.
Су-танпан.
Су-танпан - еще один традиционный патинирующий состав, который обычно используется в качестве базы, поверх которой наносятся другие патины, но он может быть использован и как патина сам по себе. Результат может варьироваться от светло-коричневого до серого и темно-коричневого в зависимости от крепости раствора и продолжительности его контакта с металлом.
Рецепт су-танпан.
40 граммов медного купороса, CuS0
• 5Н
О.
10 граммов столовой соли (хлорида натрия), NaCl.
1 литр уксуса.
При покупке кусками измельчите медный купорос и соль в ступке до тонкой пудры. Смешайте порошки, затем постепенно добавьте уксус. Налейте в стеклянный или пластиковый контейнер, надпишите название, состав и дату приготовления.
Процедура су-танпан.
1.
Подготовьте металл, как описано ранее, - закончите всю работу по металлу, отполируйте древесным углем или тонкими абразивными бумагами и обезжирьте.
2.
Нанесите покрытие из тертой японской редьки и отставьте, пока не будете готовы к нанесению патины. Дайкон должен быть выдержан на металле, по меньшей мере, в течение нескольких минут.
3.
Нанесите раствор на очищенное металлическое изделие при помощи широкой кисти. В Японии мы пользуемся кистью для каллиграфии.
4.
При достижении ровного красивого цвета промойте изделие в воде и высушите на воздухе.
Еще один способ использования.
Су-танпан часто описывается как базовая патина для меди, но он также создает темно-серую патину на серебре. Используйте приведенный выше рецепт и погрузите изделие в раствор до получения равномерного цвета. В большинстве случаев патина сполировывается с возвышенных участков, благодаря чему создается контраст между светлым металлом и более темными углублениями. В Японии это традиционно делают пищевой содой. Другие растворы для потемнения серебра, которые используют в Японии - настойка йода и продукт на серной основе, называемый муто-хаппу.
Наносите раствор погружением или при помощи кисти.
Дэвид Хуанг.
“Безмолвное созерцание 299”.
Медь, 14 1/4 х13
/2х 13 Уг дюймов (36 х 34x34 см).
Многослойные.
патины.
Ниже приводятся патины, которые накладываются на основу из ниаги или су-танпан. Традиционное назначение - создать цвет ржавчины, серую или черную патину за короткое время, быстрее чем это происходит в естественных условиях. На самом деле, возможно создать широкий спектр цветов исходя из относительной износостойкости и толщины создаваемых слоев. В зависимости от способа патинирования окончательный цвет может широко варьироваться от желтоватозеленого до темно-синего. Лучше работать на улице при естественном освещении и, где есть возможность, высушивать работу на воздухе. На протяжении веков был сделан вывод, что наиболее чистый цвет и наиболее красивые патины получаются в пасмурную погоду.
Патина энка на основе нашатыря.
Эта патина создает зеленый или желто-зеленый цвет на подготовленной меди или медных сплавах.
Энка на основе нашатыря.
3 грамма нашатыря, хлорида аммония, NH
C1.
1 литр воды
Ли Хага.
“Серьги - японский щит” Шибуичи, золото 18К (750 проба) 1x11/4 дюйма (2,5 х 3 см).
Процедура нанесения патины энка на основе нашатыря.
1.
Нанесите базовый цвет, используя патины ниаги или су-танпан.
2.
Растворите хлорид аммония в воде, хорошо размешайте.
3.
Нагрейте изделие либо на солнце, если работаете на улице, либо феном - если в помещении. Наносите раствор кистью. В идеале раствор высыхает сразу при нанесении.
4.
Повторите процесс 4-5 раз, позволяя каждому слою высыхать на воздухе. Для снятия излишков патинирующего раствора, который не пристал к поверхности, используйте влажную кисть.
5.
Повторяйте процесс до получения желаемого цвета.
6.
Защитите патину воском.
Джим Келсо.
“Шкатулка с буковым листом” (крышка) Стерлинговое серебро, медь, шибуичи, шакудо, золото.
Рюсан-до.
Эта патина создает зеленый - сине-зеленый цвет на предварительно подготовленной меди или медных сплавах.
Рюсан-до
3 грамма
нашатыря, хлорида аммония, NH
4
C1
30 граммов
медного купороса, CuS0
4
• 5H
z
O
1 литр
воды
Смешивайте все ингредиенты до полного растворения.
Процедура рюсан-до
1.
Подготовьте изделие, нанеся цвет основы ниаги или су-танпан. Дайте высохнуть.
2.
Кистью нанесите раствор рюсан-до и дайте ему высохнуть.
3.
Повторите до необходимого насыщения цвета.
4.
Прополощите при достижении желаемого цвета.
На Му Чо.
Брошь.
Сталь, золото 24К (999 проба).
