Изготовление филигранного комплекта

Изготовление филигранного комплекта

поиск и разработка мотива комплекта;.
рисование контуров серег и перстня для нижнего набора; расчет и выгибка проволоки; пайка контуров; набор внутри контуров и их пайка;.
бухтировка нижнего набора серег и гибка развертки перстня;.
изготовление филигранных ка-стов для камней;.
припаивание каста на нижние наборы серег и перстня;.
выкладывание верхних наборов и их пайка;.
приклеивание и пайка корнеров;.
изготовление филигранного замка для серег; монтировка замка; отбеливание, крацевание, полирование комплекта;.
окончательная доводка комплекта и монтировка камней.
Поиск и разработка мотива, как уже говорилось раньше, — начало работы над любым произведением. Так вы и будете впоследствии работать над созданием ваших произведений филигранного искусства. Сейчас же мне хочется предложить вам такую последовательность изготовления изделий, при которой можно было бы показать наиболее часто встречающиеся мотивы с изображением элементов, выполнение которых не описывалось в предыдущих главах. Это позволит вам расширить навыки в приемах работы. Так, с использованием в верхнем наборе веточки с традиционными листочками вы ознакомились, надеюсь, на практике. Теперь выполните другой элемент верхнего набора — огурчик.
Форма контура для нижнего набора как у серег, так и у перстня, может быть разной и, скорее, зависит не столько от используемого в верхнем и нижнем наборах огурчика, сколько от формы комплекта камней, которые вы собираетесь использовать.
Как уже говорилось, очень красиво филигрань смотрится с кораллами, хризопразом, синим, без прожилок, лазуритом, нефритом, чароитом (непрозрачным камнем сочного сиреневого цвета с незначительными прожилками), авантюрином и многими другими цветниками однородной окраски, а также с жемчугом и перламутром.
Совершенно, на мой взгляд, не годятся для филиграни прозрачные граненые камни: горный хрусталь, фианиты и им подобные.
Идеальная же форма — кабошон имеет в основании овал, каплю, круг, колет — камень плавной без углов формы с довольно выпуклой верхушкой, плоским основанием и достаточно широким рундистом (рис. 80—81).
Купить камни вы можете на Птичьем рынке или на так называемом вернисаже, что у метро «Измайловская», где частенько предлагаются камни именно комплектом: либо три одинаковых по размеру камня, либо два покрупнее, один помельче, и наоборот. Ювелирные магазины также имеют в продаже комплекты или единичные поделочные камни.
Итак, форма и размеры контура нижнего набора зависят от тех камней, которые у вас имеются. Если это кабошоны круглой или овальной формы, то
контур можно сделать овальным. Рассчитайте размер овала с тем учетом, чтобы вокруг камня по длинной части овала оставалось пустого пространства сверху и снизу по 5—7 мм, чтобы была какая-то возможность выложить элементы верхнего набора. Для этого положите камень на лист бумаги и обрисуйте вокруг него так и сяк овал, подыскивая оптимальное положение камня и размер контура (камень должен быть расположен по законам визуального восприятия немно-
го — на нюанс — выше середины овала). Затем прорисуйте окончательный вариант, проверьте его симметричность по клеткам (рис.82).
Если выбранный камень прозрачный, то лучше изготовить контур таким образом. Контур серег остается прежним, внутри же его изготавливается внутренний, размер и форма которого зависят от камня (он должен после спайки срезов уложиться по контуру камня, не выступая), и приклеивается вместе со спаянным внешним контуром. Набор филигранного узора будет производиться только в замкнутом пространстве, который образуют два контура — внешний и внутренний. В этом случае узор основной волны из глади следует выполнить на бумаге так, чтобы он был непрерывным, а затем выполнить его в материале. Такому набору перед пайкой следует дать хорошо просохнуть, а для вящей прочности перевязать биндрой.
