Мокуме «идет» на Запад

Мокуме «идет» на Запад

Вооружеьшые новыми знаниями о диффузионной сварке мокуме Пижановски вернулись в Америку с целью продолжить свои новаторские работы в этой области. Однако они не были первооткрывателями этой техники среди западных мастеров. Как было упомянуто в предыдущем параграфе, японские техники работы по металлу (включая мокуме гане), японские епчавы и патины изучал Робертс-Остин. Кроме этого, о технике мокуме упоминает Рафаэль Пампелли в American Tournal of Science (Американский Научный Журнал) в 1886 г.
Чеканный сосуд: медь, серебро и шакудо. Норио Тамагава.
В статье Notes in Japanese Alloys (Заметки о японских сплавах) он пишет:.
«Прекрасная дамасская работа создается путем спайки вместе поочередно уложенных 30 или 40 пластин из золота, шакудо, серебра, розовой меди и золотистого шибуичи...».
Следует заметить, что Пампелли пишет: «путем спайки», когда говорит о способе соединения слоев металлов. Робертс-Остин также предполагает, что слои металлов в мокуме спаяны между собой, следовательно, понятно, что на западе история диффузионной сварки, используемой в декоративных целях, была малоизвестна или неизвестна вообще. Возможно, когда эти авторы изучали изделие, выполненное в технике мокуме, они ошибочно приняли тонкий эвтектический слой сплава, который образуется между двумя основными металлами, за слой припоя. Тем не менее, Робертс-Остин пишет, что это не остановило Альфреда Гилберта от «попыток использовать эту технику в эксклюзивных работах, выполненных в технике репуссе, которые мог изготовить только он один». По-видимому, кроме всего прочего, Гилберт применял эту технологию при изготовлении центрального звена цепи «Chain of offices» («Цепи ведомств») дпя мэра Прэстона, Ланкашир, в 1888 году. В своей книге TheDesign and Creation of lewelry (Дизайн и создание ювелирных изделий) Роберт фон Ньюманн также говорит о японской технике мокуме, где металлические листы спаяны между собой при помощи припоя. И, совершенно случайно, именно в этой, изданной в 1961 году, книге впервые содержалась информация о мокуме, и именно эта книга вдохновила многих западных ювелиров, в том числе и Пижановски.
Нет ни одного факта, подтверждающего использование в японской технике мокуме припоя при соединении металлов. Однако, некоторые медные сплавы могут соединяться между собой при помощи очень тонкого слоя серебра между ними. Во время нагрева этот слой образует эвтектический сплав меди и серебра, который плавится и связывает металлы между собой. Если температуру нагрева поддерживать выше этой точки, то серебро полностью диффундирует из сплава-связки, т. е., по сути, исчезает. Эта технология, известная, как Transient Liquid Phase Bonding (Соединение в исчезающей жидкой фазе), в настоящее время используется в промышленности для соединения жаропрочных сплавов, например, стальных суперсплавов на основе никеля и кобальта.
Единственная техника, похожая на технику мокуме гане, которая развивалась на Западе исторически независимо, известна, как Шеффилдские пластины (Sheffield Plate). Эта техника была открыта в 1743 году ножевщиком Томасом Булсовером. Было ли эго открытие случайным или явилось результатом исследований, специалисты не могут сказать, но совершенно определенно можно сказать, что это открытие было многообещающим. Более века в больших количествах Шеффилдские пластины изготавливались путем прикрепления листового серебра к слитку меди, бронзы или нейзильбера толщиной около 4 см с последующим сплав, гением в коксовом горне. Процесс ставления внимательно отслеживался до момента появления «отпота» (показателя того, что образовался эвтектический сплав меди и серебра), это означало, что металлы соединены. Слиток затем проковывали, а после этого пропускали через вальцы, после.
чего его можно было использовать для изготовления всевозможной утвари: от канделябров до чайников.
Несмотря на то, что способ соединения металлов в Шеффилдских пластинах очень близок к мокуме, важно отметить тот факт, что такая технология применялась исключительно в целях экономии серебра. При разработке и изготовлении предметов из Шеффилдских пластин очень много усилий тратилось на то, чтобы на готовом изделии скрыть внутренний слой меди. Техника мокуме гане, напротив, специально используется, чтобы подчеркнуть естественный рисунок поверхности, а это достигается путем соединения нескольких слоев металлов.