Сакусан-до.
Эта патина создает светло-голубой цвет на предварительно подготовленной меди или медных сплавах.
Сакусан-до.
3 грамма хлорида аммония, NH
C1.
30 граммов ацетата меди, Си(СН
СОО)
1 литр воды.
Процедура сакусан-до.
1.
Подготовьте изделие, нанеся цвет основы ниаги или су-танпан.
2.
Смешайте все ингредиенты до полного растворения, затем кистью нанесите раствор на металл. Дайте высохнуть. Повторите до необходимого насыщения цвета.
3.
Остатки смойте водой.
Патинирование в парах нашатыря.
Эта патина является результатом воздействия на металл газов или.
испарений в закрытом пространстве.
1.
Подготовьте тент или сосуд (муро - японское слово, означающее закрытое пространство), так чтобы изделие было полностью заключено в закрытом пространстве. Неплохо, если материал сосуда прозрачен, чтобы вы могли наблюдать за процессом патинирования, хотя это и необязательно. Избегайте устанавливать тент под прямыми лучами солнца. Используйте скотч, кирпичи, доски или камни, чтобы закрепить края пленки.
2.
После тщательной очистки нанесите цвет основы ниаги или су-танпан.
3.
Положите вокруг изделия небольшие тарелочки с нашатырным спиртом. Это будет производить испарения, создающие патину.
4.
Изолируйте внутреннее пространство.
5. Патина будет от голубого до темно-голубого цвета. Цвет особенно насыщен во влажной атмосфере. Если так не получается в естественных условиях, вы можете увлажнить воздух, поставив под тент тарелочки с водой. Чтобы создать полосы (потеки), сбрызните изделие чистой водой перед помещением его под тент. Эти участки не будут реагировать с парами, пока вода не высохнет, что приведет к образованию более светлых участков.
Поместите изделие с патинирующим раствором в закрытое пространство.
Охагуро.
Патинирующий раствор охагуро приготавливается из железных опилок и уксуса. В Эпохи Нара и Хэйан в Японии женщины - аристократки окрашивали охагуро зубы в черный цвет как дань моде. К Эпохе Эдо эта мода распространилась на все население.
Обычно патину наносят как финишный цвет поверх базового покрытия ниаги или су-танпан. Цвет патины варьируется от светло-коричневого (хаки) до темно-коричневого. Цвет можно сделать темнее, добавив несколько капель зеленого чая. Потемнение происходит под воздействием таннина, содержащегося в зеленом (и черном) чае, его также можно добиться, добавив небольшое количество пиро-галловой кислоты.
Охагуро
1 литр
саке ил и пива ил и уксуса
300 граммов
стальных обрезков или гвоздей
Нагрейте стальные кусочки и поместите в саке, пиво или уксус.
1.
Поместите гвозди или стальные кусочки на огнеупорную поверхность (например, на кирпич) и нагрейте до красного свечения. Это создаст толстый черный оксидный слой. Не используйте опилки, поскольку они слишком малы и сгорят в огне. Избегайте использовать гвозди с гальваническим покрытием.
2.
Спустите горячие стальные кусочки в жидкость и размещайте.
3.
Плотно закройте раствор и поместите в прохладное темное место на 5-6 месяцев. За это время синтезируется уксусный альдегид (СН
СНО), который издает кисло-сладкий запах. Этот запах говорит о том, что раствор готов. Держите раствор вдали от источников тепла и пламени.
Охагуро можно хранить и улучшать в течение долгого периода времени. Даже в самом плотно закрытом сосуде в связи с испарениями саке и уксус необходимо добавлять. Доливайте жидкость каждые несколько месяцев - по потребности, стальные обрезки менять не нужно.
Процедура охагуро.
1.
Отлейте необходимое количество раствора и разведите его в воде в пропорциях 1 часть раствора на 3-5 частей воды.
2.
Подготовьте изделие, нанеся базовый цвет ниаги или су-танпан.
3.Подогрейте изделие горелкой и кистью нанесите раствор охагуро на поверхность. Идеальна температура, при которой раствор будет испаряться немедленно при контакте с поверхностью изделия. Повторите процесс 4-5 раз, чередуя нагрев и нанесение раствора.
4.
Влажной кистью удаляйте излишки раствора, что не пристали к поверхности изделия.
5.
При получении желаемого цвета тщательно высушите изделие и нанесите воск для защиты патины.
Традиционно раствор охагуро наносится кистью из соломы (миго-хаке). Эта кисть хорошо подходит, поскольку она сопротивляется нагреву, и ее волокна не впитывают много раствора.
Дебора Крупениа.
Брошь, “Церемонии: Посев” Медь, цветное золото 18К и 22К (750 и 916 проба) 2x2 дюйма (5x5 см)