Базовый паз открытого типа

Базовый паз открытого типа

Паз открытого типа - это такой паз, стенки которого соединены с основанием существенно ниже уровня, на котором находятся шипы бриллиантов, либо соединены только по концам паза. В этом разделе описана и проиллюстрирована постановка бриллиантов в базовый паз открытого типа. Дна, наличие которого следует учитывать при работе, здесь просто нет, верх паза прямой и ровный, стенки узкие. Цель - поставить бриллианты так, чтобы площадки бриллиантов располагались в одной плоскости. Это нетрудно, но работать приходится кропотливо и с очень небольшими допусками. Многие приемы, применяемые для постановки бриллиантов в базовый паз открытого типа, используются и в процедурах закрепки камней в наиболее изящные ювелирные изделия. Приобретя эти навыки, их легко применить к другим разновидностям пазовой закрепки.
ШАГ 1. Осмотрите оправу. Особое внимание уделите ее качеству и конструкции. Наличие значительного количества раковин и другие дефекты могут внести изменения в процедуру. Заранее зная, что эти дефекты существуют, вы сможете избежать проблем в дальнейшей работе. Ознакомиться с конструкцией оправы необходимо, поскольку она в процессе закрепки будет подвергаться довольно жесткому обращению. Оправы широкой конструкции, возможно, придется поддерживать с помощью пасты китт при выполнении отдельных операций, либо нужно будет применять специальные зажимные приспособления. Если не требуется каких-то немедленных исправлений, то, по меньшей мере, нужно постоянно прмнить об обнаруженных дефектах, а также о тех, которые предстоит найти.
ШАГ 2. Осмотрите камни. Состояние бриллиантов окажет непосредственное влияние на то, как их придется крепить. Изъяны следует отметить именно в этот момент и заявить о них, если они существенны. Не берите на себя ответственность за бриллианты, прежде чем тщательно их осмотрите. Для этой оправы все бриллианты должны быть одного размера. Некоторые исправления можно внести позже при доработке оправы на стадии финишной доводки. Если какой-либо бриллиант заметно больше или меньше, в готовом изделии он будет выделяться.
ШАГ 3. Подготовьте оправу к закрепке. Удостоверьтесь в том, что стенки паза параллельны, и на них нет вмятин. Убедиться в этом можно, равномерно проведя мелким надфилем по верху паза. На вмятинах рисок от надфиля не окажется. Посмотрите на паз с торца, ни одна из стенок не должна быть заметно ниже другой. Осмотрите оправу с боков, чтобы обнаружить возможную асимметрию (См. Рис. 3.2).
Рис. 3.2. Базовый паз открытого типа (вид сбоку и с торца).
.
Если верх стенок оправы лежит в одной плоскости, понадобится лишь незначительное опиливание, в иных случаях с более высокой стенки металл нужно будет снять. Когда стенки оправы приобретут одинаковую высоту, опилите обе одновременно, пока риски надфиля не будут равномерно покрывать обе поверхности за один проход. Это обеспечит уверенность в том, что все вмятины устранены. Затем опилите поверхность под углом 4590° к предыдущему опиливанию, чтобы удостовериться, что первое опилчэание было выполнено на одном уровне. Затем обработайте поверхность наждачной бумагой для удаления следов опиливания.
ШАГ 4. Проверьте ширину паза. Равномерно разместите бриллианты по центру паза площадками вниз. Ширина паза между стенками должна составлять приблизительно 3/4 диаметра бриллиантов (См. Рис. 3.3). Если бриллианты выдаются за внешние края паза, то, в разумных пределах, стенки можно раздвинуть плоскогубцами. И, напротив, слишком широкий паз можно сжать. Позже вглубь каждой стенки будет резаться посадочное место на 1/8 диаметра бриллианта.
Рис. 3.3. Круглый бриллиант, расположенный на стадии осмотра площадкой вниз. Паз должен иметь ширину 3/4 диаметра камня. Посадочные места вырезаются вглубь каждой стенки приблизительно на 1/8 его диаметра.
.
ШАГ 5. Отметьте положение бриллиантов. При этом смотрите на раскладку сверху вниз строго вертикально для того, чтобы было лучше видно, и для большей точности разметки. Для нанесения границ между бриллиантами и на торцах паза работайте штихелем с острым кончиком или чертилкой. Затем удалите камни и уточните недостаточно четкие линии. Бриллианты следует держать в лотке, расположенными по размеру. К этому моменту должно быть ясно, где в точности будет крепиться каждый из них.