Подготовьте проволоку диаметром 1,2 мм, отрежьте необходимый размер. Отожгите, затем производите гибку проволоки. Дальше — пайка контуров серег, выплащивание и приклеивание их к бумаге. Пока контуры сохнут, займитесь прорисовкой контура перстня. Если у вас остались трудности в выполнении пайки открытых срезов, просчитайте длину развертки и откусите проволоки с учетом толщины проволоки и припуска с двух сторон, так, как вы выполняли развертку кольца или перстня в уроке 5. Ширина широкой части шинки рассчитывается с уче
том размера и положения камня и его обрамления, в узкой же части — 4—5 мм.
Можно выполнить шинку другим способом. Выгнув контуры перстня, соедините горизонтали, как показано на рис. 83, а. Такая шинка при эксплуатации будет более подвержена механическим воздействиям. Чтобы ее усилить, проложите два слоя плоской скани шириной 1,2 мм. Выполняется она гораздо проще, как вы сами в этом убедитесь. Напомню, что форма контура центральной части развертки перстня должна перекликаться с формой серег. Поэтому, положив камень на бумагу, прорисуйте овал, несколько меньший, чем у серег (декорироваться будут боковые части перстня, и нет необходимости оставлять большие пространства сверху и снизу перстня). При этом следует все же учитывать размер и длину фаланги пальца, на котором этот перстень будет сиять. Расчет проволоки ведется по отрисованному контуру с учетом опиливания и загиба сканой проволоки. Затем контур обвязывается бинд-рой и спаивается (не забудьте вложить две сканые ниточки!). После пайки контур перстня вы-плащивается на шпераке и наклеивается на бумагу.
Как вариант, можно выполнить развертку, изображенную на рис. 70, в. Длину развертки рассчитывают привычным порядком по размеру кольца. Контур выгибается с учетом формы и размера нахлеста. Здесь целесообразно выгнуть проволоку из двух заготовок, а обработанные надфилем стыки запаять. Выпло-щенный на шпераке контур нужно приклеить к бумаге, а затем выполнить набор, предварительно усилив контур сканой нитью. Гибку и правку ведут на необходимом по размеру участке ригеля, перевязывают перстень бин-дрой, а затем спаивают стык.
Дальше следует набор внутри контура серег. Сначала усильте контур серег сканью, как это было описано выше. Дайте декорированному контуру подсохнуть и начинайте выкладывать узор гладью. Примерное расположение основных гладиевых завитков изображено на рис. 82. Сканью заполните пустоты в виде травочек и головочек. Набор внутри контура должен быть достаточно плотным. Следите, чтобы не образовывалось скоплений и пустот.
Чтобы выдержать стилевое единство, попробуйте использовать как основной элемент огурчик. Выполните несколько огурчиков. Выложите их внутри контура волнообразно так, чтобы они касались и друг друга и контура. Выполнять их следует из глади шириной 1,2 мм. Затем сканью убирайте пустоты, используя завитки с маленькой головочкой, разной формы тра-вочки, полуколечки. Помните о равновесии и повсеместно одинаковой плотности набора.
В таком же стиле выполните набор внутри контура перстня. Набор может быть чуть плотней, чем у серег.
Далее следует пайка нижних наборов, проверка качества пайки. Особенно это важно в наборе перстня, ведь он будет выгибаться в кольцо, и малейшие непропаи при гибке дадут о себе знать. Затем следует выбухтиро-вать нижние наборы серег и выгнуть на ригеле перстень, как это было описано в 5-м уроке. В новом же, предлагаемом теперь варианте необходимо сделать косой срез, чтобы линия пайки проходила по диагонали, то есть имела бы более длинную поверхность, а от этого была более крепкой.
Здесь очень важно ловко опилить срезы, они должны иметь не только одинаковый противоположный угол, но и идеально плоский срез, иначе сократится площадь пайки (см. рис. 83).
После того как нижние наборы полностью подготовлены к выкладыванию верхнего, следует изготовить каст. Каст, как уже говорилось, — широкая лента, которая, опоясывая рундист камня, закрепляет его в неподвижном положении. Изготовлением
такой ленты вы сейчас и займетесь.
