Паяная проволока -мокуме

Паяная проволока -мокуме

Еще один интересный прием ламинирования - паяная проволока мокуме гане. Это хороший первый шаг, чтобы попробовать, понравится ли вам то, как выглядит мокуме, но не делать вложений, как того требуют другие способы изготовления мокуме, описанные в этой книге. Узоры, которые вы можете создать этим способом, ограничены, но в то же время впечатляющи; и легкость, с которой вы сможете создать мокуме такого типа, сделает этот прием очень полезным дополнением в вашу копилку трюков. Паяная проволока мокуме очень эффективная для создания окаймлений или акцентированных линий в ювелирном украшении. Поскольку отрезки проволоки, с которой вы будете работать, имеют небольшую площадь контакта поверхностей, их можно соединять друг с другом, не имея проблем, присущих изготовлению мокуме при помощи припоя. Вот основной ход работы.
Подберите две контрастных по цвету круглых проволоки диаметром 12-18 B&S (1-2 мм), отожгите, отбелите и обработайте их по всей длине стальной ватой или губкой ScotchBrite. Загните концы обеих проволок вместе и зажмите в тисках. Другой конец проволок зажмите в патроне электродрели или в плоскогубцах. Начинайте скручивать проволоку. Чем плотнее и круче виток, тем лучше. Обычно я продолжаю скручивание, пока проволока не начинает загибаться петлей или ломаться. После чего проволока должна выглядеть, как отрезок хорошо.
Наносите припой экономно, начиная с одного конца, и используйте горелку, чтобы протянуть его вдоль проволоки, насколько это возможно перед нанесением следующей порции. Отбелите, очистите и удалите излишек припоя. Следующий шаг - прокатать или проковать заготовку до получения прутка квадратного сечения. Это сожмет круглую форму двух отделы 1ых отрезков проволоки внутрь друг друга и создаст единую с квад-агным сечением. При прокатке двигай- _.
тесь медленно и поворачивайте металл на.
90 градусов при каждом проходе. Продолжайте, пока все углубления не закро-.
ются, оставив маленькие холодные швы. Проверьте, чтобы на проволоке не оставалось следов масла посте прокатки в вальцах перед переходом к следующему этапу. Снова офлюсуйте всю заготовку, убедившись, что флюс заполнил все мизерные трещинки между сжатыми отрезками проволоки. Затем заставьте тугоплавкий припой заполнить все эти трещинки так, чтобы получился отрезок цельной проволоки. После отбеливания удалите излишек припоя при помощи шлифовки или полировки, чтобы выявить рисунок. Эту проволоку теперь можно расплющить до полосы, прокатать в разных направлениях в пластину или разрезать и снова спаять, чтобы получить более замысловатый рисунок. При использовании этого типа мокуме в изделиях, применяйте только средне- или легкоплавкие припои, чтобы избежать расплавления ранее использованного в ламинате припоя.
«Среди некоторых мастеров, практикующих мокуме гане, существует тенденция быть захваченными самим процессом и потерять образ законченного изделия. Отношения между узором и формой всегда были более важными для меня, чем техника сама по себе».
-Элистер МакКаллум.
Когда вы вынете из отбела вновь изготовленный мокуме - брикет, рассмотрите его с близкого расстояния и отметьте все перегретые и несоединившиеся участки. Зафиксируйте их в свой «бортовой журнал» и все особенно примечательное, что происходшто во время нагрева. Включите информацию о сплавах, толщине мета:шов, массе, порядке металлов в брикете, температуре печи, суждение по цвету и длительность нагрева. Иметь такой журнал, в который вы записывали бы свои опыты по сплавлению, чрезвычайно важно. Если вы работаете с множеством различных сплавов, невозможно удерживать в голове всю информацию, поэтому, как твердила моя мама: «Записывай». Вы можете начать, используя «Формуляры сплавлений», приведенные в конце книги, или откопи-ровав их и изготовив свой собственный журнал специально для этой цели.
Первое, что необходимо сделать с «сырым» брикетом - мягко его проковать. Вам нужно уменьшить его толщину на 15% от начального размера. Это поможет снизить размер зерен и заметно облегчит прокатку. Стедуюгций шаг - срезать края. Вам нужно удалить все, что мешает получению чисгого металла, опиливая, отшлифовывая, отполировывая все неровности, как впадинки иди пластины меньшего размера. Проявление тонких линий между слоями, неважно светло-или темноокрашенных, говорит о том, что необходимый соединительный слой не сформирован, их следует удалять до появления 100% чистого, цельного металла. Используйте лупу с десятикратным увеличением, чтобы убедиться, что вы удалили все признаки дефектного соединительного слоя. Когда вы начнете сошлифовывать золотой брикет, то поймете, насколько аккуратность важна при резке и укладывании металла. Некоторьге потери ожидаегы, но пристальное внимание к резке, укладке и процедуре сплавления может свести их к миниму-му.
Теперь пришло время пропаять края брикета. Щедро покройте пастообразным флюсом весь брикет целиком.
Чтобы создать хорогггее покрытие из флюса на брикете, я поочередно подогреваю брикет горелкой и при помощи зажимного пинцета погружаю его в контейнер с флюсом.
Продолжайте это делать, пока весь брикет не покроется толстым слоем сухого флюса. Я также с большим успехом пользовался высокотемпературным «Черным флюсом», изготовленным Энгельхардом. Для пайки я использую самый тутоплавкий припой и нанопгу его очень осторожно при помощи иглы для подачи припоя, чтобы распределить его по краям брикета, а не перегреваю его, чтобы он потек. (Я также рекомендую использовать серебря-.
