Кабошоны

Кабошоны

Самый древний способ огранки, который используется и в наше время,— придание камню округлой формы, известной под названием «кабошон». Это слово образовалось от французского слова, которое в свою очередь произошло от латинского cabo — голова. Очень давно, во времена императоров Древнего Рима, таким способом часто обрабатывались более мягкие камни. Считалось, что такие камни помогают людям, страдающим близорукостью; это объясняется тем, что прозрачные камни, обработанные в виде полого кабошона, представляют собой вогнутую линзу. Известно, например, что Нерон наблюдал бои гладиаторов через кристалл изумруда *. Этот стиль долгое время пользовался преимуществом при обработке таких цветных камней, как изумруд, рубин, сац-фир и гранат; в настоящее время эти камни не обрабатываются в виде кабошона; эта форма используется лишь при обработке «кошачьего глаза», звездчатых камней и главным образом непрозрачных и полупрозрачных камней и камней с какими-либо дефектами. Темно-красному гранату, который некогда называли карбункулом, настолько часто придавалась подобная форма, что слову «кабошон» стали приписывать другое значение — красный гранат, обработанный кабошоном. В середине прошлого века это был самый популярный камень для брошей, но сейчас он вышел из моды.
Если форма кабошона придается камню со всех сторон, образуется бусина, все еще пользующаяся популярностью среди народов Востока. В бусинах просверливается отверстие, затем они нанизываются на нить, и их носят как ожерелье. Местные гранильщики часто усиливают цвет слабоокрашенных камней, заполняя отверстие подходящей краской.
Кабошоны могут быть трех различных типов с постепенным переходом от одного к другому. Первый (рис. 79) тип — выпуклый кабошон. Обе поверхности камня, верхняя и нижняя, изогнуты, причем кривизна имеет одинаковый знак, хотя ее величина может значительно меняться. При огранке лунных и звездчатых камней таким способом верхнюю поверхность делают более выпуклой для.
лучшего проявления оптического эффекта. Напротив, рубину или сапфиру^ обладающим глубоким цветом, при обработке в форме выпуклого Кабошона придают другие очертания, так как свет легче проникает в камень со стороны менее выпуклой поверхности и более полно отражается от другой стороны с последующим усилением свечения камня. Опалы всегда делаются более выпуклыми
на открытой стороне, но кривизна поверхности меняется в значительных пределах; они обычно круто обрезаются, если камень вставляется в кольцо. Хризоберилловый «кошачий глаз» всегда обрабатывается с искривлением основания, для того чтобы усилить цвет и сохранить вес.
При уплощении менее выпуклой стороны выпуклый кабошон переходит во второй тип — простой кабошон (рис. 80), у которого нижняя поверхность плоская. Эта форма обработки обычно используется для кварцевого «кошачьего глаза» и иногда для карбункулов. Плоская сторона у камня, обработанного простым кабошоном, всегда расположена внизу.
При смене знака кривизны нижней поверхности простой кабошон переходит в кабошон третьего типа — выпукло-вогнутый кабошон (рис. 81); при этом в камне снизу делается выемка, а от рундиста знак кривизны резко меняется. Этот способ предпочитают при обработке темных Камней, таких, например, как густо-окрашенные карбункулы, которые, будучи огранены более толсто, почти не проявляют цвета. В выемку часто помещают кусочек станиоля (оловянной фольги), для того чтобы усилить отражение света и таким образом увеличить цветовой эффект.