Приготовьте круглую гладь диаметром 1,2 мм и 0,3 мм. Для ручного изготовления каста возьмите небольшой (не более 10—15 см) отрезок толстой проволоки. Если у вас есть помощник, то эту работу лучше выполнить на моторе, зажав два края толстой и тонкой проволок в его цанге (об этом чуть позднее). Для вас сейчас цангом станут пальцы нерабочей руки. Итак, крепко зажмите края обеих проволок, а пальцами рабочей руки зажмите тонкую проволоку и накручивайте очень плотно вокруг толстой глади. Нужно отметить, что тонкой проволоки должно быть довольно много, чтобы беспрерывно вить. Следите за тем, чтобы проволока навивалась очень равномерно и с одинаковой плотностью. Изготовлять каст на моторе быстрее и качественнее, но, как уже говорилось, необходимо присутствие помощника, который бы поддерживал свободный край толстой проволоки, вращающейся вместе с тонкой (иначе она в момент обретет такую вращательную амплитуду, что стоять рядом будет просто невозможно, не то что гладь навивать). Тонкая же должна быть цепко захвачена вашими пальцами, направляющими витки и регулирующими постоянное натяжение навиваемой глади. Лучше навивать проволоку на малых оборотах, в этом случае проще выполнить эту работу, отследить равномерность натяжения и плотности, избежать нахлестов (рис. 84).
Нужно оставить свободным небольшой отрезок толстой глади, так как после этой операции необходимо будет отжечь заготовку, а затем заплавить этот свободный край (проволока, и толстая, и тонкая, должна спечься). После отжига нужно, понемногу продвигаясь к оплавленному краю, уплотнить навитую проволоку, насколько будет возможно. Затем противоположный край расковать железным молотком на наковаленке тисков. Подготовив к работе вальцы (валки должны быть разомкнуты на одинаковое расстояние, иначе выходящая из валков лента будет кривой), прокатайте, желательно за один раз,
в ленту, толщина которой должна быть 0,3 мм, а ширина вместе с зубчиками около 4,5 мм. Заправлять в валки нужно раскованный край. Это несколько облегчит работу. После этого поднимите рычаг вальцов в вертикальное положение и с усилием осуществите прокатку. При поэтапном вальцевании каст будет уже, но длиннее. Ваша же задача — сделать его максимально широким, чтобы образовавшиеся с обеих сторон зубчики были не шире тех, которые имеются у скани шириной 1,2 мм. Иногда мелкая проволока может местами осыпаться, это происходит оттого, что она была недостаточно плотно сдвинута или заготовка была плохо отожжена.
Брак высекается, если же осыпание произошло повсеместно, то следует эту работу переделать.
Изготовленный каст следует отжечь. Изготовление каста для камня ведется в следующем порядке:.
гибка каста по рундисту камня;.
пайка каста; выбор лицевой стороны; правка его и подгонка; изготовление подложки; подгонка и пайка подложки; примерка камня.
Выровняйте один срез каста, оберните его, плотно касаясь, вокруг рундиста каждого камня с предельной точностью, отмечая место другого края графитным карандашом или шилом.
Дальше нужно совместить и спаять срезы кастов. При пайке срезы должны соединяться исключительно в стык. Нельзя допускать нахлестов или неполного соприкосновения срезов (рис. 85).
Затем, примерив на камне, выровнять каст по форме камня. Для этого камень лицевой частью вверх нужно уложить в каст до совмещения в одной плоскости с нижним основанием каста. С нижней стороны при правильном размере каста не будет видно просветов и зазоров.
Нужно отметить, что иногда при ручном изготовлении каста
получаются неравномерные зубчики. Поэтому внимательно рассмотрите обе стороны каста и выберите лучшую — эти зубчики будут играть роль крапанов, держащих камень в фиксированном положении, поэтому они должны быть более или менее равномерными.