Рис. 3.4. Использование чертилки для нанесения разметочных линий, указывающих положение бриллиантов.
ШАГ 6. Подберите подрезную фрезу для резки посадочных мест. Поскольку одна сторона паза будет подрезаться, эта фреза здесь идеально подходот. Ее диаметр должен быть чуть меньше диаметра камней. Иногда, особенно при подрезке, подрезная фреза оставляет после себя большее, чем ее диаметр, посадочное место. Если же фреза окажется слишком мала, позже можно будет подработать подрезку фрезой диметра, точно соответствующего диаметру бриллианта. По крайней мере, имея предварительно прорезанные посадочные места, работать фрезой, диаметром равной бриллиантам, можно будет с меньшим усилием, что обеспечит повышенную точность выполнения операции.
ШАГ 7. Методом проб и ошибок прорежьте первое посадочное место; оно будет служить образцом для резки остальных. Введите фрезу в паз под наклоном и подведите к той стенке, которую собираетесь подрезать. Фреза должна находиться точно между разграничительными штрихами и на глубине, соответствующей необходимому уровню посадочного места (См. Рис. 3.5 (А)). При пазовой закрепке бриллиантов это лучше делать на глубине в 1,5 высоты коронки камня. Когда фреза начнет равномерно вращаться, плавно наращивайте обороты, одновременно вдавливая ее в стенку паза. Вначале сконцентрируйтесь на подрезаемой стенке. После выборки небольшого количества металла уберите фрезу и осмотрите рез. Он должен находиться точно на месте данного камня и на положенной глубине. Если что-то не так, исправьте положение, переместив фрезу.
Рис. 3.5. Способ подрезки посадочного места подрезной фрезой в пазу открытого типа.
Для того чтобы завершить работу над посадочным местом, уточните положение фрезы в пазу. Постепенно наращивайте обороты до среднего значения, при котором металл легко режется. В то же самое время, когда вы будете подрезать одну стенку, меняйте угол хвостовика фрезы по отношению к поверхности, чтобы одновременно резать противоположную стенку (См. Рис. 3.5 (В)). Когда хвостовик встанет почти вертикально, посадочное место будет уже ровно вырезано. В итоге, когда вы установите бриллиант, он должен вдаваться в каждую стенку на одинаковую глубину, хотя обе стенки резались по-разному.
ШАГ 8. Осмотрите посадочное место, которое вы сделали в качестве образца. Прежде чем продолжить работу, проверьте, как в нем сидит бриллиант (См. Рис. 3.6). Он должен плотно входить в паз, сидеть ровно, без перекосов и находиться ниже верхней кромки паза. Убедитесь в этом, оглядев паз сбоку и с торцов. Если посадочное место мало, переделайте его при помощи фрезы большего диаметра, либо той же самой, но врежьтесь в подрезанную стенку поглубже. Когда вы «набьете» руку при работе с данной конкретной оправой, оставшиеся посадочные места будут резаться уже уверенно.
ШАГ 9. Вырежьте оставшиеся посадочные места. Не оставляйте бриллианты в оправе при резке посадочных мест. Они лишь закроют обзор, к тому же могут сколоться или затупить фрезу. При резке руководствуйтесь разметочными штрихами. Если первое посадочное место было сначала вырезано фрезой, диаметром меньше диаметра камня, а затем расширено большей по размеру фрезой, точно так же поступайте и при резке всех остальных посадочных мест. При работе с прямолинейными пазами и круглыми бриллиантами очень важно единообразие в выполнении работы. Если только не возникнет никаких проблем с первым посадочным местом, нововведения следует приберечь для более подходящих случаев. Размеры бриллиантов могут слегка различаться, хотя внешне они все одинаковы. Чтобы не прорезать слишком большое посадочное место, время от времени останавливайтесь, чтобы примерить тот бриллиант, под который в данный момент режется посадочное место.
ШАГ 10. Осмотрите посадочные места. Сметите стружки и другой мусор с оправы. Проверьте посадочные места в отношении глубины, однородности резки и горизонтальности размещения. Часто встречаются посадочные места после переделки: сначала его вырезали слишком высоко, затем опустили. Это может привести к сколу бриллианта при закрепке. Если по неосторожности такое посадочное место все-таки получилось, отметьте его положение, чтобы при работе с бриллиантом, который будет здесь крепиться, проявлять повышенную осторожность. Неровный рез и другие проблемы с посадочным местом обычно можно исправить подрезной фрезой и/или подгонкой стенок паза при помощи плоскогубцев.