Вернемся в 70-е! После возвращения из Японии Пижановски начали свои исследования традиционной японской техники. Они широко размещали эту информацию в статьях отраслевых журналов, проводили презентации в мастерских в Соединенных Штатах, Европе и Австралии. Они руководили исследованиями дипломных работ своих студентов в Универ-?те Южного Иллинойса в Карбондэйле. Эти студенты, кураторами которых были профессоры Брент Кингтон и Ричард Модели, проводили исследования всех аспектов изготовления мокуме путем диффузионной сварки. Их вклад - исчерпывающие эксперименты с японскими сплавами, обжигом и техниками форми-рования рисунка. Возможно, единственным наиболее существенным открытием было изобретение пластин, скрепленных болтами, Марвином Дженсеном, который заменил ими ранее использовавшуюся проволоку для связывания пластин. С распространением информации увеличивались количество и качество научных исследований техники мокуме. В 80-х годах XX века Стивен Кретчмер и Юджин Пижановски начали использовать для ламинации цветное золото, открыв тем самым новую сферу применения мокуме.
Брошь: желтое, красное и белое золото 5S3 пробы (14К), черный нефрит. Хироко и Юджин Пижановски.
С тех пор было проделано очень много работ по созданию новых комбинаций металлов, основываясь на лучшем понимании законов металлургии, технологических новшествах в изготовлении мокуме (например, печей с цифровым контролем температуры). Все это и многое еще собрано воедино для того, чтобы сделать XXI век наиболее плодотворным периодом времени изготовления мокуме.
Одна из, возможно, наиболее интригующих историй, которая мне подвернулась в процессе проведения.
исследований дчя этой книги, имеет отношение к представленному здесь металлическому предмету. Эти фотографии мне прислали с любезного разрешения Международного Музея и Исследовательского Центра НЛО (International UFO Museum and Research Center - IUFOMRC), расположенного в Росвелле, Нью-Мексико. Макс Литтелл из IUFOMRC пишет:.
«Единственное, что мы знаем - это то, что этот предмет был якобы найден в месте крушения (Росвелле), помещен в контейнер и передан нам... мы отделили небольшой фрагмент для отправки в Лос-Аламос (и) несколькими днями позже получили отчет». Огчет и фотографии сообщали, что метал (толщиной 0,38 мм) состоит из 19 поочередно расположенных слоев меди и серебра. Очевидно, что дтя IUFOMRC этого было достаточно, чтобы признать его внеземное происхождение, и «артефакт» в бронированном автомобиле перевезли и поместили под замок в Департаменте Полиции Росвелча. Затем в 1996 году репортер из Albuquerque Journal написал статью, в которой говорилось о том, что этот предмет появился на свет благодаря ювелиру Рэнди Фуллбрайту из штата Юта. Позже я разговаривал с Рэнди по телефону и спросил его об этом.
«Мы вместе с другом как-то вечером болтали у меня в мастерской, и я ради смеха взял кусок мокуме, свернул и пропустил через вальцы. А потом отдал своему другу, он отдал его кому-то еще, и, в конце концов, он оказался в Роевелле объектом внеземного происхождения».
Когда я спросил его, что он сам думает о том, что самое известное его изделие объявлено косимческим артефактом, Рэнди ответил: «Я страшно испугался. Как только прошел слух, каждый чудак планеты счел своим долгом позвонить мне. Прилетала даже съемочная группа из Японии, чтобы взять у меня интервью... Все это просто глупо». После этого я разговаривал с господином Л иттеллом и спросил его, как он относится к заявлению, что мокуме изготовлено руками человека. Он ответил: «Мы не используем этот термин, чтобы металл использовался для изготовления ювелирных украшений, во всяком случае, не наш, из 19 слоев... Мне безразлично, что говорят другие, это не просто мороженое без наполнителя». А экспонат до сих пор находится в музее на всеобщем обозрении.
Поперечный срез, 200-кратное уве.шчение.
Национальные Лаборатории, Лос-Аламос
«Если техника мокуме гане будет иметь развитие, к ней стоит применять самые различные подходы».
- Элистер МакКаллум.
Серия «Фундамент». «Раньше»: медь, куромидо, белый грант- Сьерра. Джек да Сильва.
Существует множество различных подходов к созданию мокуме гане, но, несмотря на то, что серьезные мастера, работающие с этой техникой, имеют свои предпочтения, эти способы имеют много общего. Основное различие в том, каким из способов металлические пластины соединяются между собой. Эти способы включают в себя соединение при помощи припоя и 2 разновидности диффузионной сварки. Давайте познакомимся с этими процессами.