Рундист в два-три раза уже каста. Чтобы камень правильно обрамился кастом, необходимо сделать подложку, которая изготавливается из круглой скани или глади и вкладывается в каст на том уровне, при котором камень установится в нужном положении. Отрежьте кусок круглой скани (из нитей сечением 0,55 мм), выгните по внутреннему контуру каста и вложите в каст так, чтобы он находился параллельно нижнему основанию на требуемой высоте. При этом края проволоки должны сомкнуться. Припаивайте вложенную проволоку к касту. Так же поступите и с другими, проверяя, правильно ли при данном положении подложки лежит камень (к сожалению, рундист, если комплект из камней выполнен не слишком профессионально, может быть разной высоты). Камень должен лежать таким образом, чтобы основная часть каста совпадала с верхним краем рундиста, а зубчики — находиться выше. Это нужно для того, чтобы потом, при закрепке камня в касте, завалить зубчики на камень. Подложку, чтобы облегчить изделие, можно выполнить из зубчатой дорожки (см. урок 3), которая изготавливается из глади шириной 1,2 мм. Укладывают, подгоняют и припаивают ее так же, как и скань. Подложку для прозрачных и полупрозрачных камней делают только из зубчатой дорожки, которая не помешает восприятию камня, а окошко в нижнем наборе поможет ему на свету заиграть всеми своими красками.
Теперь смочите, взяв пинцетом, ту сторону каста, которой вы собираетесь припаивать к нижнему набору, и опустите его в припой. Припой заблаговременно рассредоточьте по поверхности банки, в которой он находится, ровным слоем, чтобы смоченная сторона каста равномерно вобрала в себя припой. Набранный контур также необходимо смочить флюсом и положить на сетку. Положите каст на заданное место набора и, прогревая широким горизонтальным пламенем, хорошенько прогрейте нижний набор (каст и без того достаточно прогреется). Внимательно следите за тем, чтобы каст не перегрелся (зубчики его не оплавились), и за ходом пайки. После этого проверьте качество пайки. Зазоры, образованные зубчиками у основания каста, будут потом декорироваться и прикрываться, поэтому пусть они вас не смущают. Главное, чтобы каст крепко держался на нижнем наборе.
Труднее будет крепко припаять каст к перстню, особенно если он предназначен для камня большого размера. Целиком его посыпать припоем не стоит. Он будет припаиваться только в двух местах — самых высоких точках перстня. Поэтому смочите места предполагаемых стыков флюсом, а на касте посыпьте припоем. Затем аккуратно разместите каст на перстне так, чтобы он принял устойчивое положение и без вашей поддержки (это нужно для того, чтобы при пайке он также не потерял равновесия). Перстень в это время уже должен быть зафиксирован в сетке или специальном держателе, выполненном из стальной проволоки. Затем прогревайте широким пламенем до тех пор, пока припой не потечет. Припаянным каст будет только тогда, когда в нагретом состоянии он будет одинаковым по цвету с шинкой. Если же он более красный, то пайки не произошло. Тогда следует повторить ее, смочив флюсом и проверив соприкосновение требуемых участков каста с шинкой. Проверьте качество пайки. Имеющиеся между нижним набором перстня и кастом зазоры должны быть одинаковыми справа и слева.
Теперь проверьте, так же ли плотно вставляются камни в касты. После этого нужно выполнить необходимые по эскизу элементы верхнего набора. Как уже говорилось, основными элементами будут огурчики. Из плоской скани 0,9 мм скрутите заготовки так, как бы вы изготавливали листочки. Все они должны быть одинакового размера и не иметь хвостиков, которые вы оставляли для закрепления глади. Чтобы выполнить один цветок, потребуется 4 огурчика. На серьгах и перстне будет по два цветка: на перстне два одинаковых, а на серьгах один цветочек поменьше. Следовательно, заготовок для огурчиков нужно сделать 24, в 16 огурчиках сделайте по 4 витка, а в 8 — по 3. Затем, взяв гладь 0,9 мм и корнцанги, выполните головочку, вложите в нее хвостик вашей заготовки и плотно окантуйте ее до головочки, откусите проволоку, получившийся край должен войти вместе с хвостиком заготовки в угол головочки. Огурчик собран. Пользуйтесь схемой, показанной на рис. 47. Проверьте на просвет, плотно ли соприкасаются боковые фрагменты набора и контура огурчиков, если нет, то корнцангами или пальцами чуть обожмите, чтобы обеспечить касание элементов.