ШАГ 11. Вставьте бриллианты. Помещайте бриллианты в паз, вводя их под наклоном в подрезанную стенку и проталкивая их вниз по противоположной стенке. По мере постановки каждого бриллианта на место проверяйте уровень и горизонтальность установки, глядя на паз сбоку и с торца. Если понадобятся исправления, следите, чтобы каждый бриллиант оказался именно на своем месте. Малейшее отклонение в размере приведет к тому, что они по-разному будут подходить к оправе. Когда все бриллианты встанут на свои места, их площадки должны оказаться в одной плоскости.
ШАГ 12. Убедитесь, что расстояния между камнями одинаковы (См. Рис. 3.7). Иногда чуть больший бриллиант можно поменять местами с чуть меньшим для того, чтобы в одном месте этот промежуток уменьшить, а в другом - увеличить. Если это можно выполнить, не принося в жертву горизонтальность или качество установки бриллианта, то это лучше, чем прорезать посадочные места заново.
Посадочное место можно приблизить или отодвинуть от соседнего. Для этого подрезная фреза ставится на место и при включенных оборотах сдвигается в нужном направлении. Бриллиант, поставленный в такое гнездо, может сдвигаться вдоль паза. Закрепке именно этого камня следует уделить особое внимание. Если приходится прибегать к сдвигу посадочного места, соседние камни следует удалить, иначе фреза их, скорее всего, заденет.
ШАГ 13. Выполните окончательную подготовку к закрепке. Когда все камни будут установлены должным образом, проверьте, чтобы не было никаких загрязнений ни на камнях, ни на металле. Если камни сидят плотно, паз можно осторожно промести щеткой. При этом те камни, которые могут шевелиться на своих посадочных местах, можно поддержать прижав их с одной стороны паза большим или указательным пальцем.
ШАГ 14. Подежмите бриллианты. Работайте плоскогубцами с узкими губками. Одну губку плоскостью разместите на подрезанную стенку паза. Другую губку поместите на верх противоположной стенки (См. Рис. 3.8). Выберите точку обзора, чтобы хорошо было видно ту стенку паза, которая нагибается на бриллианты. Сожмите плоскогубцы ровно настолько, чтобы заметить, что металл сдвинулся. Повторите это с каждым бриллиантом, затем проверьте, что они по-прежнему остаются в одной плоскости. Если все в порядке, повторите процесс. В итоге, вся верхняя часть стенки, включая и металл в промежутках между камнями, должна слегка нагнуться на грани бриллианта, прилегающие к рундисту.
То же самое проделайте с другой стенкой. Возможно, сдвижения металла не будет заметно, но для уверенности в надежности закрепки проделайте все, как и ранее. Подрезка посадочных мест не всегда выполнена безупречно. Так как рундисты бриллиантов обычно скрыты от глаз, простейший способ удостовериться в надежности фиксации с этой стороны паза - повторить процедуру, как уже было описано ранее. При ее проведении бриллианты можно сколоть, поэтому на подрезанную стенку не давите так же сильно.
Рис. 3.8. Использование плоскогубцев для поджатия бриллиантов в пазу открытого типа. Одна губка плоскостью опирается на подрезанную стенку, тогда как другая нагибает противоположную стенку для фиксации бриллианта.
.
ШАГ 15. Проверьте надежность фиксации. Сначала осмотрите оправу сверху. Обе стенки паза должны быть навалены на камни до такой степени, чтобы часть рундиста была скрыта от глаз. Если перекрывание недостаточно, еще подтяните стенку плоскогубцами. Кроме этого, можно провести испытание пинцетом или другим пробным инструментом. Будьте осторожны при использовании этих способов, поскольку бриллианты можно раскачать или сколоть. Наиболее надежный метод - попытаться сместить бриллианты при помощи пчелиного воска.