ный примой для брикетов, содержащих серебро, и золотой - для золотых брикетов. Даже, несмотря на то, что весь этот припой будет со временем удален, если во время обработки произойдет расслоение брикета, его можно легко устранить, офлюсовав поверхность и заполнив припоем опасную трещину. Если это сделать, как следует, используя подходящий припой, следов пайки не будет заметно.) Если покрытие из флюса разрушится до того, как вы пропаяете все четыре края брикета, вам нужно будет его отбелить, очистить и снова пропаять. (Или, как советует Джеймс Биньон, держать под рукой порошок буры и посыпать им брикет, если при пайке флюс будет выгорать.) Если все сплавы в брикете на медной основе, то пайку краев можно опустить. Поскольку эти сплавы имеют близкие свойства, между слоями образуется меньше напряжений, и они меньше подвержены растрескиванию или расслоению. Возможно, вы потеряете немного больше материала, когда будете производить окончательную подрезку краев, но в случае с медными сплавами это несущественно.
После пайки брикет нужно снова проковать. При красном (не оранжевом) свечении можно проковывать брикеты, содержащие только медные сплавы. Брикеты со сплавами с высоким содержанием серебра необходимо остудить до черного свечения перед проковкой. Все эти металлы можно ковать и на холодную, что намного безопаснее, хотя и медленнее. Брикеты с платиной ковать только на холодную! Такой ковкой достигается тот же результат, что и проковкой слитка, а именно сжатие и выравнивание кристаллической структуры металлов в ламинате. После уменьшения толщины брикета на 15-20% подрихтуйте брикет и начинайте прокатку.
Примечание: Очень легко при проковке уменьшить толщину брикета по краям, а не в середине, поэтому, когда вы начнете прокатку в вальцах, если вы увидите, что только центральная часть брикета касается валков, остановитесь и прокуйте центральну ю часть. Продолжать прокатку в этом случае означает создание множества напряжений в брикете мокуме, и это может привести к растрескиванию краев, расслоению и распаду брикета.
Для прокатки используйте те же принципы, которые были описаны ранее для прокатки слитков, т. е.:.
1.
Уменьшайте толщину постепенно на i ^большую величину.
2.
Пластина должна быть максимально плоской.
3.
Перед отжигом уменьшайте толщину брикета только на одну треть, не на половит.
Если по краям лист начнет расслаиваться, очистите, офлюсуйте и снова нагрейте, чтобы припой заполнил шов (швы). Сожмите края каждого шва, насколько это возможно, пока припой все еще жидкий. Вам нужно быть очень внимательными, чтобы не позволить раствору отбела задержаться между слоями. Если вы подозреваете, что это все же произошло, прокипятите или произведите очистку в ультразвуковой установке в разведенном растворе двууглекислого натрия. Затем тщательно I громойте перед повторной пайкой.
Если на отдельном участке пластины появляются вздутия или пузырьки, от них можно избавиться способом, приведенным ниже.
В самой верхней части пузырька просверлите маленькое отверстие и произведите тщательную очистку на ультразвуковой, паровой установке или кипячением. Залейте в это отверстие жидкий флюс (это легче сделать, если лист предварительно спегка нагреть), затем осторожно доведите лист до температуры сплавления. Стальной щуп должен быть наготове, и, как только металл достигнет эвтектической точки метал юв в брикете, сфокусируйте мягкое пламя на пузырьке и расплющите его. Из отверстия должен выйти флюс и газ, а затем вы должны увидеть, что «отпотевший» металл заблестел, уберите горелку, остудите и отбелите. Внимательно осмотрите поверхность. Вы также можете выполнить эту процедуру при помощи тутоплавкого припоя, но повторное сплавление - более высококачественный, хотя и более капризный способ.
Если от трещин по краям не удалось избавиться при помощи припоя, срежьте края, чтобы избавиться от дефектов. При работе с дорогостоящими сплавами всегда больно срезать большие участки пластины из-за трещин, но это слабые места, которые только усиливают дальнейшее разрастание трещин. Если вы их оставите или заполните их припоем, вы, возможно, закончите тем, что потери будут еще больше, не говоря уже о времени, затраченном на тщетные усилия. После того как вы уменьшили толщину брикета на одну треть и произвели отжиг брикета, продолжайте ту же процедуру. В этот момент мокуме перестанет вести себя, как брикете отдельными слоями, борющимися друге другом, и начнет становиться единым листом металла. Вы это поймете, и после этого у вас уже не будет никаких проблем.
Скорее всего, вы уже имеете в виду конкретное изделие, как минимум, дчя части пластины мокуме. Если вы сделали больше чем нужно, отрежьте лишний металл, пока он еще более толстый, и уберите про запас. Таким образом, у вас всегда останется выбор, когда вы будете придавать ему желаемый размер и форму, которая вам понадобится в будущем. Если вы знаете, какой толщины нужно добиться для конкретного изделия, продолжаете прокатку до достижения желаемой формы и толщины.
«Постоянно развиваются новые формы декоративного ламинирования металлов; и нет конца ни материалам, ни способам их применения. Это воодушевляющая мысль. Она означает.
что мир мокуме всегда будет свежим, новым и интересным.».
-Филлип Болдуин.
Формирование рисунка.
Судя по огромному разнообразию работ, приведенному в этой книге, становится ясно, что с мокуме можно достичь неограниченного числа рисунков. С любым имеющимся листом вы ограничены только количеством слоев, их толщиной, цветом и своим опытом в обращении с ним. В этой главе описываются основные приемы формирования рисунка. Используйте их в качестве отправных пунктов дня создания уникальных узоров своих собственных работ. Конечно, вы можете комбинировать эти приемы, чтобы точно настроиться и заставить узор подчиняться любому своему капризу.