Так же окантуйте остальные заготовки. Затем полученные огурчики выложите на сетку, так чтобы они не соприкасались. Смочите флюсом, посыпьте припоя и спаяйте широким пламенем. Проверьте качество пайки. При необходимости следует пропаять с тыльной стороны еще раз. После этого разложите по четыре для каждого цветка, три из четырех лепестков-огурчиков необходимо будет выбухтиро-вать. Для этого на резине легкими быстрыми движениями придайте слегка выпуклую форму широкой части лепестка. Небух-тированный лепесток будет лежать внизу, его толщина и так задаст объем.
Теперь следует приступить к верхнему набору. Начните с серег, там эту работу выполнить проще. Первыми элементами выкладывания будут завитки с двойной или одинарной голо-вочкой из глади шириной 0,7 мм и скани 0,4 мм. Гибку их выполняют так же, как в кулоне, придавая объемно-пространственное положение. Уложить их следует вдоль длинных сторон камня (длину и изгиб вам подскажет размер камня и высота каста) (см. рис. 82). Элемент должен пластично заритмоваться с боковой кривой каста и прикоснуться к нему, обеспечив впоследствии пайку. Сканый завиток усилит движение. Теперь следует выполнить маленький завиток, противоположный по изгибу большому, чтобы образовался своеобразный раструб, напоминающий стилизованный пестик. После этого можно припаять завитки, а можно оставить их на клее и припаивать потом все вместе (чем меньше паек испытывает на себе изделие, тем меньше риска, что выгорит припой от предыдущих паек). Затем выкладывайте цветок в том порядке, какой показан на рис. 86, следя за тем, чтобы форма цветка в итоге достаточно хорошо читалась и была правильной.
Перстень же при выкладывании лепестков держите так, чтобы плоскость, на которой ведется работа, была горизонтальной. Цветок может чуть изменить форму (см. рис. 87). Это зависит как от высоты и размера каста, так и от размера камня и перстня. Дело в том, что лепестки не должны находиться на самой
широкой части перстня, в том месте, где один палец касается другого, потому что при носке будут мешать, чаще подвергаться механическим воздействиям. Лепестки могут несколько выступать сверху над кастом, но не задевать его зубчиков (им-то нужно еще закреплять камень!). Выкладывая лепестки на перстне (и на серьгах, конечно), следите за тем, чтобы все элементы касались друг друга или нижнего набора.
При наборе элементов следите за композицией (расположением элементов на плоскости серег и перстня). После приклеивания цветков-лилий убедитесь, что завиток как бы выходит из-под цветка, а головочкой прикрывает основание выложенного противоположного цветка, создавая иллюзию этакого игривого стебелька, на котором этот цветок держится. Завиток из глади закрепите и красиво уложите рядом с гладиевым (пусть тот где-то его переплетет, где-то головочкой приляжет на извив). Из противоположного цветка сделайте такие же, стараясь повторить движение обоих завитков. Не обязательно строго придерживаться диагональной симметрии. Непрерывность, замкнутость декорированного камня придаст большую пластичность узору.
На перстне завитки будут короче, извивистей, но в принципе должны повторять движение, имеющееся на серьгах. Выполнить их будет гораздо труднее, потому что пространства мало, а стиль нужно выдержать, да и каст прикрыть. Об этом также не забывайте при выкладывании завитков как на перстне, так и на серьгах. Работа эта кропотливая, требует терпения, так что держитесь.
Если все получилось, можете расслабиться, посмотреть вдаль, чтобы глаза отдохнули от мелкой работы. Набору нужно как следует высохнуть, а вам — отдохнуть.
Теперь — пайка, дело весьма ответственное. Смочите все изделие флюсом, посыпьте, держа его в руках и поворачивая для удобства, припоем все места стыков элементов. Делайте это с особой тщательностью особенно в скоплении лепестков (поверните серьгу так, чтобы было видно все соединения в цветке). Много припоя сыпать сверху цветка не стоит. Излишки припоя зальют рисунок, а от этого дефекта очень трудно избавиться. Посыпайте в те участки, где происходит непосредственное касание элементов.
