ДИНАСТИЧЕСКИЕ РЕГАЛИИ

ДИНАСТИЧЕСКИЕ РЕГАЛИИ

Но не только в религии или в медицине — важнейшую роль испокон веков играли драгоценные камни как династические регалии императоров, королей, царей.
На заре Римской империи головным убором императора служил лавровый венок. И очевидно, первым, кто ввел специальный торжественный головной убор—диадему был император Аврелиан (214—275). Диадема представляла собой широкий обруч, украшенный двумя нитями жемчуга и одним рядом драгоценных камней между ними. Императора Константина (306—337) можно считать «изобретателем» первой короны: конструктивно она состояла из «стефаноса» — жесткого золотого обруча и надетой поверх него диадемы.
В VI в. введена была стемма — в дополнение к диадеме ее украшал целый ряд подвесок, спускавшихся над ушами и унизанных жемчугом и драгоценными камнями. В IX в. в Восточной Римской (Византийской) империи во время правления македонской династии стемма получила навершие из двух дуг, а в X в. к ним добавился закрепленный наверху крест.
В конце XI столетия в обращение вошла «камилавка» — новый головной убор монархов. Камилавка ведет происхождение от головного убора греческих и сирийских священнослужителей VII в. От него же происходит парадный головной убор римского папы, преобразившийся со временем в папскую тиару.
Камилавка состояла из чехла (или колпака) из ткани, который поддерживался поначалу двумя золотыми дужками, а впоследствии — сплошной полусферой и был украшен наложенными или свисающими с него драгоценными камнями и жемчугом. В Византийской империи камилавка оставалась в обиходе до самого ее конца. На Западе в 751 г. король франков Пипин Короткий (751—768) предпочел увенчать свою голову короной, и с тех пор корона становится эмблемой королевской власти. Само слово «корона» греческого происхождения, оно означало «венец», «венок», а теперь стало синонимом высшей власти.
В IX в. и на Западе появилась корона с дужками, которые были, вероятно, переняты у византийцев, а может быть, вели свое происхождение и от тевтонского шлема. Германский король Оттон I (936—973) носил еще корону с одной дужкой, характерную для германского средневековья. Возможно, уже при нем, но вероятнее, что при Конраде II (1024—1039), в навершии германской императорской короны появился крест.
В книге о королевских сокровищах Европы лорд Твининг делает попытку определения самого понятия «сокровища короны». На заре установления монархий не было необходимости в высокой денежной стоимости атрибутов королевской власти. Им придавалось значение лишь как знаку, выражавшему патриотические чувства. И когда коронация королей и императоров была введена впервые, сначала на ее декоративную сторону не обращалось внимания. Но по мере того, как церковь приобретала роль в ритуалах «помазания» и коронации, усилились и ее притязания на то, чтобы взять под свою эгиду и королевские регалии, становившиеся все более пышными.
Так, например, во Франции еще во время раннего средневековья местом хранения «регалий» короны становится королевское аббатство Сен-Дени. В Англии соответственно аббаты и монахи Вестминстерского аббатства приобретают право короновать английских королей, причем корона и другие регалии св. Эдуарда, необходимые для этого ритуала, хранились в этом аббатстве. В Италии хранителем ломбардской короны становится клир Монца. По слухам, тамошние церковники якобы даже сами сделали корону, чтобы подкрепить этим свои притязания на ее хранение. В Богемии в XIII в. хранилищем королевских регалий становится собор св. Вита. Подобных примеров можно привести много. Но в некоторых странах регалии хранились в так называемых королевских сокровищницах. Чем могущественней была династия, тем сильнее была потребность собрать ощутимые, зримые сокровища в подобной кладовой, где наряду с регалиями и знаками отличия хранились золотые и серебряные монеты, соответствующая столовая и кухонная посуда и утварь, а также украшения. В мирные времена эти предметы употреблялись по своему прямому назначению, а в случае нужды могли быть частично обращены в деньги.
Существовал особый род регалий, так называемые атрибуты государственной власти, в которые входили корона, королевский скипетр, королевская держава, оружие, облачения, парадная одежда, специальная посуда и ложечка для «помазания» — словом, все вещи, которые были предназначены для коронации и были предусмотрены только для этой церемонии. Их невозможно было использовать в каких-либо других случаях.
Однако существовало множество других возможностей, когда государь должен был, во всяком случае он был в этом уверен, появиться украшенным соответствующим образом. Поэтому необходимо было иметь второй комплект королевских украшений, применение которых тоже было строго ограничено этикетом. Поэтому королям нравилось помимо государственной национальной короны иметь еще собственную, личную корону, которой они могли распоряжаться более свободно. В целом можно сказать, что атрибуты королевской власти, государственные регалии и личные короны и представляют собой именно то, что вкладывается в понятие «сокровища короны».
Французский король Франциск I был первым монархом, у которого возникла идея создать собрание особо выдающихся своим великолепием драгоценностей, которые должны были бы стать неотъемлемой принадлежностью короны. Однако, несмотря на защиту соответствующими государственными актами, в дальнейшем многие предметы из этого собрания исчезали — чем-то могли награждать приближенных, что-то раздаривалось фаворитам и фавориткам (правда, если последние попадали в немилость, им приходилось возвратить драгоценности в казну). Тем не менее идея сохранения и приумножения сокровищ короны просуществовала во Франции до конца второй империи, то есть до 1870 г. Таким образом многие из королевских драгоценностей попали в Лувр.
В тех странах, где монархия столетиями была тесно связана с государством, например в Англии, Австрии, России, Баварии, сокровища короны и личные драгоценности монархов не разделялись. В других странах, где позиции монархии в целом и монархов в частности казались не столь прочными, сокровища короны и личные драгоценности были строго разграничены, существовали независимо друг от друга.