Окончательная отделка

Окончательная отделка

Окончательная отделка изделия мокуме гане - одна из наиболее волнительных частей всего процесса. Только после всех ваших трудов по созданию изделия, постоянно вызывающего восторг публики - призообладателя, грантополучателя вы, наконец, увидите его во всем своей неподдельном блеске (или отсутствии оного). Правильно подобранная отделка обнаружит рисунок и текстуру металла, равно как и настоящий цвет использованных сплавов.
Текстурирование.
Для создания текстуры, чтобы удалить определенные спои металлов с поверхности мокуме, можно использовать травление кислотой. Чтобы получить богатую текстуру поверхности и четкие цветовые границы, можно применять разнообразные кислоты и травители. Травление с последующей пескоструйной обработкой хорошо подходит дня удаления следов, оставленных инструментами при прорезании. Я использую 40%-ный раствор азотной кислоты для сплавов на медной основе.
Вы также можете воспользоваться хлорным железом и получить неплохие результаты, но это работает намного более медленно. Для травления серебра я рекомендую 50%-ный раствор азотной кислоты, а для золота - чистую «царскую водку». «Царская водка» состоит из трех частей концентрированной соляной кислоты и 1 части концентрированной азотной кислоты. Это отвратительная дымящая желтая жидкость, с которой следует очень осторожно обращаться. «Царская водка» не достигает полной силы сразу после изготовления и лучше работает, если ее выдержать в течение, как минимум, суток перед использованием (в хорошо проветриваемом помещении).
Чтобы протравить изделие, содержащее мокуме, используйте провод в пластиковой изоляции или пинцет, чтобы осторожно опустить изделие в раствор кислоты. Используйте битум, чтобы покрыть участки металла, которые вы не хотите травить. Часто проверяйте течение процесса, для этого вынимайте изделие и промывайте его в ванночке с водой, в которую добавлено немного двуутлекислого натрия. Эго нейтрализует всю кислоту, оставшуюся на изделии, и сделает его безопасным в обращении. Рассмотрите изделие, чтобы определить достигнута ли желаемая глубина травления; если нет - смойте все следы раствора двууглекислого натрия и снова поместите изделие в кислоту.
Вы должны бьггь очень осторожны, особенно с тонкослойными ламинатами, чтобы не растворить их полностью и не протравить так, чтобы металлы не начали отслаиваться. Другая проблема, иногда ассоциирующаяся с использованием кислоты на мокуме, состоит в неизбежном факте, что в одной и той же ванночке с кислотой находится более одного металла одновременно. Вследствие гальванической реакции один металл может слегка осаждаться на другой. Вы, возможно, не заметите этого легкого налета до тех пор, пока не соберетесь за патинировать изделие, и у вас ничего не получится. То же может произойти при использовании уже работавших кислот, поэтому я предлагаю использовать разные киоют-ные ванны дтя каждой комбинации метилов, которые вы используете.
При использовании любых кисют вы должны:.
1.
Использовать посуду, предназначеннудю для хранения кислот.
2.
Добавлять кисюту в воду и никогда наоборот.
3.
Надевать кислотоупорные перчатки, одежду и защитные средства дтя лица.
4.
Использовать соответствующую вентиляцию, чтобы избежать отравления парами кислот.
Отделка поверхности.
Общее правило: хорошо отполированные поверхности не подходят дчя мокуме гане. Отражение на поверхности будет отвлекать глаз от рисунка на металле. Чтобы снизить отражательную способность, большинство мастеров, работающих в технике мокуме, придают поверхности матовый вид при помощи кислоты, стальной ваты, гл’бок ScotchBrite, стальной щетки и пескоструйной обработки стеклянными шариками. Как и все решения по дизайну, подходящий способ финишной обработки индивидуален. Поэкспериментируйте с разными приемами и выберите тот, чей внешний вид вас наиболее устроит.
Окрашивание.
Существует широкий ряд красителей и патин дчя металлов, которые можно использовать дчя усиления эффекта мокуме. Приведенные формулы подходят дчя использования со сплавами на серебряной и медной основе. Также в продаже имеется много наименований патин, включая традиционную рокушо (большинство из которых предназначено дчя медных сплавов). Один из наиболее простых растворов патины:.
0,5 л бытового нашатырного спирта 1 столовая ложка соли.
Погрузите медный сплав в горячий (не кипящий) раствор этой смеси на 5 - 20 минут. Это великолепная патина для окрашивания шакудо. Можно использовать аммиак и в более высокой концентрации, и можно получить очень красивые цвета путем подвешивания изделия в закрытом контейнере с аммиаком и выдерживании его там примерно около часа.