Прогревайте серьгу, положенную на сетку (помните, что она должна целиком лежать на плоскости сетки, иначе выступающие части могут погнуться или отвалиться во время пайки). Горизонтальным пламенем нагревайте в первую очередь нижний набор, к которому и должно в итоге все припаяться. Отслеживайте ход пайки, не допуская перегрева отдельных деталей и постоянно вращая рабочую поверхность лет-кала, что поможет вам видеть, как идет процесс пайки в целом. Спаяв одну серьгу, приступайте к пайке другой. Пайка перстня поистине будет для вас испытанием: если ничего по ее ходу не отвалится, вы — уже мастер. Прежде хорошенько закрепите положение перстня, дабы он не свалился со своего ложа от движения леткала или движения пламени, раскидав при этом все детали в разные стороны. Затем широким горизонтальным (!) пламенем интенсивно нагревайте перстень, направляя пламя в отверстие перстня, через несколько секунд клей загорится, прибавив несколько температуры, а через секунду-другую потечет припой. Важно в это время не ослаблять температуры и достаточно быстро вращать леткал, чтобы тыльная сторона не успевала остыть. В идеале припой должен потечь одновременно и повсеместно. К этому вы должны стремиться.
После пайки, проверив ее качество, просушите изделия. Затем следует изготовить корнеры. Их потребуется очень много: каждую головочку лепестка необходимо прикрыть корнером (это 24), поверху внешнего лепестка каждого цветка нужно выложить дорожку из мелких, а у основания каждого цветка — крупных корнеров (это еще штук 50). Чтобы закрыть пустоты, образованные верхними лепестками цветка, нужно на каждый цветок еще по 4 средних корнера одинакового размера. Если где-то не прикрыт каст, там тоже необходимо выложить дорожку из 3—4 маленьких корнеров в виде ягодок (смородинок). Готовьте доску, нарезайте сотню отрезков с учетом задания и делайте корнеры. Не жалейте проволоки — эффект от такого обилия корнеров после полировки будет просто потрясающим!.
После этого корнеры надо приклеить туда, где им положено находиться, дать высохнуть и припаять. При выклеивании корнеров на перстень следите за тем, чтобы корнер, если он расположен на боковой части перстня, уверенно держался в головочке или выемке, иначе во время пайки он обязательно укатится прочь. Вообще постарайтесь, чтобы корнеров на боковой части было поменьше — при эксплуатации они будут мешать и, в конце концов, все равно отвалятся, да и паять их очень непросто.
Если все получилось (а у вас должно все отлично получиться), то перстень можно отложить — он уже готов к отделочным работам, с серьгами еще придется поработать. Нужно будет изготовить замок для дужки. Согласитесь, столько труда вложено и — потерять серьгу. Для этого приготовьте круглую гладь сечением 0,55 и 0,3 мм (небольшие кусочки), чтобы сделать филигранную трубочку. Теперь навивайте тонкую проволоку вокруг толстой длиной 10 мм и осторожно, чтобы не помять контур сечения, снимите (рис. 88). Затем раскусите пополам, отожгите и сдвиньте легонечко пальцами, чтобы просветы между витками исчезли. Смочите флюсом, посыпьте чуть припоя и спаяйте по отдельности трубочки (спаяться должны между собой витки, а не трубочки). Каждую трубочку нужно уложить в место соединения колечка для дужки и контура нижнего набора с обратной стороны, используя при этом подложки из сетки, чтобы верхний набор, чего доброго, не отвалился, смочите флюсом, посыпьте припоем и паяйте широким пламенем, опять же прогревая все изделие целиком, и лишь когда оно нагреется достаточно, перенесите огонь конкретно на трубочку (вы увидите, как она уляжется, чуть поерзав, как бы устраиваясь поудобнее в ложбинке, образованной от соединения колечка и контура) (рис. 89).