ШАГ 16. Прочеканьте металл по обе стороны паза поближе к граням коронок бриллиантов. Используйте чекан и легкий чеканочный молоток. Кончик чекана должен сходиться в круглую плоскую площадку диаметром около миллиметра. Если бриллианты не вдаются внутрь контура кольца, в качестве фиксирующего приспособления можно использовать ригель с продольной канавкой или без нее. Если бриллианты выступают внутрь, придется использовать другое зажимное приспособление. Поместите кольцо в зажимное приспособление и прочеканьте сначала подрезанную стенку. Наносите удары по чекану без перекосов. Удерживайте кончик чекана по центру стенки вертикально и, прижимая плоскость инструмента к поверхности, пройдитесь по всей стенке (См. Рис. 3.9). Время от времени поворачивайте кольцо, чтобы не приходилось работать в неудобном положении. Внимательно смотрите, как металл сдвигается все ближе к бриллиантам, и как это сказывается на закрепке. Не бейте слишком сильно или несколько раз подряд по одному и тому же месту. Шансов навалить металл ровно и единообразно вдоль паза и избежать при этом серьезных вмятин или сколов на бриллиантах больше, если нанести вместо этого несколько легких ударов.
Рис. 3.9. Использование чекана для приминания металла стенок к бриллиантам.
.
Вовсе не обязательно вплотную прижимать металл к бриллиантам, поскольку во время выполнения отделочных операций края будут подрезаться. Если металла над бриллиантами настолько много, что работа идет с трудом, слегка его спилите. Такое опиливание позже будет способствовать контролю за продвижением чекана. После того как неподрезанная стенка паза будет достаточно прижата к камням, переверните кольцо в зажимном приспособлении для обработки противоположной стороны, но удары наносите с уже меньшей силой. Камни будут надежно закреплены и без этого, однако такая проковка делается для дополнительной уверенности и для того, чтобы стенки паза были симметричны и одинаковы.
ШАГ 17. Удалите вмятины. Сначала опилите верх паза плоским напильником с тонкой или средней насечкой. Бриллианты должны сидеть достаточно низко, чтобы стенки можно было обрабатывать одновременно и получить при этом параллельный паз. Если бриллианты сидят высоко, опиливайте стенки паза раздельно и лишь настолько, чтобы удалить вмятины.
Иногда приходится даже делать наклон от внутренней стенки паза наружу. Это необходимо, когда металла очень тонок, чтобы его еще и удалять непосредственно над бриллиантами. В таких случаях небольшие неровности можно оставить, они будут позже удалены наждачной бумагой. Что бы ни делалось с одной стенкой паза, должно повторяться и по отношению к другой. Симметричность обработки проверяется осмотром оправы с торцов.
ШАГ 18. Подрежьте металл у внутренних краев паза вдоль бриллиантов. Работайте баретным надфилем №6 или треугольным игольчатым надфилем. Опиливайте прямо, слегка отклоняя плоскость от бриллиантов. Если металл слишком тонок, и работать надфилем нельзя, либо тому есть другие причины, работайте флахштихелем №40 с полированным кончиком, чтобы подобрать лишний металл (См. Рис. 3.10). Когда эта работа будет завершена, металл с обеих сторон паза должен выглядеть одинаково (См. Рис. 3.11). Для этого обычно с подрезанной стенки приходится снимать больше металла.
Рис. 3.10. Подрезка нависающего над камнями металла при помощи флахштихеля по направлению от бриллиантов.
.
ШАГ 19. Выровняйте внутренние стенки паза. Можно использовать острозаточснный пемзовый круг. Работайте длинными обметающими движениями. Делать это нужно лишь постольку, поскольку необходимо выровнять стенки с еле заметным уклоном. Если круг прижать в одном месте с излишним усилием, металл в этом месте расплющится. ш ШАГ 20. Выровняйте верхние стенки паза. Раньше это не стоило делать, поскольку при подрезке надфиль или штихель могли сорваться и испортить поверхность. Сначала работайте наждачной бумагой №2, обернутой вокруг рейки; так удаляются следы от надфиля. Затем можете продолжить наждачной рейкой с полировальной бумагой №4/0 или большим резиновым кругом с плоской кромкой.
Рис. 3.11. Металл с обеих сторон паза должен быть подрезан одинаково.
Рис. 3.12. Пять бриллиантов, закрепленных в базовый паз открытого типа.
.
ШАГ 21. Обработайте стенки оправы. В зависимости от степени повреждений по отношению к дизайну используйте надфиль со средней насечкой или наждачную бумагу №2. Глубокие вмятины проще удалить более грубым надфилем или наждачной бумагой №3. В любом случае завершите финишную обработку наждачной бумагой №2, а затем полировальной бумагой №4/0. Еще заметим, что при такой обработке следует сохранить толщину стенок и их дизайн идентичными с обеих сторон паза.