Меры безопасности: Высококонцентрированный аммиак достаточно опасен, и с ним нужно обращаться, как и с кислотой. Как и кислота, он будет разъедать медные сплавы, поэтому тщательно контролируйте процесс окрашивания.
Хироко и Юджин Пижановски рекомендуют изготавливать свой раствор рокушо, используя следующий рецепт:.
6 г медного купороса (сульфата меди).
1 г поваренной соли.
900 мт дистиллированной воды.
Они описывают процедуру окрашивания, основанную на градационном японском процессе.
«Дня окрашивания мокуме гане готовьте раствор в медной посуде или посуде Corning, не пользуйтесь алюминиевой, стальной, латунной, бронзовой посудой или посудой из нержавеющей или эмалированной стали. Работая при хорошей вентиляции, доведите раствор до кипения. Чтобы подготовить металл дтя окрашивания, удалите все оксидные пленки и снимите жир путем кипячения в воде или с использованием бытового очистителя «Fantastic» (хорошего удалителя жира). Очистите изделие в крепком растворе отбела. Если изделие содержит серебро, покройте его размолотым Daikon (японской редиской), затем погрузите изделие в кипящий раствор, постоянно помешивая его в течение 10 минут. Выньте из раствора и немедленно погрузите в воду, чтобы избежать появления пятен от воды или частичек рокушо, высохших на поверхности. Повторно поместите в кипящий раствор и промойте в воде, пока не получите желаемый цвет. Это может занять от 30 минут до 1 часа. После окрашивания все поверхности, кроме золотых, нужно покрыть воском и отполировать мягкой тканью. В качестве защитного покрытия также можно ткгпользовать лак».
Серная печень также очень эффективная патина как для серебряных, так и для медных сплавов. Мой совет по патинам: сделайте палитру из образцов металлов, включите туда все сплавы, которые, вы предполагаете когда-либо использовать в мокуме. Попробуйте столько разных растворов и методов нанесения, сколько сможете, чтобы определить, какой вам больше всего подходит.
«Острова»: медь, серебро, нейзшъбер, томпак и стекю. Вэйн Виктор Митен.
Теперь, когда вы знаете, как окрашивать мокуме гане, я хочу предупредить вас об использовании патины на ювелирных украшениях, предназначенных для повседневной носки. Патины хороши, когда используются должным образом; а вот когда патинируется изделие, подверженное абразивному износу или частому контакту с разнообразными жидкостями, вы действительно можете нажить себе неприятности. Сделайте себе и своим клиентам одолжение и не полагайтесь на патины для временного сохранения созданного дизайна. Помните, вы создаете фамильную ценность или артефакт (так?); думайте об этом, когда занимаетесь его изготовлением.
Слева: «Голубое танго»: золото 750 (18К) и 916 (22К) пробы, таку до, большой омы, бриллианты. Кэрри Аде л Справа: «Ветвь семейного древа»: золото 750 (ISK) и 916 (22К) пробы, шакудо, малахит, большой опал. Кэрри
Вверху: Ожерелье с мокуме-бусиной: золото, ишкудо, бриллиант. Кэрри Аделл.
Внизу: Брошь/подвеска мокуме: серебро, нейзильбер, золото 916 (22К) пробы, медь, агат. Гленда Лренпщен.
Вверху: Североамериканский нож гаучо: углеродистая сталь, серебро, медь. Филлип Болдуин. Внизу: Набор ложек мокуме из стерлингового серебра: медь и серебро. Филлип Болдуин.
Чайник мокуме гане: серебро, медь, латунь. Джеймс Биньон.
Ваза мокуме гаме: медь, серебро, ишкудо. Норио Тамагава.
Розмари Гоулд.
Вверху: «Дары моря»: чистое серебро, крромиоо, иедь. Vowtapu I m/.id] Внизу: «Дары моря»: чистое серебро, куромидо, медь. Розмари Гор и). __Фото: Дэвид Дж. Альбрехт
Вверху: «Внутренняя структура»: медь, куромидо, шчбуичи. таку до. Марвин Дженсен. Внизу: Сосуд мокуме гане: медь, куромидо, шибуичи, шакудо. Марвин Дженсен.
«Ваза мокуме гане**: стерлинговое серебро, иедь, базальт. Джон Mapiua.i i.
Фото: Джерри Дэвис
Вверху: «Золотая линия»: стерлинговое серебро, шакудо, медь, кинкеши (золотая амальгама).
Вэйн Виктор Мит си.
Внизу: «Белая линия»: стерлинговое серебро, латунь, бронза, медь. Вэйн Виктор Митен.
Вверху: «Обращение»: томпак, стерлинговое серебро, сталь. Вэйп Виктор Митен. Внизу: «Капли дождя»: томпак, стерлинговое серебро, нейзильбер, медь. Вэнн Виктор Митен.