Теперь нужно приготовить круглой глади сечением 0,5 мм. Откусите по 17 мм, отожгите и проденьте в трубочки, так чтобы с обеих сторон выглядывали одинаковые отрезки. Согните их до совмещения, затем опилите надфилем срезы, чтобы при повторном совмещении они представляли ровный угол, и спаивайте, как спаивали филигранное колечко для кулона (точечным пламенем, отделив изделие так, чтобы оно не нагревалось). Проверьте качество (рис. 90).
Изготовить замок для серег можно и другим способом. Для этого нужно приготовить два отрезка круглой глади по 6—7 см и хорошенько отжечь. Отрезки затем следует выпрямить на шпе-
раке. Если проволока жесткая, то поступают так: закрепляют один край в ювелирных тисках, а другой — во флацангах и растягивают с усилием. Проволока при этом выпрямляется. Затем на изнаночной стороне серег на долевой оси симметрии в верхней части трехгранным надфилем распиливают неглубокий (0,2— 0,3 мм) паз под стержень. Длина паза 1—1,5 см. Флацангами на стержнях делают прямоугольный излом на расстоянии 1 см от края заготовленных проволочек. Далее при помощи подложек или бин-дры (которую продевают через отверстия рисунка небольшими кусочками и связывают) обеспечивают соприкосновение проволочки на плоскости серьги так, чтобы отогнутый отрезок находился в вертикальном положении, а горизонтальная часть помещалась в паз. После этого стык смазывают флюсом, сыплют припой и паяют. Особое внимание следует обратить на отогнутую и свободно лежащую части стержня, так как они будут нагреваться быстрее всего и имеют риск оплавиться. Прогревать следует сначала все изделие, а уж затем места стыков. После пайки следует проверить ее качество. Наиболее важный участок (необходимо, конечно, обеспечить повсеместную крепкую пайку) — соединение стержня в верхней части серьги, потому что здесь стержень при носке подвержен механическим воздействиям при застегивании и расстегивании замка.
Далее следуют отделочные работы, на них не буду останавливаться, напомню только, что при полировке крепко держите изделие.
Подробнее о монтировке камней. Отмытые от полировочной пасты изделия просушите мягкой неворсистой тряпочкой. В каждый каст аккуратно, чтобы не повредить зубчиков, вложите камень. Если элементы верхнего набора, расположенные выше каста, мешают это сделать, осторожно (чтоб ненароком не оторвать их вовсе) отогните корнцангами или круглогубцами. Затем корнцангами прижимайте каждый зубчик к камню с усилием (рис. 91). Проверьте, закрепился ли камень (он не должен ни качаться, ни шевелиться). Скорректируйте его положение. Как только он зафиксируется неподвижно, верните в прежнее положение отогнутые элементы.
Треугольный замочек не должен иметь заусенцев. Круглогубцами слегка выгните наружу кончик треугольника. Дужку изготовьте привычным порядком, прикрепите к кольцу контура и проверьте работу замка. Наки-душка должна зафиксировать хвостик дужки серьги, не сваливаясь с нее, и движением пальца сниматься. Если этого не происходит, поменяйте угол загиба у накидушки или измените немного форму дужки. Добейтесь того, чтобы замок работал.
У второго варианта замка оформление дужки ведется следующим порядком. Свободно лежащий стержень следует отогнуть в сторону лицевой части серьги, а затем при помощи ригеля вынуть дужку. Длина дужки в этом случае будет больше. Край ее нужно обработать надфилем так же, как и первой. Теперь следует оформить полукольцо из вертикально лежащего стержня так, чтобы дужка могла свободно туда проникать сбоку и цепко там держаться. Для гибки маленького стерженька нужны круглогубцы. После оформления полуколечка лишнюю проволоку отсекают, край запиливают. После этого примеряют дужку к замку и корректируют ее форму и положение. Она должна упираться в выпуклую часть полукольца, а не болтаться в свободном положении внутри него. Край дужки слегка изгибают, чтобы обеспечить этот упор.
Похоже, самое время примеривать.